В библиотеке № 4 на улице Горького прошла встреча с членом Союза российских писателей и Русского Географического общества – Общества изучения Амурского края, Почётным жителем Находки Павлом ШЕПЧУГОВЫМ.
Она была посвящена предстоящей юбилейной исторической дате – 165-летию заключения Пекинского договора между Россией и Китаем. Организовали и провели мероприятие Находкинский фонд Приморского регионального отделения Российского союза ветеранов, Владивостокское Морское собрание и администрация библиотеки № 4.
На встречу пришли неравнодушные и интересующиеся историей, как своего края, так и в целом России, горожане. Перед ними выступил писатель Павел ШЕПЧУГОВ. В разных издательствах и в разное время у него вышло более десятка книг о первопроходцах и выдающихся исследователях Дальнего Востока и Сибири, в числе которых «Забытая Американка», «У истоков города Находка», «Новая территория России» и «Во имя России»… Последнее печатное издание, в основном, посвящено династии графов, генералу, дипломату и разведчику Николаю Павловичу ИГНАТЬЕВУ, который добился подписания Пекинского договора в 1860 году, благодаря чему, территория Приморского края тогда вошла в состав России. С нашей стороны его подписал 23-летний генерал-майор Николай Игнатьев, с китайской – дайцинский принц И-син Гун. Этот документ окончательно определил границу между Россией и Китаем, которая начиналась от слияния рек Аргунь и Шилка и проходила по рекам Уссури и Сунгари. Особыми статьями в пограничной зоне вводилась свободная и беспошлинная торговля для подданных обоих государств.
Павел Шепчугов увлекательно и детально рассказал о том, как проходило освоение Дальнего Востока, и какую роль в этом сыграл непосредственно Николай Игнатьев. Будучи выдающимся дипломатом, в 1860 году он был командирован в Пекин для ратификации Айгуньского трактата, заключённого генерал-губернатором Николаем МУРАВЬЁВЫМ-АМУРСКИМ. Причём, Игнатьев сумел не только добиться ратификации договора и решения разных пограничных вопросов, но ещё и выговорить уступку России всего Уссурийского края, вплоть до корейской границы, с гаванями Владивосток и Посьет. Но больше всего собравшихся интересовала история Находки, как её увидели первооткрыватели?
Вот как описывает наши места в своих дневниковых записях командир русской эскадры Иван ЛИХАЧЁВ в июне 1860 года, приведённые в книге Павла Шепчугова «Новая территория России». «В двух или трёх милях от мыса открытой бухты Америка на берегу стоит много шалашей рыболовов. Мы отправились к вершине бухты Находка, которая совершенно мелкая. Берег в богатой зелени, трава по пояс, крупные и красивые цветы — золотого цвета лилии, пионы белые и розовые и разные другие, ландышами пахнет. Видели селение домов 60 к востоку. Остров Лисий и река Сучан. На паровом баркасе вошли в реку Сучан. Поднялись миль на десять и встретили два селения с домиками преимущественно манжуров. Они имеют огороды, выращивают просо, ловят рыбу, занимаются охотой и разводят лошадей.
Затем вышли из реки и пошли в селение Хокэ-вай-пи, что в бухте Находка. Здесь были шесть или семь артелей китайских промышленников морской капусты, а весь берег на несколько сот сажен уложен этой капустой, отчасти просушиваемой, отчасти сложенной в стога и тщательно прикрытой плёнками из сухой травы. Стояла порядочная буддийская часовня, и почти в каждом доме — буддийские образа. У каждой артели – с десяток долблёных из толстого дерева лодок и челноков…»
— Вообще, у нашего города очень интересная история. Только, к сожалению, никто не занимается ею основательно. Находка — наверное, единственный на российском Дальнем Востоке город, который зародился на основании Указа царя. Здесь было создано первое Сибирское удельное ведомство, во главе которого стоял финн Геральд ФУРУГЕЛЬМ. Где-то в 1870 году здесь была определена огромная территория под заселение, в которую входил о. Русский. Финляндия в то время была перенаселённой территорией и многие люди искали новых мест, изъявив желание быть переселенцами на Дальний Восток. В частности, в окрестности залива Находка. Бухта удачная, незамерзающая. Поэтому финны перебросили сюда солдат, включили в команду Фуругельма новых специалистов, в том числе, землемера, врача, купили корабль и назвали его «Америка». Они припыли в наши места и стали строить посёлок «Американку», начиная от морвокзала в сторону Волны. И регулярно о ходе строительства напрямую докладывали царю, — рассказал Павел Шепчугов.
… В настоящее время готовится к изданию очередная книга писателя «Русский Дальний Восток», которая состоит из более 400 страниц. В ней описана история продвижение русских в эти края, освоение отдалённого региона, быт и культура наших прадедов в этих таёжных местах, где ещё не было ни дорог, никакой инфраструктуры и цивилизации. Не просто им было: не хватало топоров и пил, на первопроходцев нападали тигры, медведи и другие дикие звери… Первые казаки встречали сильное противление со стороны местных племён, в том числе манчжуров. Ближе к Амуру были племена дауров, которые также оказывали изрядное сопротивление. А люди всё ехали и ехали. Из Финляндии, бывшей в то время частью царской России, прибывали крестьяне, ехали переселенцы из Украины и других регионов России осваивать эти дикие места. Иные шли сюда пешком по три-четыре года, других перевозили на кораблях. Встречаются и такие факты, что некоторые, абсолютно не зная здешних мест, везли с собой обычные камни для соления капусты в бочках. Вот так обживались и выживали. Назад дороги не было. Переселение в эти края — было политикой царского государства. В противном случае Россия просто могла потерять эту территорию.
— При первой встрече с губернатором, обязательно попрошу его установить в Приморье памятник первопроходцам. Эти люди заслужили дань уважения и памяти, — подчеркнул Павел Иванович.
Владимир ПАНТЮХОВ