В фокусе внимания Правительства Приморского края сегодня множество вопросов, которые охватывают все без исключения сферы жизни приморцев. О том, с какими вызовами сталкивается край на данном этапе, какие задачи планируют решать здесь в ближайшие годы, рассказала первый вице‑губернатор – председатель Правительства региона Вера ЩЕРБИНА.
– Вера Георгиевна, какие направления, на ваш взгляд, обеспечат экономический рост нашего региона в ближайшие три года и какие совместные проекты власти и бизнеса могут стать экономическими драйверами?
– Приморский край соприкасается со странами Азиатско‑Тихоокеанского региона. Сложившаяся логистика способствует росту экономических показателей. Строятся новые мощности, в том числе крупный торгово‑логистический центр в Артёме, в который инвесторами уже вложено несколько миллиардов рублей.
Большое влияние на экономическое развитие региона оказывает сфера транспорта. Многое из того, что завозится в Приморье, необходимо не только для нужд региона, но и всей страны. Товары отсюда, из края, поступают в другие субъекты Российской Федерации, вплоть до Калининграда.
Хотелось бы отметить туристическую отрасль. Она активно развивается. Туристы со всех регионов с удовольствием к нам приезжают. На лето уже почти все наши туристические мощности выкуплены. И, конечно, на нас это накладывает особую ответственность. Нужно постоянно предлагать что‑то новое, развиваться, чтобы спрос продолжал расти. Чтобы качество туристических услуг всегда было на достойном уровне.
Речь идет и о круглогодичном морском курорте, который начали строить в Хасанском округе по инициативе губернатора Олега Кожемяко, и о горнолыжном курорте, строящемся в Арсеньеве. В ближайшие годы он будет сдан со всей инфраструктурой (гостиницами, ресторанами) и, уверена, станет местом притяжения туристов не только с Дальнего Востока, но и из разных городов России, стран Азиатско‑Тихоокеанского региона.
Развитие Северного морского пути – это тоже план, который утвержден на федеральном уровне и реализуется совместно с органами исполнительной власти РФ. Наш Приморский край – одна из точек Севморпути. Мы понимаем, что он должен стать коридором для международного морского транзита грузов между странами Азии и западной частью нашей страны. Когда проект будет реализован, он будет давать определенные дивиденды и платежи в бюджет региона.
– Приморье показывает хорошие цифры по темпам жилищного строительства. В 2024 году установлен новый рекорд – 1,3 миллиона квадратных метров. Есть ли возможность повысить эту планку? И насколько эффективны существующие подходы к развитию отрасли?
– Если говорить о строительстве жилья, то хотела бы напомнить, что это цель, установленная президентом России в национальных проектах. И для каждого региона определены свои целевые показатели. Те самые 1,3 миллиона квадратных метров – это установленный для Приморья целевой показатель, который мы перевыполнили в 2024 году, и наш край вошёл в ТОП‑3 регионов Российской Федерации по строительству жилья на душу населения.
В 2025 году мы наблюдаем некое замедление. Это связано с высокой ставкой Центробанка РФ. Однако работа идёт. Во многом нас выручает «Дальневосточная ипотека». Сохраняется спрос на первичное жильё. Оно более доступно для населения, поскольку дотируется из федерального бюджета.
Вместе с тем каждый год целевые показатели для регионов будут увеличиваться. И в 2030 году нам нужно будет сдать уже 2 миллиона квадратных метров жилья. Но, думаю, мы со своей задачей справимся.
– Какие подходы, какие инструменты есть в Приморском крае у власти совместно с бизнесом, чтобы сохранить инвестиционную привлекательность строительной отрасли?
– Губернатором принят ряд решений в отношении строительной отрасли. Мы сейчас меняем подходы к комплексному развитию территорий и к работе с масштабными инвестиционными проектами. Они реализуются по особым правилам, которые выгодны и органам исполнительной власти, и застройщикам. Мы на льготных условиях выделяем землю, а инвестор берет на себя социальные обязательства, к примеру, передать 5% жилья безвозмездно муниципалитету.
Губернатор поставил задачу продолжать такие взаимоотношения с бизнесом. Это нужно в первую очередь для того, чтобы обеспечивать жильём семьи погибших участников СВО, те семьи, в которых остались дети.
Что касается изменений в подходах, то ранее мы договаривались с инвесторами, чтобы они не только передавали нам часть жилых помещений, но и строили рядом социально значимую инфраструктуру: объекты культуры, спорта, образования. Сейчас мы понимаем, что если все это переложить на квадратный метр, то мы не достигнем поставленных целей. Нагрузка большая, большая процентная ставка, но без неё никак, свободных финансовых ресурсов нет ни у кого. Поэтому теперь мы готовы создавать совместно с инвестором часть инфраструктуры либо на долевых началах, либо за счёт бюджета для того, чтобы бизнес строил и сдавал квадратные метры.
