Завершился ещё один год большой работы для тружеников ОАО «Находкинская БАМР». Каким в целом он был для базы активного морского рыболовства? Об этом наша беседа с заместителем генерального директора по управлению флотом ОАО «Находкинская БАМР» Сергеем ЮРТАЕВЫМ.
— Сергей Георгиевич, какие результаты принесла компании основная для дальневосточных рыбаков минтаевая путина-2014?
— Бамровский флот работал в Петропавловско-Командорской, Северо-Курильской и Охотоморской подзонах. Лимиты, выделенные предприятию, выбраны полностью. Гидрологическая обстановка на протяжении всей путины была тяжёлой, особенно в Петропавловско-Командорской и Северо-Курильской подзонах, где практически всё время бушевали сильные шторма. Нередко приходилось уводить флот к берегу в укрытия, чтобы избежать аварий. По причине штормовой погоды мы потеряли примерно 30 суток промыслового времени, в совокупности флот простоял без работы четыре дня, за которые могли бы взять по меньшей мере три тысячи тонн рыбы. А в общем наука и добытчики отмечают, что климатические условия в Охотоморье с каждым годом становятся всё жёстче и суровее.
При этом промысловая обстановка, наоборот, на протяжении всей экспедиции держалась неплохой, шёл в основном крупный минтай. Поэтому экипажам была поставлена задача выискивать скопления с хорошей рыбой, чтобы выпускать продукцию высокого качества. Сегодня к ней особенно жёсткие требования.
— Как оцениваете подготовку предприятия к Охотоморской экспедиции? Четыре года подряд вы руководите ею непосредственно в море.
— Хорошо. Предварительно с капитанами судов были проведены соответствующая работа по эффективному использованию промыслового вооружения, учёба и инструктажи со специалистами технологических линий. Положительный результат не замедлил сказаться. В целом за экспедицию компания добыла почти 54 тысячи тонн минтая в Охотском и 6,3 тысячи тонн в Беринговом морях. Это хорошие показатели. Выпустили 10,4 тыс. тонн филе, 3 тыс. тонн фарша, 7,7 тыс. тонн обезглавленного минтая, 2,4 тысячи тонн икры экспортного исполнения и 841 тонну молок, а в совокупности — 24,3 тысячи тонн пищевой продукции. Также изготовили четыре тысячи тонн технической продукции, из них 3,9 тысячи тонн рыбной муки и 23 тонны жира.
В целом поставленные задачи по Охотоморской минтаевой экспедиции наш флот выполнил на хорошо. Часть филе – примерно 200 тонн – отправили на внутренний потребительский рынок. Большую часть этой продукции глубокой переработки по-прежнему поставляем в европейские страны, которые на протяжении многих лет являются нашим основным рынком сбыта. Те объёмы минтаевого филе, что выпускает нынче БАМР, внутренний рынок просто не в состоянии освоить. И прежде всего по причине его высокой цены. Из-за увеличения затрат на производство оно считается валютоёмким для любого рыбопромышленного предприятия. Тем не менее это практичный продукт для всех слоёв населения, именно поэтому филе минтая пользуется высоким спросом.
— Внедрялись ли в прошлом году какие-то новшества в тактике вылова рыбы и способах переработки сырца в море?
— Работали традиционными методами, никаких изменений не было. Все необходимые нововведения были проведены в более ранние сроки.
— Статистика показывает, что в последние годы общие и среднесуточные уловы на единицу флота выше прошлых лет на 40 процентов. Так, в среднем в год только в Охотском море вылавливается до одного миллиона тонн минтая. Как такая тенденция отражается на запасах минтая?
— Научные исследования показывают, что в последние годы популяция минтая в этом районе промысла стабильно растёт. Именно поэтому на протяжении нескольких лет общедопустимые уловы (ОДУ) остаются неизменными, а на нынешний год ОДУ по Охотскому и Берингову морям даже несколько увеличены наукой.
— Находкинская БАМР в числе немногих дальневосточных рыбодобывающих предприятий получила сертификат Морского попечительского совета (MSC). О чём это говорит?
— Сертификат MSC является признанным знаком для рыбопродукции, добытой на экологически устойчивом промысле. Он выдаётся рыбопромышленным предприятиям разных государств и показывает, что компания или группа компаний ведёт управляемое изъятие биоресурсов, которое не приводит к ущербу запасов.
