Стало доброй традицией в Находкинском пассажирском АТП чествовать юбиляров предприятия, пребывающих на заслуженном отдыхе.
Недавно на рабочей планёрке итээровцев генеральный директор транспортного холдинга Алексей ГАШЕВ тепло поздравил с круглыми датами юбиляров Владимира СМОЛЕНСКОГО, отметившего 75 лет, и Евдокию КАРТАШОВУ, достигшую своего 85-летия. Руководитель предприятия вспомнил основные события их производственной деятельности, поблагодарил за многолетний добросовестный труд, пожелав крепкого здоровья и долголетия, вручил цветы и конверты с денежными премиями.
Выбор на всю жизнь
В 1966 году, когда закончились три года срочной службы в одной из воинских частей города Свободного, что в Амурской области, Владимир СМОЛЕНСКИЙ не захотел возвращаться назад в Кабардино-Балкарию, и вместе с четырьмя товарищами, которые, как и он, никогда не видели моря, отправились в Находку. На станцию Тихоокеанская поезд пришел поздно ночью, когда город уже спал. Отметить демобилизацию друзья решили в ресторане «Приморье». Там случайно встретились со старшиной, уволившимся в запас из их воинской части на год раньше. После ресторана переночевали у него в частном доме на Астафьева. Утром направились в АТП своим участием решать в городе проблему с пассажирскими перевозками. Начальник предприятия Николай Степанович ГАПОНЕНКО встретил молодых людей с распростертыми руками. В автошколе ребят зачислили на курсы обучения по категории «Д», устроили их в общежитие АТП.
— Товарищи мои через год дружно уволились из АТП. А я, получив категорию «Д», семь лет отработал на ЛИАЗе на городских пассажирских перевозках — самом сложном направлении. Наиболее тяжелым из них был маршрут на Падь Ободную. Дорога туда всегда была плохой, и водители любыми правдами и неправдами старались «откреститься» от этого маршрута. Автобусов на линии постоянно не хватало, из-за перегруза они часто ломались, случались большие перебои в графике движения. Не маршрут, а одни страдания, — вспоминает Владимир Филиппович.
Этот отрезок производственной деятельности в АТП оказался для Владимира СМОЛЕНСКОГО не только самым сложным, но и славным. Водителю повезло с напарником — у него был такой же молодой сменщик, ответственный, грамотный, сдержанный, а самое главное — порядочный человек Виктор ДЗЮБАН. За безупречный труд Виктор был награжден орденом Почета, а Владимир Филиппович удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
— Несмотря на все сложности, практически каждый раз наш экипаж выполнял производственный план по выручке и по итогам года становился победителем соцсоревнований. Орден мне вручали в торжественной обстановке в крайкоме партии. Это был 1974 год. В числе других приморцев, прошедших срочную службу в армии, мне дали и юбилейную медаль в честь 20- летия Победы над фашисткой Германией, — рассказал Владимир СМОЛЕНСКИЙ.
Вскоре после этого его перевели на междугородние перевозки. Поработать довелось практически на всех маршрутах, как говорится, исколесив весь край вдоль и поперек. В то время в Приморье пришел первый венгерский «Икарус», который по распределению передали в Находкинское АТП. По сравнению с ЛИАЗом это была более надежная и комфортная машина. И доверили ее Владимиру СМОЛЕНСКОМУ. Однажды он возвращался на «Икарусе» из очередного рейса из Владивостока, в районе Романовки из-за поворота внезапно вылетел «Запорожец» и врезался в пассажирский автобус. Позже оказалось, что у легковушки были неисправны тормоза.
Это единственная его авария за все 43 года работы водителем автобуса в Находкинском АТП. За этот период Владимир СМОЛЕНСКОЙ награжден знаком «За работу без аварий» трех степеней, а его фамилию в числе лучших водителей страны однажды опубликовали в центральном журнале «Автомобилист». Но сложных ситуаций в его практике на дороге было немало. Однажды Владимир СМОЛЕНСКИЙ возвращался из Кавалерово ранним утром с 16 пассажирами в салоне. На улице зима, с раннего утра крупными хлопьями повалил мокрый снег. На одном из участков дороги, видимо, от сильного ветра и тяжести снега наклонились над проезжей частью несколько деревьев. Да так, что проехать под ними было невозможно. Надо было как-то выходить из положения.
