…Впервые о Мокрушинской пещере я узнал из книги В.К.АРСЕНЬЕВА «По Уссурийскому краю». Видел фотографии спелеологов Владимира ТРОФИМЕНКО, Вячеслава ПЕТРОВА и Юрия ГЛУШАКОВА, которые посещали эту пещеру много раз.
В Интернете нашел краткое описание: «Мокрушинская пещера находится на юго-западе горы Зарод высотой 461 метр, на левом берегу ключа Пантовый, притока реки Мокруша — правый приток реки Тумановки, впадающей в бухту Северную залива Владимира. В восьми километрах от поселка Веселый Яр. Первым обследовал в 1906 году пещеру АРСЕНЬЕВ. Она является памятником природы РФ. Представляет собой крупнейшую карстовую пещеру Дальнего Востока.
Пещера двухъярусная. В первом верхнем ярусе расположены четыре зала, соединенные узкими коридорами-тоннелями. Система залов имеет общую длину три километра. Самый большой и красивый зал верхнего яруса — четвертый. Пещера уникальна по богатству и разнообразию сталактитов, сталагмитов, сталагнатов, каскадных натеков. Множество пещерного жемчуга и известкового теста. В нижнем ярусе находится подземное озеро 300 кв. метров. Глубина озера достигает 11 метров. Есть еще один зал, который назван Заозерным. В 1978 году владивостокскими спелеологами открыта новая часть пещеры в нижнем ярусе — Заозерье».
Как же образуются пещеры? Нахожу информацию в Интернете. Строитель карстовых пещер — вода. Она не просто строит подземные пещеры и лабиринты. Она еще и украшает их сталактитами и сталагмитами. Как же вода создает эти каменные скульптуры? «Известняк состоит из углекислого кальция, который плохо растворяется в воде. Однако если вода содержит углекислый газ, а его много в тех водах, которые проникают по трещинам сверху, то он вступает в химическую реакцию и образует двууглекислый кальций. Он растворяется в воде гораздо лучше и путешествует с водою по трещинам, пока не попадает в пещеру. Поскольку это соединение неустойчивое, здесь оно разлагается обратно на воду, углекислый газ и малорастворимый карбонат кальция.
Капли, падая с потолка пещеры, строят причудливые колонны и разнообразные скульптуры. Из капель, просочившихся с потолка пещеры, как сосульки, нарастают вниз сталактиты. Из капель, падающих на пол пещеры, снизу постепенно растут столбики — сталагмиты. Иногда эти формы срастаются друг с другом в единые колонны, которые могут достигать несколько метров в диаметре. Украшенные сталактитами и сталагмитами пещеры бывают похожи на роскошные дворцы и храмы со скульптурами удивительных животных, растений и людей».
Для себя принимаю приглашение друзей увидеть знаменитую приморскую пещеру своими глазами. Шагая по тропе к вершине сопки, метров через тридцать увидел входное отверстие. Вот здесь 110 лет назад стоял у входа АРСЕНЬЕВ. Кто-то из моих товарищей рассказывал, что пещеру в 90-е годы прошлого века приватизировали. Выполнили какие-то работы по благоустройству, а вход загородили металлической дверью. Через некоторое время туристы дверь сорвали. Она вновь стала доступна всем, кто сюда дойдет или доедет.
с тех пор, как поставили дверь, ледяных сталагмитов в первом зале больше не стало. Не появлялись они и после того, как сняли дверь. Неужели произошли необратимые процессы? А жаль! Я видел на фотографиях эти сталагмиты. Их было до сотни. Некоторые достигали до двух метров высотой. При освещении зала лучами солнца через вход красота была фантастическая. Это огромная потеря для туристов-фотографов.
Напротив входной двери в конце пещеры колодец. К нему не подхожу. Иду по тропе, выложенной из плоских камней. Она привела к следующему залу длиной около 30 метров и шириной до 20 метров. Далее идет низкий проход, который приводит в третий зал. В обоих залах много натечных образований. Есть сталактиты и сталагмиты. Чтобы сделать снимок, приходится, осветив объект светом фонарика, положить его на какой-либо камень, после чего левой рукой навести резкость на объективе и только затем фотографировать. Конечно, это неудобно.
Начались приготовления к спуску в колодец. Процесс крепления веревок занял почти час. Я отправлялся предпоследним, шагнув спиной в темную бездну.
Знал, что глубина колодца 23 метра, но показалось — раза в два больше. Огни первых спустившихся туристов где-то были далеко-далеко внизу. Впрочем, через несколько минут я уже стоял рядом с ними. Справа был сталактит в виде занавеса золотистого цвета, похожий на орган. Жаль, что несколько «струн» этого органа были обломаны. Ну как могла рука подняться на такое чудо природы?!
Что интересного мы увидели в Озерном зале? В первую очередь, блестящий натек в виде водопада, сталактиты и сталагмиты в виде колонн. На одном большом натеке увидели целое войско сталагмитов. Увидели каменного божка. Он стоял под самым потолком. Попросил Сергея навести на него свет. Сделал несколько снимков, но уверенности в том, что снял нормально, не было. Закончив съемку, вылезли в зал на дно колодца. Вытащили плот.
Теперь предстояло самое главное. Подняться наверх. Вот и моя очередь. Можно долго рассказывать, насколько трудным для меня был этот подъем. Запутался в веревках. Сделал лишний оборот вокруг лестницы, запутавшись, стал падать вниз, пролетев еще полметра и подумав, что это конец. Опытные спелеологи-путешественники вытащили меня наверх.
Бездна была уже позади. Еще десяток метров, и я рядом с товарищами. Позже выяснилось, что установил рекорд Мокрушинской пещеры. Еще ни один турист так медленно, как я, из колодца не поднимался. Из всех снимков, что сделал в пещере, хорошими оказались менее десяти процентов. Еще один неутешительный вывод: если АРСЕНЬЕВ обозначил второй зал как «снежной белизны», то мы ни в одном зале, даже в Заозерном, снежной белизны стен не увидели.
Из-за большой популярности среди жителей Приморья пещера стала объектом постоянного посещения. В первом зале верхнего яруса туристы останавливались на ночлег. Разводили костры. Стены залов явно закопчены. Много сталактитов и сталагмитов поломано. На многих натечных образованиях выцарапаны надписи типа: «Здесь был Вася». Со слов старых спелеологов, загрязнение и разрушения полостей пещеры с каждым годом катастрофически увеличиваются. А жаль. В Приморье Мокрушинская пещера — явление уникальное. Нам бы сообща её сохранить.