В Находке, в гостиничном комплексе на озере «Рица», в сентябре пройдёт всероссийская «Литературная резиденция». Её предваряют конкурсы, организованные Ассоциацией писателей и издателей России. Накануне мы встретились с членом Союза российских писателей, публицистом Валерием МАЛИНОВСКИМ и попросили его рассказать об этом мероприятии и ответить на другие вопросы.
— Валерий, какие работы вы представили на рассмотрение жюри конкурса? Расскажите о его условии и о тех, кто оценивает работы литераторов. Почему мероприятие столь высокого уровня проводится именно в Находке?
— Литературный форум такого масштаба в Находке проводится, пожалуй, впервые. Но счастливый случай выпал нашему городу не случайно. В конце 2020 года по инициативе депутата Государственной думы Сергея ШАРГУНОВА, первого заместителем председателя Комитета по культуре была учреждена Ассоциация писателей и издателей России (АСПИР). Она, наконец, объединила пять крупнейших писательских сообществ: Союз писателей России, Союз российских писателей, Союз писателей Москвы, Союз писателей Санкт-Петербурга и Российский книжный союз. Одна из главных задач Ассоциации – поиск и поддержка литературных талантов по всей России. С этой целью был создан проект «Литературные резиденции». В его идею заложен механизм определения одарённых писателей, а также намечаются пункты их сбора. В этом году резиденции проходят в городах семи федеральных округов. В Дальневосточном — писателей соберут Хабаровск и Находка. На первой стадии проекта проводятся литературные конкурсы, где участвуют все желающие от 18 лет и старше, независимо от места проживания. В резиденции попадают победители – для повышения писательского мастерства.
Для находкинской резиденции, запланированной с 3 по 23 сентября на озере «Рица», проводится два конкурса. Первый – прозаический. Приём заявок уже завершился. От участников требовалось представить на 90 процентов готовую рукопись книги. Я отправил очерки и рассказы о природе и культуре – главные темы конкурса, назвав рукопись «У истока Уссури». Итоги жюри подведёт к сентябрю. Номинации второго конкурса – публицистика, критика, эссе. В нём участвую с эссе — предисловием «Жрица, сестра огня» – о талантливой камчатской поэтессе Жанне ГЕРМАНОВИЧ, моей землячке. Работа написана для её готовящегося сборника стихов.
Возглавит «Литературную резиденцию» в Находке Елена ШУБИНА, известный российский литературный критик, литературовед, редактор и издатель. Её помощники проведут мастер-классы, прочитают лекции, будут организованы круглые столы. О составе жюри не сообщается. Но требования к произведениям высокие. Лучшие могут быть изданы отдельной книгой. В прошлом году на Дальнем Востоке «Литературную резиденцию» принимала Камчатка. Опыт успешный, особенно для отдалённых районов. По всему, и приморские писатели получат не плохую практику. Думаю, двери резиденции будут открыты и для тех участников, кто в победители не попадёт – в качестве вольнослушателей.
— Каким для вас был минувший год? Особое место в вашем творчестве занимает Япония. Есть литературные задумки на этот счёт?
— Много времени уделил подготовке к изданию книги о путешествии в Японию на яхте с прославленным мореходом Леонидом ЛЫСЕНКО, профессором Морского университета им. адмирала Г.И. Невельского. В июле 2019 года мы побывали в Нагасаки, познакомились с его удивительной историей и культурой. Но книга пока не вышла. Лысенко – учитель Фёдора КОНЮХОВА. Под его руководством Фёдор впервые вышел на яхте в дальний поход — экспедицию по следам Витуса БЕРИНГА.
Не прекращаю краеведческо-журналистскую работу. Приморская газета «Утро России», где публиковал свои материалы, к сожалению, закрылась. Пришлось перейти в «свободный полёт». В этом есть свои преимущества. Я увлёкся русско-японскими литературными контактами прежних лет. Удаётся находить много интересного и даже эксклюзивного. Такие материалы, иногда относящиеся к столетней истории, охотно публикуют культурно-просветительские журналы. В 2023 году отправил в прекрасное иллюстрированное издание «Словесница Искусств», выходящее в Хабаровске, очерк «Бубновые краски» – о русском художнике, просветителе Варваре БУБНОВОЙ, прожившей в Токио с 1922 по 1958 год. Он вышел в начале этого года. Впервые показана переписка Бубновой с профессором-русистом Ясуи РЁХЭЙ, её учеником. Они переписывались после возвращения Бубновой в СССР. Нашлось и несколько не известных в России картин.
Чуть раньше в московском журнале «Человек и мир» опубликован очерк о современном переводчике произведений Михаила БУЛГАКОВА — Исихаре КИМИМИЧИ. В июльско-августовском номере «Дальнего Востока» вышел очерк «Остров крутых зюйд-остов» – о путешествии группы журналистов, победителей дальневосточного конкурса природоохранной журналистики «Живая тайга», числе которых и я – на заповедный остров Фуругельма. Удалось занять третье место на творческом конкурсе имени Петра КОМАРОВА литературных произведений, опубликованных в изданиях, выпускаемых краевыми государственными учреждениями культуры Хабаровского края. В номинацию «Поэзия» представил фантасмагорию «Не зная пути, или По тропинкам Севера с Басё».
