В Санкт-Петербурге прошло заседание Совета Российского профсоюза моряков. Руководители региональных, территориальных и первичных организаций профсоюза собрались в городе на Неве, чтобы обсудить положение дел на местах, подвести итоги работы за уходящий год, наметить планы на будущий.
Совет РПСМ ознакомился с итогами очного заседания Молодежного Совета РПСМ, который прошел 10-11 сентября нынешнего года. Председатель первичной профсоюзной организации моряков Севастополя, координатор Молодежного Совета РПСМ Артем БОЕВ рассказал о том, что его участники на очередном заседании обменялись опытом работы, обсудили темы мотивации профсоюзного членства среди курсантов (студентов) и рассмотрели вопросы создания цеховых организаций в профильных учебных заведениях.
В рамках реализации Стратегии РПСМ по справедливому переходу в программах устойчивого развития морской отрасли РФ до 2030 года инициативной группой был разработан план работы на 2024-2025 годы, а также отмечена необходимость продолжать эффективный социальный диалог, чтобы права и интересы моряков глубже учитывались при применении новых технологий в морской отрасли. Выступающие отметили, что технический прогресс не стоит на месте, заставляя задумываться о будущем тружеников флота. Автоматизация судоходства, переход на новые виды топлива и возобновляемые источники энергии влекут за собой, с одной стороны, сокращение рабочих мест, с другой — переподготовку морских специалистов: кому-то из них предстоит работать на берегу, кому-то получить дополнительное образование, чтобы трудиться на, так называемых, «зеленых» современных судах. Внедрение альтернативных видов топлива в связи с изменением климата требует от моряков специальных знаний и навыков. Члены Совета отметили, что справедливый переход в программах устойчивого развития морской отрасли РФ — важный процесс, в который так или иначе будет вовлечено большинство моряков. Поэтому было решено, ещё раз вернуться к этому вопросу на следующем заседании Совета, который пройдет весной 2025 года.
Что касается положения дел на местах в регионах, то, по-прежнему, актуальной проблемой остается оформление и получение пропусков в морские порты для встречи на судах с членами РПСМ. Это, как известно, право профсоюзной организации — иметь доступ к рабочим местам членов профсоюза. Однако беспрепятственный доступ в порты и на суда — вопрос, который то и дело на протяжении последних лет возникает в разных регионах и осложняет работу профсоюза.
— К примеру, председатель Черноморско-Азовской территориальной организации РПСМ Алексей БЕЛЯКОВ отметил, что сегодня нет уверенности в том, что удастся получить пропуска для прохода в порт на 2025 год. Есть определённые вопросы по этому поводу и у нас. Так, оформление пропусков в морские порты «Находка» и «Восточный Порт» на текущий год для допуска на суда, где трудятся члены РПСМ, заняло у ДВРО РПСМ два месяца. А дальше — больше. Проработав почти год по выданным документам, нас уже уведомили, что их действие прекращено, а пройти в порт и встретиться с членами профсоюза на рабочих местах теперь можно только по разовому пропуску, — рассказал председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ Николай СУХАНОВ.
Обсуждались на Совете и другие вопросы. В частности, проверка условий труда на судах является краеугольным камнем в работе Российского профсоюза моряков. Так, в прошлом году техническая инспекция труда РПСМ посетила 103 судна под российским флагом. На борту прошли встречи с более чем тысячью моряков, которые получили ответы на многие вопросы.
Среди других важных итогов работы РПСМ в текущем году было отмечено подписание Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2024-2027 гг., устанавливающего минимальные стандарты условий труда для моряков, работающих на судах под государственным флагом Российской Федерации. Председатель Российского профсоюза моряков Юрий СУХОРУКОВ добавил, что как раз это соглашение способствует улучшению условий труда моряков, является основой для социального партнерства в судоходных компаниях, при заключении коллективных договоров. Кроме того, в нынешнем году профсоюзы и судовладельцы договорились о взаимодействии по социально-трудовым и кадровым вопросам при реализации Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года. Работа в этом направлении продиктована тем, что сегодня социально-экономическое развитие Севера, особенно, Арктической зоны России и Северного морского пути, находятся в зоне пристального внимания государства.
Подводя итоги заседания Совета РПСМ, Юрий Сухоруков отметил, что, несмотря на достижения профсоюза, обстановка здесь складывается сложная. Однако она никак не повлияет на работу РПСМ, Совет уверенно смотрит в будущее: РПСМ и дальше успешно продолжит свою работу. А приоритетной задачей была и по-прежнему остаётся забота о моряках — членах профсоюза. По его словам, помочь труженику флота, обратившегося сюда за помощью — незыблемое правило, которому РПСМ следует уже более трех десятилетий своего существования.
Владимир ПАНТЮХОВ