1 апреля ЗАО «Строитель — 43» исполнилось 42 года. Особенно последнее десятилетие оказалось для него непростым. В этот период с дистанции сошло немало больших и малых находкинских предприятий, прежде успешно работавших на рынке строительных услуг.
Одни не выдержали ж есткой конкуренции, другие — суровых экономических условий, третьи оказались без заказов, в том числе и потому, что заметно оскудел местный рынок труда.
Свою недобрую лепту в это дело внесла и пандемия коронавируса, вынудившая одних уйти на удаленку, других — частично сократить производственную деятельность, а людей отправить в длительные отпуска без содержания.
Как в этих условиях выстояло ЗАО «Строитель-43»? Этот вопрос мы адресовали генеральному директору акционерного общества Сергею ШЕЛУПАЙКО.
— Последние десять лет — период, действительно, нелегкий для нашей компании. Из них шесть лет подряд каждый финансовый год мы стабильно заканчивали с убытками. Особенно провальными из этих шести были последние три года. И вовсе не от того, что у нас плохие специалисты или слабая материальная база. Наоборот, опыта в строительстве разнопрофильных объектов более чем достаточно. Причин кризиса несколько, и главная из них — сдерживание реализации некоторых федеральных проектов на территории Находкинского городского округа.
Более или менее стала выправляться экономика предприятия только в прошлом году, когда практически весь год мы отработали в режиме полной занятости, не отправляли сотрудников в отпуска без содержания, без задержек выплачивали заработную плату. Несмотря на все трудности, удалось сохранить трудовой коллектив. Сегодня в компании трудится около 100 человек.
— Сергей Николаевич, кто в этих непростых экономических условиях стал вашим основным заказчиком?
— Находкинская стивидорная компания ОАО «Терминал Астафьева». В настоящее время по ее заказу выполняем большой объем строительно-монтажных работ. Непосредственно на угольном терминале ведем монтаж подпорных стен шестиметровой высоты, положили асфальтобетонное покрытие и продолжаем строительство внутренних проездов из железобетонных плит «ПАГи» (аэродромных плит). Выполнили благоустройство прилегающей территории инженерно-бытового корпуса и провели реконструкцию водопроводных сетей, которые питают водяные пушки. Выполнили асфальтобетонные работы между железнодорожными путями на ППК-1.
А на производственно-перегрузочном комплексе №2, который базируется на территории бывшего лесоперерабатывающего предприятия «Приско-Форест» в Северном микрорайоне города, на площадке слабый грунт заменили более крепким и уложили более 300 плит «ПАГи». Построили новый водопровод, а в производственном помещении сделали железобетонные полы. И здесь объем работ немалый.
— Сегодня ваши люди заняты еще и на третьем объекте «Терминала Астафьева» — ППК-3 в Северном микрорайоне города. Какие работы ведете?
— Подготовили из асфальтобетона площадку на девять тысяч квадратных метров под строительство склада сыпучих материалов. Кроме того, здесь выполнили реконструкцию подъездных путей с заменой под ними грунта, сделали щебеночное основание под укладку шпал будущей железнодорожной ветки, собрали модульный бытовой городок из 12 вагончиков для сотрудников терминала.
Намечается большая работа и на его ППК-4, строительство которого в ближайшее время планируется развернуть на территории Находкинской БАМР. Вообще с этим заказчиком у нас складываются довольно хорошие партнерские отношения. И мы искренне благодарны руководству акционерного общества, что при выборе подрядчиков предпочитает местные компании. Так оно и должно быть.
— Хотелось бы, чтобы вы сказали еще об одном заказе «Терминала Астафьева» — реконструкции стадиона «Водники» в Находке.
— Согласно контракту часть сотрудников и спецтехники «Строителя-43» в настоящее время занята на реконструкции нижнего футбольного поля стадиона, а также трибун болельщиков на две с половиной тысячи мест. Заказ рассчитан на три месяца. За это время на трибунах будут заменены все кресла, а также деревянный настил и ступени на новые. Своего часа дождались ливнестоки и забор вокруг стадиона, которые также предстоит привести в нормальное состояние.
