В картинной галерее «Вернисаж» открыта персональная выставка картин находкинского художника Сергея РЯЗАНЦЕВА под названием «Вкус цвета». Она продлится до 6 сентября. Почитатели изобразительного искусства смогут увидеть здесь живописные и графические работы автора в таких классических жанрах, как портрет, натюрморт, пейзаж… На его полотнах — город и море, горные и лесные пространства… Художник использует разные техники, прибегая к акварели, пастели, гуаши и маслу. Накануне наш корреспондент встретился с автором выставки и попросил его рассказать о своем творчестве и планах.
— Сергей Николаевич, несколько слов о себе.
-Родился и вырос в Находке. В детстве хотел стать художником или клоуном, наверное, потому, что те и другие доставляют людям радость. Первое желание пересилило. В 1981 году окончил художественную школу № 1. Спустя шесть лет получил диплом художника-оформителя и стал работать по специальности. А три года назад окончил художественно-графическое отделение Хабаровского ТОГУ. Автор учебно-наглядного пособия для студентов и школьников «Композиционные особенности морского пейзажа». С 2005 года участник городских выставок. Последние три года регулярно принимаю участие в краевых выставках «Художники Приморья». Участник двух фестивалей российской графики Дальнего Востока «Серебряная волна», которые традиционно проходят в Комсомольске-на-Амуре. Руководитель находкинского клуба художников и фотохудожников «Отражение». Это первая моя персональная выставка.
— Что в живописи вас увлекает больше всего?
— Она делится на станковую и пленэрную. Я адепт последней, когда не засиживаешься в мастерской, так сказать, у станка, а берешь под мышку этюдник и отправляешься на лоно природы. Это моя стихия. В багажник авто обычно беру сразу три этюдника: под масло, пастель и акварель.
— Как-то советский поэт Николай Заболоцкий написал такие строки: «Любите живопись, поэты, лишь ей, единственной, дано души изменчивой приметы переносить на полотно…» Меня всегда удивляло и восхищало таинство искусства и способность художника переносить на полотно настроение и эмоции человека, его чувства, страдания и боль души… Как это удается вам?
— Заболоцкий дал емкое определение. Как это удается? Сложно выразить словами. Каждую работу, особенно портрет, необходимо пропустить через себя, вложить в нее свои идею и чувства. Для меня изобразительное искусство — своеобразный язык с иной грамматикой. Порой требуются годы, чтобы научиться им пользоваться и овладеть спецификой грамматики, чтобы богатый внутренний мир и переменчивые чувства человека скудными красками перенести на полотно. Причем передать так, чтобы их сочетание вызвало у человека восхищение и радость, грусть и слезы. Я пишу, как вижу, чувствую и понимаю. И все же художнику зачастую не дано предугадать, как та или иная его работа отзовется в душе зрителя – вызовет восторг или оставит равнодушным.
Искусство напоминает буддизм — просветление, когда человек поднимается в своем видении и воображении на новый духовный уровень, обретает способность видеть и оценивать события не как все. А увиденное — переносить на полотно. Поймет его идею и замысел зритель? Это зависит от внутреннего мира и просветленности художника и зрителя. Начинающим всегда говорю: это приходит не сразу, это пошаговый процесс. Нужно раскрыть свою идею на полотне, чтобы зритель понял ее так, как понимаю я. А это не просто.
— Как вообще рождается идея написания той либо иной картины? Поэзию Владимир Маяковский однажды сравнил с добычей радия, когда «изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды…». А как в искусстве?
— У художников, кажется, проще. Не всегда ждешь вдохновения, чаще берешься за кисть и начинаешь творить. Как-то владивостокский художник Виктор СЕРОВ, у которого собственный дом в Наречном, пригласил во время майских праздников несколько знакомых художников, включая нас с женой, на творческий выезд. Виды там прекрасные. Загрузили полную машину этюдников, холстов и двинулись в дорогу. Приехали в Партизанск, а там дождь. Преодолели большую часть пути, не возвращаться же обратно. В Наречное приехали, и там дождь. Все мокро, слякотно, словом, погода не творческая. Нахожу место посуше, усаживаюсь, в ракурсе – только большая старая береза, и ничего другого. Пишу березу, а сам ловлю себя на мысли: зачем надо было ехать за 100 км, чтобы написать какую-то березу? На следующий день снова дождь. Прячусь под карниз соседского заброшенного дома, за шиворот капают струйки, неуютно… Отсюда открывается вид на старенький соседний домик. Пишу его. И на третий день – дождь. Тут нас приглашает к себе в гости художница, у которой из ее стеклянной мастерской хороший вид на птичий дворик. Написал и его. Потом на выставке один из посетителей спрашивает, дескать, чем вдохновила вас эта береза? А я отвечаю: безвыходное положение. Но картинка получилась хорошая.
