Проявления радикализма и экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, нежели за все прошедшие периоды существования России. Одним из основных и важнейших направлений противодействию экстремистским проявлениям и угрозам терроризма является их профилактика.
В настоящее время, учитывая открытость информационного пространства, в образовательных учреждениях в обязательном порядке проходят беседы с учащимися на тему терроризма, которые носят не формальный характер, скажем, террорист – плохо. Но детям объясняют и поясняют на живых примерах, какие могут быть причины и задачи терроризма, их тяжкие последствия. И что он чаще всего не щадит ни слабых, ни детей. Ошибочно предполагать, что вербовке в такие организации поддаются только социально неустроенные личности, обиженные и не понятые обществом. Психологическая атака на ещё не в полной мере сформировавшееся сознание вчерашних благополучных школьников также может привести к плачевным последствиям. Среди всех предпосылок терроризма психологические — являются одними из главных.
Профилактика – прежде всего
И здесь система образования должна, как говорится, стоять начеку. А значит, регулярно проводить определённую профилактическую работу. К примеру, формировать широкий кругозор знаний учащихся, прививать гуманистическую идеологию и мораль, наполнять жизнь детей здоровыми целями и нравственным смыслом, создавать условия для нормальной полноценной творческой жизни, развивать способности самоанализа, критического мышления, научного склада ума, логики, используя при этом все эффективные средства эмоционального и рационального воздействия на несовершеннолетних. Именно такие рекомендации обозначены в письме заместителя министра образования администрации Приморского края Ольги РЕУЦКОЙ к руководителям муниципальных органов управления образования. Как они выполняются на территории городского округа и конкретно в школах? С этим вопросом мы обратились к заместителю директора по воспитательной работе общеобразовательной школы № 5 Елене ПОПОВОЙ.
— Профилактика терроризма и экстремизма – одно из ведущих направлений в воспитательной работе учащихся нашего учебного заведения. Сегодня у нас обучается более 800 детей, и их безопасность – первостепенная наша забота..В начале каждого учебного года разрабатываем, а затем внедряем план мероприятий, который включает в себя беседы, классные тематические часы, различные активности, в которых ребята принимают непосредственное участие. Стало доброй традицией на протяжении многих лет в конце апреля ежегодно проводить общешкольный День безопасности в виде классных часов, начиная с первого до последнего класса. Организуют, готовят и проводят их под наблюдением преподавателей одиннадцатиклассники. Это стало хорошей практикой. За годы учёбы старшие ребята уже успели почерпнуть в этом направлении определённые знания не только для себя, но и готовы их передать другим, — рассказала собеседница.
Предупрежден значит вооружен
При проведении таких мероприятий обязательно учитываются возрастные особенности ребят. Основной акцент делается на то, как ученики должны себя вести в различных чрезвычайных ситуациях, например, если они оказались в числе заложников, или когда их жизни угрожает другая опасность. На классных часах демонстрируются рекомендованные правоохранительными органами ролики или видеофильмы. По их окончании, как правило, проходит общешкольная учебная эвакуация. Затем все ребята распределяются по локациям, проходя по которым, закрепляют полученные на классных часах теоретические знания в виде практических навыков или в игровой форме. Сегодня в предмет «Основы безопасности жизнедеятельности и защиты Родины» включены несколько разных модулей, в том числе, информация о терроризме. В плане мероприятий также отражены учебные эвакуации, которые проводятся в течение учебного года, как впрочем, и в любом другом общеобразовательном учреждении.
На протяжении последних двух лет в школе систематически отрабатываются разные приёмы, например, как при сигнале террористической угрозы они должны вести себя в кабинете, и в каком месте в этот момент должны находиться. Кроме того, три раза в течение учебного года проводятся встречи школьников с сотрудниками правоохранительных органов, где последние рассказывают об ответственности за анонимные звонки, о том, куда следует обращаться, если оказались в чрезвычайной ситуации. Если где-то в России случаются теракты, школа № 5 проводит внеплановые профилактические мероприятия, где на «свежих» примерах обновляют знания детей. Подобное было и после жутких событий в «Крокус-сити». Тогда здесь были проведены внеплановый инструктаж и соответствующие беседы с ребятами, как действовать, если они оказались бы в подобной ситуации.
