Такая разная Европа

…Во Франкфурт- на- Майне мы прилетели российскими авиалиниями по программе индивидуального тура. С высоты птичьего полета город на фоне реки серьезно меня восхитил своим фабричным величием, громадными зданиями жилой и офисной застройки с просторными проспектами и площадями, с цветущей зеленью.


Получив багаж, выстроились в очередь на досмотр документов и сразу почувствовал языковые проблемы у стойки, где оформляли приезд в страну. Со мной не захотели принципиально разговаривать на ломаном английском языке, да еще и с «русским» диалектом. Выручила жена, предоставив необходимые документы и деньги на проживание и гостиницу . После холодного «душа» нас выпустили в германскую цивилизацию.
Нас встретил гид, усадил меня за руль, и мы покатили на юг Германии расстоянием в 240 км по настоящему автобану. Вдоль трассы зелено, абсолютно ухожено и тепло. Километров 200 пролетели в скорости и познавании Германии со слов нашего гида, который много внимания уделял на строгое исполнение законов страны пребывания. Не доехав километров 40 до пункта нашего поселения, мы остановились в небольшом уютном городке, который мне тут же напомнил эпизоды из фильма «Жаворонок», где наши солдатики в 40-х годах раскатывали на танке по брусчатке городка.
Такая же брусчатка, такие же дома с пивными и умиротворенными немецкими гражданами. Не спеша прогулялись по городку с двумя- тремя величественными кирхами, побывав в одной из них. Проходя мимо детской площадки у небольшой речушки с множеством детских развлекательных сооружений, невольно обратили внимание на детвору, среди которой половина присутствующих были дети мигрантов, и они довольно комфортно себя чувствовали.
А мы продолжали свой путь на юг страны, в сторону германо-французской границы. Движение по автобану трудов не вызывало. А подъезжая к месту нашего пребывания и проезжая малые городишки с достаточно узкими улочками, я как-то напрягся, ожидая нарядов ДПС и проверки документов. Наш гид меня успокоил, сказав, что власти на полицейских не тратятся, а функции контроля выполняют радары и законопослушные водители.
Если тебя зафиксируют по радару как автонарушителя, в первый раз заплатишь штраф в 10 евро, а далее по восходящей, вплоть до лишения. Разумно. Проехав большие и малые города и городки, мы въехали в чудесную долину между гор, на пологих склонах которой и расположился уютный городок нашего двухнедельного пребывания. Кстати, со слов гида, в данном городке тысяч на 50 имеется свой кардиоцентр, в который доставляют по показаниям и пациентов из соседних таких же небольших поселений.
Нас удивили горы, поросшие могучим хвойным лесом, с ярко зелеными пологими склонами, подстриженными под «ежик», и разбросанными по ним отдельно стоящими хуторами в два — три аккуратненьких двух-, трехэта-жных домика. Сам же городок нашего пристанища расположен в самой долине. Мы поселились в двухэтажном просторном доме с небольшой зеленой лужайкой и аккуратно ухоженным палисадником.
Склоны с деревьями и прочей растительностью жители называют «черный лес». Почему так называют? Чтобы ответить на этот вопрос, гид предложил его посетить. Выехали из города и свернули на деревенскую дорогу — однополосную с карманами по ходу движения для разъезда машин, прекрасно асфальтированную. До въезда в лес проехали много хуторов, состоящих из двух-трех и до пяти сельских хаток двух-, трехэтажных, ухоженных. На фоне зеленой травы и цветущих садов создавалась иллюзия сказочной страны.
Таких деревень, увы, я в матушке — России не встречал, проехав ее, родимую, на автомобиле от восточных морей до западных. Гид мне указывал дорогу по навигатору, выбирая кратчайший маршрут на планшете. И вот мы въехали в «черный лес» на грунтовую дорогу и пошли довольно круто в гору. Стало на самом деле темновато, нас окружали хвойные деревья невероятной высоты без подлеска, прямые, как карандаши. Сколько им лет, не берусь сказать, может быть, не одна сотня. Кое-где вдоль лесной дороги заметили санитарную вырубку в единичных экземплярах. Выходит, лес не промышленный.
А мы поднимались выше и выше, пока не выехали на большую поляну, где нам открылась панорама с ветряными мельницами, величественно стоящими в горах неимоверной высоты из железобетона с крутящимися трехлопастными пропеллерами. Мы их насчитали более десятка. Вот вам альтернативная энергетика, вот вам нетронутый безбрежный хвойный лес, вот вам здоровая экология Германии для 80 миллионов граждан, компактно проживающих на обустроенной территории, в два раза меньше по площади Хабаровского края.
Выехав на горную автотрассу, подобную я встречал и на Байкале, мы остановились у кемпинга с небольшим озерцом, попили кофе и тронулись в обратный путь. Горная трасса была хороша и панорамна, однако одолевали рокеры на дорогих машинах, которые, вероятно, в отсутствие полиции и радаров выжимали из своих моторов полную мощь.
Завершив вояж в «черный лес», гид нас завез в одну из конюшен на окраине города, где мы с ним покатались на лошадках верхом по специально отведенной и огороженной территории в качестве релаксации, чем, кстати, широко пользуются бургеры у себя на родине.
В один из дней мы посетили Баден-Баден, город-курорт со знаменитыми банями-купальнями с минеральной водой, когда-то в далеком прошлом освоенными римскими легионерами. Чтобы сократить маршрут, пошли по навигатору вновь по второстепенным дорогам, которые отличаются от автобана лишь тем, что они двухполосные и проходят через поселения. Наш гид специально нам предлагал такие маршруты, чтобы мы с женой познали и почувствовали колорит истинной немецкой жизни. Если это такое процветание во всей неметчине, можно за них только порадоваться.