MSC-сертификат подтверждается ежегодно. Этот документ позволяет конечным покупателям, розничным сетям и переработчикам морепродуктов определить, как производитель придерживается экологических принципов вылова биоресурсов, внедряет надлежащие методы управления и сводит к минимуму отрицательное воздействие промысла на окружающую среду. Также с его помощью можно проследить правильность нанесения маркировки на таре и продвижение продукции на каждом этапе реализации. Около 15 % мирового вылова рыбы имеют MSC-сертификат, а это 42 % добычи лосося, 40 % — белых рыб (трески, минтая, хека, пикши и сайды), 85% — креветки, ещё около 3 млн тонн биоресурсов находится в процессе сертификации.
— Каждый год бамровская экспедиция под занавес лета выходит к берегам Японии на промысел лемонемы. Какие результаты рыбалки в минувшем году?
— В зоне Японии наш флот отработал хорошо. Добыли 16 тысяч тонн. Выпускали лемонему без головы, хвоста, филе и фарш. Удалось освоить новый для нас вид продукции — филе индивидуальной заморозки (шатерпак). До этого подобную продукцию выпускали только из минтая.
— В прошлом году несколько судов компания выставляла на приёмку красной рыбы у берегов Сахалина. Чем порадовала лососевая путина?
— Ничем, только огорчила. В позапрошлом году рыбаки ожидали массового подхода лосося к берегам Восточной Камчатки. Но ожидания, к сожалению, не оправдались. Давальческого сырья оказалось очень мало и переработчики понесли серьёзные убытки. В прошлом году наука опять предоставила обнадёживающие прогнозы на рыбалку, но уже у побережья Западной Камчатки. И снова промышленников постигла неудача. Мы, в свою очередь, не смогли выполнить договорные отношения с партнёрами по поставкам красной рыбы и опять понесли немалые убытки. Откровенно говоря, от лососевой путины мы ожидали лучшего.
— Сергей Георгиевич, в последние годы БАМР серьёзно работает над модернизацией судовых рыбоперерабатывающих фабрик и промвооружения. С чем это связано?
— Это одно из наших стратегических направлений. Развивающаяся компания должна всегда идти в ногу со временем. Около двух лет назад на одном из наших траулеров было установлено современное технологическое оборудование по производству продукции «Дипскин». Это филе минтая глубокого обесшкуривания, не имеет слоя подкожного жира и благодаря своим качествам высоко ценится на мировом рынке. Кстати, спрос на него даже выше, чем на обычное филе минтая.
Продолжаем работу по усовершенствованию промвооружения. Так, наш партнёр — фабрика орудий лова — продолжает приобретать исключительно усовершенствованный сетевой материал, износоустойчивость, вес и сопротивляемость которого значительно ниже обычного. Известно, чем легче конструкция трала, тем легче облавливаются рыбные скопления, меньше расход топлива. Сегодня тралы изготавливаются для разных скоростей: до четырёх с половиной узлов и от четырёх с половиной до шести узлов. В зависимости от скорости орудия лова ведут себя по-разному. Модернизация затрагивает и палубное оборудование, в частности, на трёх судах уже заменили морально устаревшие траловые лебёдки на современные. У последних хорошие тяговые характеристики, внедрять в эксплуатацию их можно без конструктивной переделки.
Подходит к завершению установка современного рыбопоискового и перерабатывающего оборудования, траловых лебёдок. Так, на БМРТ «Николай Чепик» заканчивается настройка технологического оборудования, установленного в дополнение к рыбомучной установке. Это позволит получать прямо в море высококачественный рыбий жир и муку с высоким содержанием протеина. Если пилотный проект окажется удачным, аналогичное оборудование будем устанавливать и на других наших БАТМах.
— Какой сегодня средний возраст бамровского рыбодобывающего флота?
— 32 года. Тем не менее наши суда вполне «боеспособные», их техническое состояние соответствует требованиям Регистра и регулярно поддерживается межрейсовыми и капитальными ремонтами.
— Каким в целом сложился минувший промысловый год для компании? Сколько судов БАМР выставил на минтаевую экспедицию, которая несколько дней назад стартовала в Охотоморье?
— Несмотря на многие неудачи, в целом ушедший год завершили нормально, выловив 140 тысяч тонн рыбы. Как и в прошлом году, на Охотоморскую минтаевую путину выставили все десять добывающих судов и один транспортник «Балюзек». Технически флот подготовлен к рыбалке хорошо, экипажи укомплектованы. Надеемся, сбоев не будет. Работаем в трёх подзонах: Охотоморской, Петропавловско-Командорской и Северо-Курильской. За экспедицию предстоит освоить квоту в 57 тысяч тонн минтая, это больше прошлогоднего на пять тысяч тонн. Хотелось, чтобы в районе промысла меньше было штормов, а рыбакам сопутствовала удача.