— Как коренной житель Находки как относитесь к той работе по защите экологии, что проводит «Терминал Астафьева»?
— Не кривя душой, скажу, компания проводит огромную работу по защите окружающей среды от воздействия угольной пыли. Сколько средств расходует на это направление и социальные проекты «Терминал Астафьева», не вкладывает ни одна стивидорная компания Находки. У него построены самые высокие в городе двухслойные ветрозащитные экраны, территория заасфальтирована и оборудована системой ливнестоков, что позволяет делать влажную уборку с помощью промышленных пылесосов. Установлены подпорные шестиметровые стенки, круглосуточно работают пушки: снежные — зимой, а водяные — летом. Ведется строительство крытого навеса, что позволит полностью отсечь зону выгрузки угля от окружающей среды. Считаю, если подобные мероприятия не будут выполнять другие стивидоры, такие угольные терминалы нужно закрывать. А как иначе, если они не могут обеспечить безопасную, экологически чистую перевалку угля?
— А за пределами Находки работаете?
— В прошлом году выполняли асфальтобетонные работы на дорогах общественного пользования в поселке Лозовом и селе Владимиро-Александровском, Партизанского муниципального района. В нынешнем году выиграли тендер по ремонту двух многоквартирных домов и благоустройству прилегающей территории в селе Новицком.
Параллельно занимаемся производством щебня разных фракций, промывкой и заготовкой песка для строительной отрасли Находки. Продолжаем работы по строительству коттеджей и приведению в порядок каналов в садовом некоммерческом товариществе «Венеция».
Серьезным подспорьем в выполнении заказов, а также снижении цены во время тендеров, бесспорно, является наличие собственной производственной базы, парка современных строительных машин и механизмов, недорогих инертных материалов, профессионалов своего дела и огромного опыта в выполнении заказов различной сложности. Не будь этого, возможно, и наша компания не удержалась бы на плаву.
— В прежние годы ваше предприятие практиковало использование на разных объектах рабочей силы из Китая и Северной Кореи. Сегодня их нет. Что случилось?
— Решением Совета безопасности ООН, в частности, КНДР запрещено поставлять свою рабочую силу в другие государства. А Китай и бывшие советские южные республики не могут этого теперь делать по причине вспыхнувшей в мире пандемии коронавируса. Отсюда на строительном рынке Находки образовался серьезный дефицит рабочих таких специальностей, как электросварщик, дробильщик, бетонщик и асфальтобетонщик, механизатор… С этой проблемой всерьез уже столкнулась и наша компания. Подали заявки в Центр занятости населения, однако выполнить их он не может по объективным причинам.
— Сергей Николаевич, глава Находки проводил в администрации города рабочее совещание, где в числе других вопросов обсуждалось и дальнейшее обустройство озера Соленого. Ваша компания является участником этого проекта?
— Наряду с благоустройством прилегающей территории озера Соленого здесь планируется провести углубление его акватории и очистку берегов. Когда подготовят этот проект и согласуют его с природоохранными организациями, будет объявлен конкурс на выполнение этих мероприятий. Наша компания намерена принять участие в конкурсе, поскольку располагает уникальным специализированным оборудованием для выполнения таких работ, которого в настоящее время нет не только в Приморском крае, но и на всем Дальнем Востоке России. Это фрезерный плавучий землесос «Водный мастер» финской постройки. Он наиболее подходит для выполнения данного вида работ. С его помощью в прежние годы были успешно реализованы разные проекты, в том числе и по очистке речки Каменки.
Поздравляю свой трудовой коллектив с днем рождения компании, желаю крепкого здоровья, оптимизма, терпения и надежды на то, что наши с вами огромный опыт в строительстве и профессионализм будут востребованы на разных объектах.
Беседовал Владимир ФЕДОРОВ