Следом за СМОЛЕНСКИМ ехал еще один автобус, только по другому маршруту. К счастью, у того водителя оказался топор. Срубили 16 деревьев и освободили проезжую часть для движения транспорта. На это дело им понадобился не один час. Преодолев трудность, двинулись в путь, как вдруг по мокрому снегу машину резко понесло на обочину. Выбраться собственными силами Владимир СМОЛЕНСКИЙ уже не мог. В таком положении автобус «провисел» над краем дороги до тех пор, пока его не вытащил проезжавший мимо груженый лесовоз.
— В очередной раз также в сильный снегопад я возвращался четвертым графиком из Владивостока. В районе Тинканского перевала машину внезапно потянуло на обочину, и мы забуксовали. Ночь, непроглядная темень и полная безнадежность. Проезжавшего мимо водителя легковушки попросил передать в АТП о нашей ситуации. А через несколько часов на тягаче вместе с водителем на помощь уже приехал начальник автоколонны Николай Степанович ПАРАФЕЙНИК. Сильный ветер чуть ли не валил на землю, мокрые от снега руки мгновенно костенели и не слушались. С горем пополам я подцепил трос, и мой автобус вытащили на ровную дорогу. Устал страшно, изрядно измотаны и перепуганы были пассажиры. Шквалистый ветер сорвал дорогую шапку с головы начальника автоколонны и стремительно понес по снегу далеко в лес. Николай Степанович хотел было догнать ее, но глубокий снег не пустил его. Было видно, как он сильно огорчился. Чтобы перевести проблему в русло шутки, я с иронией сказал ему: «Не переживайте, Николай Степанович, по весне найдете свою шапку». Он улыбнулся, махнул рукой, и мы пошли по машинам, — рассказал Владимир СМОЛЕНСКИЙ.
Отработав в АТП практически всю жизнь, отсюда он и вышел на заслуженный отдых. Хотя еще продолжительное время трудился на пригородных, а потом на заказных перевозках, доставляя строителей спецморнефтепорта «Козьмино» на объект и обратно. Наравне с государственной наградой Владимир Филиппович не раз отмечался администрацией автопарка денежными премиями, имеет звание «Ветеран труда». В свое время в соавторстве с Виктором ДЗЮБАНОМ они усовершенствовали коробку переменных передач на ЛИАЗе, что было расценено как рационализаторское предложение, а молодых водителей отметили почетными грамотами АТП.
Кассир с задатками психолога
Евдокия Петровна КАРТАШОВА переехала в Находку вместе с мужем Николаем Ивановичем из Миасса Челябинской области почти полвека назад. Устроились в АТП, муж работал водителем автобуса, она у него — кондуктором. Через год Евдокию перевели в билетную кассу старшим билетным кассиром.
— В мои обязанности входила выдача водителям билетов перед очередным рейсом. У каждого из них свой характер, а мне казалось, я умела найти подход к любому человеку. Улыбнусь, скажу доброе слово, где-то переведу их проблемы в шутку… А как иначе? Впереди дальняя дорога, ответственность за пассажиров, я прекрасно понимала, что нельзя отпускать его в дальний путь загруженным. Поговоришь минутку-две, смотришь, отлегло от сердца, человек повеселел, разгрузился. Как-то получалось у меня находить ключик к каждому сердцу. И водители за это уважали меня. Порой заглядывали хоть на несколько минут, чтобы поздороваться, а то и душу излить, — вспоминает Евдокия Петровна.
В билетной кассе она отработала более 20 лет, затем ее перевели в кассу по переучету выручки, где трудилась до самой пенсии. За добросовестный и безупречный труд неоднократно награждалась почетными грамотами АТП, отмечалась благодарностями и денежными премиями.
До самой пенсии работал в АТП и ее муж труженик тыла Николай Иванович, с которым она прожила в браке 68 счастливых лет. Сначала он трудился на городских пассажирских перевозках, затем водителем-наставником по стажировке начинающих водителей. По случаю золотой свадьбы дети устроили родителям большой праздник в ЗАГСе.
— Сколько помню, к нам всегда хорошо относились на предприятии. И поныне каждый год администрация АТП собирает своих пенсионеров в столовой на День пожилых людей на чаепитие. Хоть на немножко, да заглянет кто-то из руководства, пообщаемся, поделимся воспоминаниями, споем песни нашей молодости. И на душе легче. Не забывают нас и по другим праздникам: то позвонят, то поздравят почтовыми открытками. Мелочь, а приятно, что о тебе помнят в коллективе, где ты отработал почти всю жизнь, — сказала в завершении Евдокия КАРТАШОВА.
Владимир ФЕДОРОВ
На снимках: Евдокия КАРТАШОВА и Владимир СМОЛЕНСКИЙ