Несколько лет назад я побывала в музее Александра Пушкина в Москве. Впечатления от его посещения были столь сильными, что вылились в цикл стихов о великом поэте. Тогда же мною была написана статья «Последняя дуэль Пушкина», опубликованная в «НР» в феврале 2012 года. Спустя время я снова оказалась в столице и, стоя перед стендом с объявлениями музея, размышляла, к кому же мне обратиться, чтобы передать статью и стихи. Этим человеком стала старший научный сотрудник Алла РУДНЕВА.
Статью, опубликованную в «Находкинском рабочем», и стихи я передала Алле Борисовне. Приехав в Москву еще раз, я вручила ей подарок – книгу о наших местных красотах «Колыбель Солнца», а она пригласила меня посмотреть экспозиции. Музей Александра Пушкина — очень светлое гармоничное пространство. Все, собранное и представленное в музее, излучает особую притягательную магию, осененную именем поэта. И, кажется, он сам незримо присутствует в одном из залов, и вот-вот выйдет в гостеприимно распахнутую дверь.
Когда Пушкина не стало, Москва, потрясенная великой утратой, сохранила память о великом поэте. В 1880 был сооружен памятник на народные деньги, который стал восприниматься как символ Москвы. Именем Пушкина названы улица, площадь, набережная, театр и кинотеатр, библиотека и музей изобразительных искусств, открыта мемориальная квартира на Арбате. В 1999 году, в год 200-летия со дня рождения поэта, в Государственном музее А.С. Пушкина прошла реконструкция. В настоящее время его фонд насчитывает более 200 тысяч экспонатов. Самая ценная его часть, около 500 единиц хранения, — мемориальные предметы, личные вещи Пушкина и его современников.
Особое место среди них занимают пушкинские реликвии. Это автограф Пушкина на списке книг, взятых им из библиотеки гончаровской усадьбы Полотняный завод. Слова Пушкина о том, что «всякая строчка знаменитого писателя становится драгоценной для потомства», в данном случае справедливы вдвойне: музейный автограф сообщает названия ранее неизвестных книг, принадлежавших кругу чтения поэта. Музей располагает портретами Пушкина, дополняющими его прижизненную иконографию. Это единственный портрет Пушкина ребенка, созданный предположительно графом Ксавье де Местром, частым гостем в семье Пушкиных.
Музей хранит картину Н.Г.Чернецова «Кавказ. Вид Дарьяльского ущелья» — она висела в последней квартире поэта на Мойке в его кабинете. Артефакты, принадлежащие ему,и, наконец, скорбные реликвии: прядь волос Пушкина, гипсовая маска. Здесь хранятся предметы ближайших родственников и потомков Пушкина. Многие мемориальные вещи из собрания имеют большую художественную ценность, они демонстрируются на выставках и включены в постоянную экспозицию музея «Пушкин и его эпоха». Московская пушкинская коллекция собиралась многие годы, и она периодически пополняется.
Работа по закупке предметов, имеющих музейную ценность, велась с антикварными и букинистическими магазинами, а также с частными лицами. Помогали и коллеги из других музеев, передавая некоторые материалы. В формировании музейного собрания огромную роль сыграли дарители, среди которых были потомки Ганнибалов, Пушкиных, Вульфов, Нащокиных, Вяземских, Шереметевых и других дворянских родов, так или иначе связанных с Пушкиным. Пушкинские реликвии сохраняло не одно поколение. Памятным вещам удалось избежать гибели во время войн и революции.
Имя Пушкина знакомо нам с детства. Вначале его чудесные сказки, затем бессмертная лирика и проза, вдохновившая многих художников и композиторов на создание своих шедевров. Достаточно вспомнить «Царевну Лебедь» Врубеля или музыкальные картинки к повести Пушкина «Метель» Георгия Свиридова, музыку, которую в студенческую пору я играла в составе оркестра. Пушкин незримо присутствовал в моей жизни всегда. И вот как прекрасное видение — залы его музея.
… Вот под стеклом рукописи стихов Пушкина, воспроизведенные на бумаге первой трети XlX века, которую делали из тряпья, поэтому она и синяя, и серая. Эту бумагу передал музею архив РГАДА, листы были обработаны специальным химическим составом и пересняты. Тарелки с видами Царского села, фарфоровая чайная пара, золоченые светильники и многие другие предметы, органично дополняющие друг друга, составляют основу интерьера.
…За стеклом сверху до самого низа – каскад пушкинских рукописей. Он составлен из листов, написанных поэтом в знаменитую Болдинскую осень. В центре зала — столик, на котором фарфор с видами Павловского парка. На стенах портреты, а на столике у рукописей портрет Пушкина и Гончаровой работы Александра Брюллова.
Целый зал связан с произведением Пушкина «Пиковая дама». На стене портрет Натальи Петровны Голицыной, дожившей до 96 лет и ставшей прототипом старой графини (о чем писал сам Пушкин). Вольтеровское кресло, под стеклом на столике карты, изображения императоров, участвовавших в войне 1812 года. Как известно, Пушкин наделил Германна чертами Наполеона, поэтому в зале лежит пистолет того времени, которым герой угрожал «зловещей старухе».
Часть экспозиции занимают изящная роспись потолка, бархат тяжелых штор, часы XVIII века. Последующие залы связаны с жизнью Пушкина в Санкт-Петербурге, который многие иностранцы называли Северной Венецией. Картины и бюсты, книги из личного кабинета поэта и самый горестный экспонат – посмертная маска поэта.
Помимо постоянной экспозиции в музее работает и выставка для детей, основа которой — сказки Пушкина. В ней несколько тематических комнат, есть театр теней, огромная книга на стене, которую можно листать, рассматривая красочные иллюстрации и тексты. Здесь в экспозициях можно увидеть персонажей любимых пушкинских сказок. Есть там и сундук, который собирала художница Татьяна Алексеевна Маврина, которая не только иллюстрировала сказки поэта, но и собирала фольклорную коллекцию.
На память о встрече прошлого года у меня осталась подаренная экскурсовом необыкновенная книга – мемориальная Пушкиниана с профилем поэта на обложке и его строками «Минувшее меня объемлет живо…», ставшими её заголовком. Книга, которая создавалась несколькими поколениями сотрудников государственного музея. Бесценный труд, достойный уважения.