— Насколько ответственно относятся дети к такому школьному предмету, как ОБЗР? – задаётся вопросом Елена Попова.
— Когда беседы ведутся на конкретных примерах и цифрах, то они воспринимают материал, затаив дыхание. Может, потому что абсолютное большинство понимает, что это тот момент, когда решается вопрос их жизни, и что никто из нас не застрахован от подобных ситуаций. Черпая на уроках теоретические знания, при очередных тренировках или учебных занятиях они уже не теряются и не бросаются в панику, а действуют, как научены. Конечно, лучше, чтобы таких моментов в жизни не было никогда, — сказала собеседница.
В целях противодействию терроризму и экстремизму на входе в школу установлен турникет, «рамка безопасности». В нынешнем году здесь усовершенствовалась система внешнего видеонаблюдения, в работу которой добавилось ещё несколько видеокамер. И теперь здесь регулярно функционируют две системы видеонаблюдения: школьного и общегородского масштаба. Трансляция с последней идёт сразу на пульт службы 112.
На хорошем уровне аналогичная работа поставлена и в общеобразовательной школе № 4. По словам директора школы Анны УШАКОВОЙ, два раза в год здесь проводятся учения по эвакуации на случай пожара или нападения террористов. В мае прошлого года в рамках всероссийских учений совместно с сотрудниками Росгвардии и МЧС прошли локальные учения. Согласно вводной, в здание учреждения проник вооружённый террорист. Была дана команда всем классам забаррикодировать двери, телефоны перевести в режим «без звука», надеть школьные портфели на груди в качестве бронежилета и ожидать освобождения группой быстрого реагирования или до сигнала «отбой тревоги», мальчикам прикрывать девочек. Учения максимально приближены к реальным событиям. С поставленной задачей дети и преподаватели справились на «отлично».
Теорию — в практику
— Предмет «Основы безопасности защиты Родины» включает в себя не только знания по действиям в результате чрезвычайных ситуаций, но и раздел, как вести себя в быту. Например, во время пользования электроприборами, при встрече с подозрительными лицами на территории школы или за её пределами, при обнаружении подозрительных предметов, взрывных устройств, а также штурме здания с использованием беспилотников и без них. Подобную информацию регулярно размещаем в соцсетях в родительских группах. Особенно перед Новым годом предупреждаем ребят и родителей о непредсказуемости пиротехники. Потому что под видом китайской, на рынках может продаваться заминированная продукция, провезённая к нам контрабандным путём из Украины, — рассказал ответственный за безопасность школы № 4 Алексей ТКАЧЁВ.
— Подобные инструктажи и беседы проводятся, как в старших, так и младших классах, — продолжает разговор Анна Ушакова. – А наше государство продолжает заботиться о нашей безопасности. В школе установлено дорогостоящее охранное оборудование: металлоискатели, турникеты, рамки, на входе дежурит сотрудник правоохранительных органов, смонтирована система оповещения, установлены дополнительные видеокамеры, как внутри здания школы, так и по периметру.
— Во время проведения учений часто привлекаем сотрудников Росгвардии, ФСБ, ГИБДД, МЧС, «скорой медпомощи», проводим с их участием живые встречи со школьниками, беседы, показываем видеоролики, рекомендованные правоохранительными органами. Классами ходим «в гости» в силовые учреждения. С наступлением весны детям обязательно рассказываем о правилах выхода на лёд, отдыха на природе, где могут встретиться энцефалитные клещи, освещаем другие вопросы безопасности жизни. И теперь вдруг что… дети обращаются уже не о,кей гугл, а сами знают, как оказать первую медпомощь, — сказала директор.
Конечно, знания на этот счёт – хорошо, но лучше, если бы они никогда не потребовались в нашей жизни.
Владимир ПАНТЮХОВ