Такими же маршрутами с нашим гидом по красочным второстепенным дорогам мы посетили и Страсбург, столицу Европарламента с Советом Европы и Евросудом по правам человека во Франции. Практически только когда я въехал в сам город опять же по навигатору с помощью гида, он нас известил, что мы во Франции. Припарковались в подземном гараже и пошли гулять по городу. Сразу бросились в глаза группы военных, человек по пять — семь, в камуфляже с полной выкладкой и пальцем на спусковом крючке, поодаль стояли военные автобусы. Барражировало много полицейских и пеших парами и на велосипедах с табельным оружием, а кое-где и с четвероногими друзьями, что создавало резкий контраст с Германией. Жена пошла прогуляться по городу, а мы с гидом уселись на круизный плашкоут и подались с экскурсией по Рейну. Часть присутствующих были не европейцы с множеством детей.
Что меня удивило, так это то, что около получаса был исторический экскурс о том, как Франция и, в частности, Страсбург были под немецкой оккупацией и как они боролись с этим злом. Изложение было довольно откровенным и не предвзятым — абсолютное осуждение фашизма. Я был весьма удивлен и обрадован за правду в наушниках. Если это еще и в умах европейцев на генетическом уровне, значит, неофашизм — «но пасаран». Насмотревшись страсбургских красот, прикупив настоящего французского вина с густым и терпким вкусом и сыра пармезан в придачу, теми же дорогами вернулись в Германию с приятным ощущением «шенгена».
Наша поездка в Швейцарию проходила таким же образом, только по автобану с немыслимыми ограничениями скоростного режима — не менее 110, а порой и 130 км/час в одностороннем потоке автомашин немецкого автопрома. И я вспомнил, когда колесил по российскому автобану с такой же скоростью по Сибири и Уралу от 50 до 70 километров в час, я был на дорогах один. Пройдя по трассе Оффенбург и Фрайбург, в саму Швейцарию заезжать не стали, оставили авто у границы, чтобы не создавать себе проблем — страна ведь маленькая, пешком можно обойти. Около четырех Швейцарий можно разместить только в одном нашем Приморском крае.
Выйдя со стоянки, сели на евротрамвай в Германии, купив билеты в автомате, пересекли Рейн через небольшой железнодорожный мост и вышли в Швейцарии. Походили-погуляли по городу Базелю, что там, что здесь — все едино, умиротворенно. Ни мы, ни нам никто не был нужен, полицейских за весь световой день и не встречали, кроме мигрантов, которые в одиночку и массой шныряли по проспектам в поисках лучшей доли. Нас они не беспокоили, и мы к ним не приставали с расспросами.
Устав от цивилизации пешим ходом, купили билеты на автобусную экскурсию. Водитель-гид вещал на тамошнем языке про красоты «жемчужины» Европы, а нам с женой наш русскоязычный гид переводил с комментариями, зная эту страну не хуже Германии. По ходу были остановки минут по 10 с посещением знаковых мест и выдачей местных сладостей.
Экскурсия удалась, мы тронулись в обратный путь, решив через час свернуть к «Макдоналдсу» на обед, так как питание в Германии значительно дешевле, чем в Швейцарии. Свернув с автобана, въехали к комплексу ресторанов «быстрого питания», великолепно и по умеренным ценам отобедали, затем заправили наш «Хендай» жидким газом по 0,57 евро за литр, что дешевле, чем за бензин, в два раза, и тронулись далее в путь. Подумал о том, что европейцам без нашего Газпрома, вероятно, не обойтись — и экология приемлемая, и цены умеренные. Нам бы так.
Что такое ужин в Германии? Как-то вечером пошли поужинать в китайский ресторан со шведским столом и обилием морепродуктов по умеренным ценам. Мы были одни из первых к 18.00 в пустом большом ресторане. Однако буквально через час ресторан был полон жующих посетителей, прибывавших с семьями, с восхищением запивавших еду баварским пивом. Вот вам и Китай, наш соседушка, вездесущ и многолик, в Германии пододвигает баварские колбаски с тушеной капусточкой своей великолепной кухней и демократическими ценами, к чему привыкли и мы.
Покидая процветающую Германию, я почему-то вспомнил своего отца Степана Алексеевича СУПРУНОВА, который в Германии тоже был один раз, но, по тем временам, поверженной. Город — крепость Кенигсберг был взят штурмом 10 апреля 1945 года. Солдатами и среди них был и мой отец.
Много лет спустя и я увидел страну, поверженную советским солдатом. Только на какой ступени процветания поверженные и на какой победители? И почему так? Мой отец прошел три войны, из Кенигсберга эшелонами их бросили освобождать Китай от японского милитаризма без права переписки с родственниками, такова была стратегия переброски войск на Восток.
Поверженную в августе 1945 года Японию мне посчастливилось посетить не один раз, и там я тоже радовался за «поверженных». Мне осталось посмотреть, как поживают финны, в прошлом белофинны, ведь мой отец в 1939-1940 гг. в составе пехотного взвода с трехлинейкой Мосина наперевес тоже здесь воевал. Финны были повержены тоже в 45-м. Доберусь я и до Финляндии, а моему отцу и его однополчанам вечная слава и благодарность потомков как победителям. Наши пращуры спасли мир от фашизма и дали им возможность процветать. Значит следующие в очереди на процветание это — мы, россияне!?
Владимир СУПРУНОВ,
почетный житель Находки

Запись опубликована в рубрике Мир путешествий. Добавьте в закладки постоянную ссылку.