Руслан ГУСЕЙНОВ: МЫ ДЕЛАЕМ ОДНО ГЛАВНОЕ ДЕЛО

6 апреля следственные органы отмечают 55-летие со дня создания этой службы в системе МВД России. В отделе МВД России по городу Находка отдел следствия полтора года назад возглавил подполковник юстиции Руслан ГУСЕЙНОВ.

О службе и задачах, которые она выполняет, планах, приоритетах и результатах работы находкинских следователей наша беседа с гостем «НР» накануне юбилейной даты.
Руслан Гусейнович, в Находку вы приехали из Хабаровска, сменив престижную работу в Дальневосточном транспортном управлении на хлопотную службу в городской полиции. Почему приняли предложение о переезде?
— Я родился в Артеме в семье военнослужащего. Отца через несколько лет перевели в Хабаровск, где я закончил технический вуз, став специалистом по организации транспортных перевозок. Всегда мечтали семьей вернуться в Приморье, ближе к морю. Планы о смене места жительства осуществились спустя годы, чему рад.
Вы всегда хотели быть следователем?
— Да, только дорога к профессии была долгой. Закончил технический вуз и сразу поступил на заочное отделение по специальности «юриспруденция». Был призван на срочную службу, отслужил, вернулся в звании сержанта. Подал документы в транспортную милицию, куда был принят стажером на должность дознавателя. Год проработал инспектором штаба, закончил вуз и получил второе высшее образование. С этого момента началась моя работа следователем на железнодорожной станции Хабаровск-1. И тот период стал для меня настоящей школой становления в профессии.
Приглашение через полтора года работать в управлении транспортной полиции по Дальневосточному федеральному округу принял сразу. Следователем проработал более шести лет. Позднее попробовал себя на оперативной работе. С должности старшего оперуполномоченного отдела экономической безопасности и противодействия коррупции был приглашен в Главное управление МВД России по ДФО. В ноябре 2015 года меня пригласили в Находку руководителем отдела экономической безопасности и противодействия коррупции отдела МВД. Но вакантной была и должность заместителя начальника ОМВД — начальника следственного отдела. Решение было принято.
Что было самым сложным на новом месте службы?
— Для меня это была новая сфера деятельности с учетом огромного объема работы и смены ведомственности. Транспортная полиция и территориальное подразделение МВД — большая разница.
В вашем багаже опыт работы оперативника и следователя. Чем они отличаются?
— Оперуполномоченный — это, прежде всего, непосредственная работа с людьми на первоначальной стадии. Следователь должен оценить работу оперативных служб, изучить, проанализировать, проверить, обобщить собранный материал, все факты и обстоятельства в доказательную базу.
Тогда какими качествами должен обладать следователь?
— Большими знаниями, аналитическим складом ума, усидчивостью. Хороший следователь — внимательный, коммуникабельный, эрудированный человек.
Руслан Гусейнович, вы помните свое первое большое успешное дело в должности следователя?
— Даже два. Первое такое дело было связано с незаконным оборотом наркотиков. В те далекие лихие годы было много изъятия наркотических средств на транспорте, много командировок в Сибирь, откуда они поступали. Была установлена группа, которая занималась поставками в Хабаровский край крупных партий. Второе дело — с обвинительным приговором и реальным сроком в 11 с половиной лет лишения свободы организатору преступной группы. Было закончено уголовное дело, связанное с незаконным возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным поставкам леса и лесоматериалов в Китай через фирмы-однодневки. Это был редкий случай полного доказательства состава преступления в таком сложном деле.
Ваше мнение как профессионала — что изменилось за последние годы в работе следователя?
— С каждым годом работать следователем сложнее. Это связано и с изменениями в Уголовном законодательстве, и с политикой государства о смягчении наказания за совершенные преступления. Сегодня ряд статей о наказании за отдельные уголовные преступления вообще исключены из Уголовного кодекса или переведены в разряд административных правонарушений. Уголовное дело считается оконченным для следователя, если собрана полная доказательная база, составлено обвинительное заключение, оно утверждено прокурором и вынесен обвинительный приговор.
Сегодня вы как следователь тоже занимаетесь уголовными делами, связанными с незаконным оборотом наркотических веществ. Какие перемены в этой сфере?
— Что четверть века назад, что сейчас мы расследуем дела по незаконному сбыту, хранению, транспортировке, продаже наркотических средств. Формат работы прежний, сбор доказательств по таким преступлениям сложнее: на службе преступников — интернет и новые схемы распространения. Например, закладки.
По каким критериям оценивает руководитель отдела работу своих подчиненных?
— У нас основной показатель эффективности работы — направленные в суд дела. Нагрузка на каждого следователя очень большая. И она отличается сложностью по количеству дел, находящихся в производстве. В отделе следствия ОМВД их в десять раз выше, чем в отделении следствия транспортной полиции. Это огромные физические и психологические нагрузки на следователя. Но за полтора года моей работы уволилась только одна сотрудница, которая не справилась с ними. Остальные работают. На каждого следователя приходится по 10-15 дел, у каждого дела — свои особенности.