— Приближается 75-летие Находки. Что из своих работ посвятите городу?
— Два года назад журнал «Человек и мир» заказал мне материал о Находке. Зарисовки о путешествиях по городским кварталам, особенно старым, дышащим историей, сейчас пользуются популярностью во всём мире. «Человек и мир» хорошо читают и за границей, у него многотысячный тираж. Часто статьи выходят под рубрикой «Прогулки по городу», или вроде того. Я, честно говоря, оказался в затруднении. Находка – город молодой, архитектурой не богат, на причалах – уголь, снег и деревья – серые, рыбацкая слава померкла… И где «прогуливаться»? О чём писать? Ходил, смотрел, думал… Помогли библиотеки, музей и озеро Солёное. Оказалось, в Находке столько литературной истории! Ко всему, появился храм Максима Исповедника в византийском стиле! Я написал очерк «Островок Византии». Не буду пересказывать его содержание, просто приведу «литературный» фрагмент.
«С 1956 года отношения СССР и Японии пошли на поправку: обоюдно продекларировано прекращение состояния войны. Заметное место в контактах стало отводиться обмену культурами. В Страну восходящего солнца потоком хлынули журналисты, учёные, художники, артисты театра и кино, писатели… Путь с обеих сторон был один – через Находку. Поэт, корреспондент газеты «Находкинский рабочий» Геннадий ФОКИН не упускал случая оказаться на причале рядом с возвращавшимися из сказочных городов Нара, Киото, Осака, Никко литературными знаменитостями, путешественниками, космонавтами. Перехватывал и иностранцев. Первым из них в 1981 году – после рабочих поездок в Рим и Ташкент – на трое суток был пленён, правда, уже в конференц-зале Интерклуба, прибывший на международный семинар молодых исследователей по проблемам сотрудничества в бассейне Тихого океана известный норвежский этнограф, исследователь, морской путешественник.
– Товарищ Хейердал, – обратился без обиняков «своевременный» Фокин к учёному, – что вы тут не слышали? Да и утомились уже. А у меня на берегу моря – капитальный гараж с сауной, кухней, аквалангом, лодкой с мотором. В сотне метров от берега – трепанги, гребешки, мидии. А это мои друзья, корреспонденты. Мы не отпустим вас без интервью!
Интервью на Золотарях, пляжном районе у синего моря, славились в сопричастном народе не столько текстами, сколько альбомными фотоиллюстрациями: осенённый цветущим морским шиповником костёр, Гулливеров котелок с окуневой ухой на тагане, «Уссурийский бальзам» на скатерти-самобранке, уставшая гитара и бриз, замерший от стихов и диковинных историй. «Интервью у костра» – всего лишь жест изысканного гостеприимства в преддверии неотвратимого обмена опытом. Официальные же творческие встречи с известными людьми проходили в Домах культуры, библиотеках, учебных заведениях. И часто залы не вмещали всех желающих. Тот гараж уже разрушили волны, но воспоминания «Именитые гости города» Геннадия Фокина (1936-2017) сохранились. Особого внимания удостоены Михаил ШОЛОХОВ, Николай ЗАДОРНОВ, чешский художник Ян ГОНЗА МАХ, осенью 1967 года рисовавший Находку, Виктор АСТАФЬЕВ, Василий АКСЁНОВ и многие другие…
«Юлиан СЕМЁНОВ приехал в Находку инкогнито, – поясняет свою фотографию 1969 года в альбоме «Прощай и здравствуй» находкинский фотокорреспондент Игорь ГУСЕВ. С помощью знакомого милиционера мы взяли его «под колпак» в досмотровом зале местной таможни. Потом безнадёжно долго прощались. Наконец, он не выдержал и сказал: «Мужики, если вы не поспешите в редакцию писать обо мне репортаж, то через 17 мгновений я сойду с поезда и навсегда останусь в Находке…»
С одним из ставших именитым Геннадий Фокин плечом к плечу прошёл по жизни четыре года. Было это давно, в 1950-х годах, на эскадренном миноносце Северного флота. Этого человека, начинающего поэта, Фокин представил с не большим напутствием во флотской газете «На страже Заполярья», в 1957 году. Заметка называлась так: «Доброго пути, Николай РУБЦОВ!» Очерк будет опубликован в начале 2025 года, к юбилею города.
— Над чем работаешь в настоящее время? Творческие планы на ближайшую перспективу?
— Пытаюсь сделать материал об участии молодых советских художников Льва Канторовича и Фёдора Решетникова в походе по Северному морскому пути на ледоколе «Александр Сибиряков» в 1932 году. Арктические многолетние льды корабль сильно повредили, и он был вынужден после успешно завершённого перехода из Архангельска в Тихий океан отправиться на ремонт в Японию. О пребывании художников в Стране восходящего солнца мало что известно. Я копаюсь.
Беседу вёл Владимир ПАНТЮХОВ