— Какие обычно наполняют чувства и мысли во время творческого процесса?
— Поначалу реагируешь на все внешние раздражители: комаров, солнце, блики, сквозняк, неудобство… Постепенно, погружаясь в творческую атмосферу, мало что замечаешь. На Триозерье бушевал шквальный ветер, понравилась сопка с кустами, нашел спокойное место и начал писать картину. Обычно идеальный пленэр, то есть вид, найти непросто. Имея большой опыт, нередко прибегаешь к разным приемам. Например, прямо перед тобой море, слева — кусочек берега с цветущим кустом шиповника, притягиваешь его, добавляешь к сюжету чайку или другой элемент, как, впрочем, и фотограф для съемки ищет различные ракурсы. В итоге получается неплохая композиция. Порой видимая картинка скучна и непривлекательна.
— Вы состоите в Союзе художников России?
— Их два: Союз художников России и Творческий союз художников России, который возродил знаменитый российский скульптор, художник и академик Зураб Церетели. Я — в Творческом союзе. В Находке знаю не менее 100 художников, и некоторые из них являются членами того либо иного Союза. В Хабаровске выставлялся известный художник Никос Сафронов, я смог побывать на его выставке несколько раз, и это не отразилось на моем кармане.
— Какому направлению отдаете предпочтение?
— Пожалуй, графике. Этих работ, написанных акварелью, пастелью, гуашью и карандашом, листов 400, а масляных на холстах – около 100.
— Когда было труднее работать художником: сегодня или в советское время?
— В то время я был художником-оформителем, а их — армия, задействованных на предприятиях, в учреждениях культуры, образования… Тогда не было таких технических возможностей для художника, как ныне заложены в компьютерах и смартфонах. Все делали вручную. В художественном училище был лидером по учебе и спорту, проходил практику у художника-оформителя Людмилы СМОЛЯКОВОЙ. Людмила Петровна давала нам такой пласт практических знаний, что мы вместо месяца за две-три недели успевали выполнить весь заказ по изготовлению политических и рекламных плакатов. Интересное было время.
В Находке есть два выставочных зала, но нет художественного рынка. Чтобы организовать каждому из профессиональных художников персональную выставку своих работ хотя бы раз в пять лет, заявку нужно подавать за два года раньше. По окончании выставки картины собираешь и снова в мастерскую, у кого она есть. Но чаще всего их приходится тащить домой, где они лежат годами, занимая место. Нужен художественный салон, где бы наши картины продавались. Во Владивостоке и Хабаровске имеются муниципальные и частные художественные салоны, где постоянно демонстрируются лучшие работы мэтров. Там не только можно их увидеть, но и купить.
— Сергей Николаевич, кто главный критик ваших работ?
— Жена Марина КОБЦЕВА. Можно иметь звание и членство, но если рядом есть личный критик — большое дело. Она по образованию врач-гинеколог, сама пишет картины. Часто и похвалит меня, и укажет на конкретные недостатки. Критику всегда воспринимаю адекватно. Каждый день у нас обычно начинается с кофе, творческих бесед и совместного просмотра в ютюбе мэтров современного искусства Вячеслава Короленкова, Бато Джугадшабова, Александра Рышкина, преподавателя Московской художественной академии и автора многих учебно-методических пособий.
— Кто-то из ваших детей пошел по стопам отца?
— Полина окончила с красным дипломом медучилище и работает на станции скорой помощи Находки, Никита заканчивает музыкальную школу по классу флейты. А вот племянник Миша РЯЗАНЦЕВ учится в художественной школе.
— Какие планы на ближайшее время?
— Съездить с женой в Крым на мастер-класс Вячеслава Короленкова. Получил приглашение на пленэр «Русская Атлантида» по старинным городам России – Суздалю, Ростову, Туле… Хотелось бы не упустить шанс и пополнить коллекцию новыми картинами. 1 октября мне исполняется 55 лет. Хоть одну из этих задумок осуществить до юбилея – было бы прекрасно.
Беседу вел Владимир ПАНТЮХОВ