Розыск как судьба

IMG_2669Наша безопасность и покой для сотрудников полиции — повседневная работа, очень непростая, а зачастую и опасная. Профилактика преступлений, их пресечение и раскрытие — бесконечный бег по кругу, требующий выносливости, самоотверженности, психологической устойчивости.
Гвардией российской полиции называют уголовный розыск. И не зря. За тремя словами стандартной формулировки «по версии следствия» стоят недели, а нередко и месяцы кропотливого труда многих людей. Какие только сети порой не приходится расставлять сотрудникам сыска, чтобы поймать преступника. Методы их работы в большинстве секретны, поэтому истории раскрытия многих громких дел не выносятся за двери оперских кабинетов.
В профессии сыщика трудностей и опасностей хоть отбавляй, но и притягательности немало. Быть сотрудником УГРО мечтают многие, но в это подразделение полиции отбирают лучших. «Это — моя жизнь», — говорил о своей работе начальник уголовного розыска Находкинского линейного отдела МВД России на транспорте майор полиции Павел АРХАРОВ. Свыше 20 лет отдал он беспокойной, круглосуточной службе, раскрыв немало запутанных преступлений. Этой осенью легендарного опера проводили на заслуженный отдых.
— Под руководством Павла АРХАРОВА отдел добился хороших показателей в оперативной деятельности, много лет занимал лидирующие позиции в управлении. Опыт и высокий профессионализм начальника розыска помогли ему создать сильный профессиональный коллектив. За время службы Павел Сергеевич многократно поощрялся ведомственными и государственными наградами. Благодарю за многолетний добросовестный труд, желаю крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях, — сказал на торжественных проводах начальник Находкинского ЛО МВД России на транспорте подполковник полиции Дмитрий ГОРОХ.
Павел Сергеевич родом из старинного русского города Тверь. Его знаменитый земляк и однофамилец Николай АРХАРОВ был обер-полицмейстером Москвы — до мельчайших подробностей знал все, что происходило в столице. С удивительной быстротой раскрывал самые сложные дела, нередко используя нестандартные, оригинальные приемы, что послужило почвой для многочисленных баек о нем. Сотрудники именно его подразделения пополнили русский язык новым определением — «архаровцы». Впоследствии это слово стало крылатым, правда несколько изменило своё значение. Не посрамил знаменитую фамилию и Павел Сергеевич, хотя служить в милиции не было его мечтой. Как большинство советских мальчишек, он увлекался спортом и машинами, мечтал посвятить себя покорению спортивных вершин.
В патрульно-постовую службу вод-ного отдела милиции порта Восточный он пришел рядовым в 1994 году после срочной службы в морской пехоте на острове Русский. В УГРО начинал оперуполномоченным. Премудростям профессии учился у профессионалов сыска, которыми руководил Евгений ШАРЫГА. Он и передал новичку свои знания и умения. Павел Сергеевич считает его своим учителем.
— Хорошо помню первое раскрытое преступление. Получил оперативную информацию, что кто-то сколотил банду из жителей Средней Азии, которая по ночам вскрывает контейнеры на железной дороге и забирает все ценное. Сидя в засаде, наблюдал, как из подъехавшего грузовика и микроавтобуса вышли крепкие ребята, вскрыли контейнер и стали выносить коробки с холодильниками и грузить в грузовик. Помню, как лихорадочно соображал, как действовать дальше. Ведь я был один. Сотовый телефон в те годы мог себе позволить редкий человек, и точно не опер! На двенадцатой коробке выскочил из кустов с криком: «Стоять! Милиция!». Бригада врассыпную — по кустам и камышам, автобус мигом уехал. Хорошо зная местность, понимал, что беглецы выйдут в определенной точке. Подбежал к охране железнодорожной станции, через пару минут с двумя охранниками оказался на исходной позиции. Задержали восьмерых перепачканных в болоте беглецов, а главаря нет. Его поймали на следующий день. Им оказался бывший оперуполномоченный уголовного розыска Киргизской ССР. Своих соотечественников он заверил, что они — бригада грузчиков. Платил им зарплату и надбавку за ночную работу. Мужики и не догадывались, что совершают преступление, — рассказывает майор АРХАРОВ.
Мой собеседник подчеркнул, что этот случай, скорее, исключение, чем правило. Ведь погони и перестрелки случаются при плохо подготовленной операции — недоработке оперов.
— Пистолет – не главное оружие оперативника. Если операция организована разумно, обходится без выстрелов и сопротивления. Современный сыщик – это, прежде всего, хорошая физическая подготовка, интеллект, личное обаяние и особое чутье. И, конечно же, Ее величество удача! – считает Павел Сергеевич.
За 20 лет работы «шестое чувство» у АРХАРОВА обострилось. Ему порой достаточно взгляда, чтобы понять – человек держит камень за пазухой. Развивал интуицию ежедневной, скрупулезной работой, постоянным анализом, командной проработкой ситуации. Этому учил и своих подчиненных. Нередко часами объяснял, как поступить в той или иной ситуации, беседовать с подозреваемым и свидетелем, оформить протокол, сделать запрос. Но самое главное – старался передать молодым оперативникам дух коллективизма, дружбы, преданности своему делу. Ведь слаженной командой легче докопаться до сути.
— Бывает, осматривая место преступления, не находишь ни малейшей зацепки и кажется, что дело раскрыть невозможно. Но потихоньку, по ниточке тянешь, и клубок разматывается. Казалось, невозможно найти убийцу на судне, пришедшем из Охотоморской экспедиции. В деле была замешана женщина – классический любовный треугольник. Убив соперника на глазах у пассии и друга, преступник избавился от тела. Компания три месяца заучивала, что говорить сотрудникам полиции. Ответы были отрепетированы и выверены, но интуиция подсказывала – лгут! Непросто было разговорить подельников, заставить путаться в показаниях, а затем «сдать» друг друга, – вспоминает мой собеседник.
Работа в УГРО по силам очень немногим, потому что на износ. Идя по следу преступника, нередко стираются границы прошедшего и наступившего дня. И все-таки Павел Сергеевич всегда находил время для близких людей и увлечений. С женой живет в любви и согласии 24 года. Встретил ее в Находке, когда проходил срочную службу. Женился и остался в Приморье. Есть взрослый сын, который недавно вернулся из армии – служил в ВДВ. Хобби – спортивные, гоночные автомобили – занимает немало свободного времени. Он не только участник, но и победитель многочисленных гонок на Кубок Приморского края.
— Сегодня учусь жить без любимой работы. Без круглосуточных звонков и суеты. Правда, ветераны нашей службы всегда востребованы как опытные наставники, а ощущение собственной нужности унывать не дает. Те, кто думают, что пенсионный возраст – время тихого забвения, безусловно, ошибаются. Проводы на заслуженный отдых – лишь смена устоявшегося рабочего ритма, завершение одного жизненного этапа и начало другого, – считает Павел АРХАРОВ.

Анна ГРОМОВА, пресс-служба Находкинского ЛО МВД России на транспорте
Запись опубликована в рубрике Закон и право. Добавьте в закладки постоянную ссылку.