В октябре 2010 года на территории ООО «Роснефть – Находканефтепродукт» был создан Дальневосточный энергетический таможенный пост со статусом юридического лица, который входил в состав Находкинской таможни.
Сегодня таможенный пост подчиняется Центральной энергетической таможне. О работе таможенников в этом направлении, задачах коллектива наша беседа с начальником Дальневосточного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни полковником таможенной службы Алексеем ТИМАШЕВЫМ.
— Алексей Владимирович, с чем было связано решение о создании Дальневосточного энергетического таможенного поста?
— С активным освоением новых газовых и нефтяных месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, диверсификацией экспортных поставок энергоносителей и дальнейшим развитием газотранспортной и нефтепроводной системы. Остро стал вопрос о необходимости обеспечения качественного таможенного оформления с минимизацией его временных затрат и эффективного контроля за перемещением нефти и нефтепродуктов через таможенную границу Таможенного союза. Регионом деятельности Дальневосточного энергетического таможенного поста была установлена вся Российская Федерация.
Основным направлением деятельности таможенного поста является совершение таможенных операций и осуществление таможенного контроля в отношении энергоносителей (сырая нефть, газовый конденсат, природный газ, уголь каменный, лигнит (бурый уголь), торф, кокс, горючие сланцы, электроэнергия), продуктов их переработки и морских судов, перевозящих эти товары.
В целях дальнейшей концентрации процессов совершения таможенных операций в отношении энергоносителей в 2013 году на территории ООО «Спецморнефтепорт «Козьмино», сегодня это ООО «Транснефть – порт Козьмино», было создано дополнительное подразделение Дальневосточного энергетического таможенного поста.
— Насколько необходимо было его открытие?
Сегодня маршрут с отгрузкой через порт Козьмино чрезвычайно востребован нефтяными компаниями. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона заинтересованы в приобретении нефти российского сорта ESPO. Дальнейшие поставки ее через Козьмино будут только увеличиваться. Список стран-получателей постоянно расширяется. На сегодняшний день это Япония, США, Китай, Южная Корея, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Тайвань, Индия, Индонезия, Перу, Новая Зеландия. В 2017 году через порт Козьмино вывезено 28 млн тонн нефти.
— Алексей Владимирович, известно, что важнейшим регионом по добыче и экспорту нефти на Дальнем Востоке является Сахалин. Если зона действия таможенного поста — вся Россия, то как вы осуществляете таможенный контроль на острове?
Да, крупным и важным направлением нефтяного экспорта являются морские порты Сахалина — Де-Кастри и Корсаков, поселок Пригородное. Через эти пункты осуществляется вывоз нефти и сжиженного природного газа в рамках соглашений по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Вывозимые через морские порты Де-Кастри и Корсаков объемы нефти декларируются также в Дальневосточном энергетическом таможенном посту. Объемы вывозимой нефти по двум сахалинским проектам примерно одинаковые из года в год и составляют порядка 18 млн тонн. В 2017 году таможенным постом перечислено в бюджет более 15 млрд рублей.
— Какое направление в сфере добычи и транспортировки нефти приобретает в наше время особую актуальность?
Очень актуальной темой для Дальневосточного энергетического поста становится декларирование товаров в качестве припасов. Это было важно и с момента создания нашей структуры. В настоящее время объем деклараций, оформленных в отношении припасов, составляет порядка 80% от общего количества деклараций, оформляемых нашим таможенным постом. В 2017 году оформлено 3,7 млн тонн припасов, что на 300 тысяч тонн больше, чем в прошлом году.
Беседовала Наталья ВОТЧАЛ