Соцреализм и постмодерн Крушельницкого

SONY DSCВ галерее «Вернисаж» в рамках выставки портретного искусства демонстрируются работы известного петербургского скульптора Федора КРУШЕЛЬНИЦКОГО. Это событие можно назвать в каком-то смысле знаковым в культурной жизни нашего города. 

SONY DSCНа выставке представлены две авторские скульптуры, выполненные в технике бронзового литья, — «Лыжница» и «Авиатор». Первая входит в серию, посвященную достижениям отечественного спорта, вторая является вариантом памятника советским авиаторам. Оба экспоната принадлежат частной коллекции предпринимателя из Врангеля Евгения МОСКВИНА. Как рассказал владелец, он познакомился с художником во время деловой поездки в северную столицу и, будучи ценителем современного искусства, воспользовался возможностью приобрести понравившиеся работы.
Федор КРУШЕЛЬНИЦКИЙ родился в шахтерском Донбассе, окончил скульптурное отделение высшего художественно-промышленного училища им. В. Мухиной, с 1997 года является членом Союза художников России. Работы мастера выставлялись в London Contemporary Art, The Metropolitan Museum, галерее Эрарта, музее этнографии и других крупных российских и зарубежных музеях и центрах искусств.
КРУШЕЛЬНИЦКОГО часто называют скульптором-философом, певцом индустриально-технократического эпоса, и в этом, пожалуй, содержится ключ к пониманию творчества художника. Стахановцы, студенты рабфака, пулеметчики, матросы и физкультурники как собирательный образ ушедшей эпохи СССР, о которой сегодня часто вспоминают с ностальгией даже те, кто в силу возраста не может иметь о ней сколько-нибудь внятного представления, основанного на собственном жизненном опыте. Как образ недавнего прошлого страны, со своими мифологемами и легендами. Массивные, состоящие из углов и плоскостей скульптурные формы чем-то напоминают статуи древних идолов с острова Пасхи. Симбиоз архаики и соцреализма через призму тонкой иронии постмодерна создает особый мир, в котором символы существуют как бы вне времени и пространства, вне исторического контекста.
Хочется верить, что когда-нибудь КРУШЕЛЬНИЦКИЙ приедет-таки в Находку со своей большой персональной выставкой. И тогда сложившееся у многих устойчивое представление о совриске как игрушке для хипстеров и прочих странных чудаков будет наконец-то основательно поколеблено.

Татьяна КРАВЧЕНКО
Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.