Каковы ваши действия, если сотрудник не справляется с объемом или дело возвращено прокурором на дополнительное расследование?
— Каждый случай возврата дела на доследование означает обязательную служебную проверку. В таких ситуациях начинаю с себя, потом с руководителей следственного отдела — почему не увидели недоработку или, что обиднее, технические мелкие ошибки в материалах дела, что тоже является причиной возврата дела на доследование.
В таких ситуациях, на мой взгляд, главная мера — убеждение, а не дисциплинарное наказание. Как убедить сотрудника, что он где-то недоработал? А следом еще один вопрос: а как нужно работать? Общественное порицание при подведении итогов работы отдела за какой-то период не понравится никому. Есть другой метод — поощрение лучших сотрудников, на которых остальные равняются и стараются полезный опыт перенимать. Человеческий фактор еще никто в нашем деле не отменял.
Что нужно такое сделать, чтобы получить поощрение за нелегкий труд?
— В системе МВД давно стало хорошей практикой поощрять отличившихся. В настоящее время для этого нужно в течение месяца закончить три уголовных дела, утвержденных прокурором. Уверен, что в любые времена сотруднику полиции приятно увидеть свое фото на Доске почета, получить благодарность. Для людей общественное признание немаловажно.
Как следствие взаимодействует с оперативными службами, чтобы конечный результат был более успешным?
— Как минимум такое взаимодействие регламентируется служебными документами. Как максимум очень важны дружеские отношения, когда сотрудники доверяют и ценят вклад каждого. Мы все делаем одно главное дело — боремся с преступностью.
Какое дело считаете успешным, показательным для начинающих следователей за последнее время?
— Оно тоже связано с незаконным оборотом наркотиков, когда гражданка Азербайджана создала в городе сеть распространения наркотиков, наркосодержащих веществ и впоследствии легализовала денежные средства с использованием подставных лиц, не подозревающих об этом. Редко применяемая статья 174 Уголовного кодекса РФ. Дело было закончено, направлено с обвинительным заключением в суд. Виновные получили реальные сроки.
Руслан Гусейнович, чему учитесь у коллег? О чем говорят следователи при встречах?
— Главный вопрос – взаимодействие с прокуратурой. Это наш надзорный орган. Во многом показатели территориальных органов правопорядка зависят от качества расследований и оконченных уголовных дел с направлением в суд. Отрицательный фактор — возвращение дела из прокуратуры на дополнительное расследование. Об этом мы можем говорить друг с другом долго и обстоятельно. Хотя устоявшееся выражение «Три юриста вместе — три точки зрения» тоже имеет место быть.
У каждого есть свой опыт, и он бесценен для коллег. В нашем деле одинаковых дел не бывает никогда. Но у следователей одинаковые подходы и требования на этапе сбора неопровержимых доказательств. И учиться нам всем нужно постоянно и ежедневно. В нашем отделе по многим моментам мы советуемся друг с другом. Коллективное обсуждение одной проблемы — тоже школа профессионального роста.
Что вы делаете, если вас критикуют?
— Сначала переживаю сам и ищу причины. Потом делаю выводы и ищу способы решения проблемы.
Какой вопрос следователю, новичку отдела, вы обязательно задаете?
— Обязательно уточню — работает ли кто-то из родственников и знакомых в системе МВД? Даю понять человеку, что он должен знать, что профессия следователя самая сложная в структуре МВД. Мне важно понять, готов ли человек к нагрузкам и полной самоотдаче. В нашей профессии без этого ничего не получится. Считаю не обязательным работать до позднего вчера. Есть сотрудники, которые уходят в 18:00, и у меня к ним нет вопросов. Это зависит от внутренней организованности, таланта, если хотите! Кому-то это дается легко, а у кого-то это приходит со временем. Куда важнее — интерес и желание стать профессионалом в своем деле.
Можно ли стать следователем, не заканчивая профильный вуз?
— Да, и примеров много. В том числе и я. Я не учился в школе милиции, у меня первое образование — техническое. Но в свою профессию пришел целенаправленно.
Сами вы вряд ли уходите с работы в 20.00. Вас в семье понимают?
— Я ухожу из дома в 6-7 утра. Если возвращаюсь домой в 8 вечера, то считаю, что ушел рано. Утренние часы для меня самые продуктивные. А семья давно смирилась с таким расписанием, меня дома понимают.
Что пожелаете коллективу отдела, всем коллегам в системе МВД в юбилей?
— Благополучия в семье, здоровья, больше друзей и единомышленников.
Какую задачу ставите сотрудникам отдела?
— Быть в первой десятке как минимум краевого управления. Следственный отдел дает основной результат работы всего отдела полиции в Находке. Мы не можем подвести товарищей.
Я пожелаю вам удачи!
Беседовала Наталья ВОТЧАЛ

Запись опубликована в рубрике Наш город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.