– Дефицит кадров – одна из главных проблем экономики. Как Приморье справляется с этим? Возможно, национальный проект «Кадры» предлагает какие‑то инструменты?
– Нацпроект «Кадры», к примеру, позволяет привлекать нам трудовые ресурсы из других регионов. Люди, которые переезжают в Приморье, получают подъёмные – 1 миллион рублей. Но у нас есть и свои инструменты. Мы отслеживаем потребность в трудовых ресурсах на промышленных, строительных, сельскохозяйственных предприятиях и корректируем планы по подготовке специалистов под потребности рынка. Выделяем бюджетные средства и специально обучаем нужных региону специалистов.
Если говорить не только о каких‑то узких специалистах, к примеру, каменщиках и сварщиках, но и специалистах более широкого профиля, например водителях, то их у нас тоже не хватает. Решаем этот вопрос, увеличивая зарплату. Так, водителям муниципальных предприятий во Владивостоке уже установлена заработная плата на уровне 120 тысяч рублей.
Мы постоянно разрабатываем и внедряем новые методы подготовки специалистов. Отбираем молодых ребят, сопровождаем их, обучаем за счёт государства и предоставляем рабочие места. Есть работодатели, которые также несут затраты для того, чтобы обучить под себя нужные кадры. По сути, это – целевое обучение с гарантированным трудоустройством и неплохой заработной платой.
– В рамках концепции разворота на Восток в крае реализуются крупные проекты. Какие из них, наиболее значимые для региона, вы можете выделить?
– Мы делаем большую ставку на новый федеральный закон о международных ТОР. Он ещё не принят окончательно. Инициатива позволит давать новые льготы инвесторам, работающим на территории края, вдобавок к тем, которые уже действуют. При этом мы говорим о тех льготах, которые в настоящее время реализуются исключительно на федеральном уровне. К примеру, льгота по уплате НДС. Льготы по уплате всех основных налогов. Принятие такого закона позволит инвестору не только реализовать проект, то есть начать производить какую‑либо продукцию, но и быстрее встать на ноги. Окупаемость проектов ускорится.
В текущем году завершится строительство Промышленного парка в Большом Камне. Есть китайские инвесторы, которые проявляют заинтересованность к работе на этой площадке. Мы намерены подписать соглашение.
Под инвесторов, которые захотят пользоваться преференциями международной ТОР, мы намерены создавать новые промышленные площадки. Сейчас идёт проработка создания двух промышленных парков в Уссурийском городском округе с привлечением средств частных инвесторов. Мы готовы создавать за счет бюджета необходимую инфраструктуру: дороги, электричество, газ.
– Получается, инвестор приходит на всё готовое?
– Да, ещё и освобождается от уплаты налогов. Даже с дивидендов. По отдельным платежам – в течение 15 лет. Законопроект предусматривает и такие преференции. Я думаю, как только закон будет принят, он вызовет интерес у многих иностранных инвесторов.
Мы намерены привлекать бизнес из разных сфер деятельности – и строительные материалы, и мебельное производство, и лесопереработка. Ищем потенциальных партнёров, чтобы здесь, на месте, производить востребованную продукцию.
– В продолжение разговора о нацпроектах: в этом году их список был существенно расширен. Какие нацпроекты вы считаете приоритетными, наиболее важными для развития Приморского края?
– Одним из наиболее важных является национальный проект «Семья». Он включает целый комплекс направлений. Если говорить о конкретных мероприятиях, то это строительство и реконструкция школ, детских садов, создание объектов дополнительного образования, вовлечение семьи в воспитание и развитие детей, работа с одаренными детьми, создание гармоничной среды для воспитания детей и формирования крепких семейных ценностей в обществе. Одним словом, семья – основа всей политики государства.
Конечно, другие национальные проекты тоже очень важны. Они касаются создания инфраструктуры для жизни, модернизации первичного звена здравоохранения. И здесь я бы сказала о новых вызовах и задачах, которые поставлены перед нами президентом страны. В первую очередь это повышение качества жизни населения. А качество жизни измеряется и уровнем доходов, и благоустройством, и удобством общественного транспорта. Это цены и тарифы. Организация досуга для всех категорий населения. Большой комплекс вопросов.
Отмечу: по последним социологическим опросам, которые были в декабре 2024 года, наш край по качеству жизни находится в середине среди регионов Дальневосточного федерального округа, а по ряду позиций – мы выше.
Ещё хотела бы сказать, что при решении многих важных вопросов мы опираемся на мнение людей и всегда готовы его услышать. Проводим голосования, устраиваем опросы, читаем комментарии в соцсетях. Наша работа, как я уже говорила, ориентирована на повышение качества жизни населения, поэтому для нас так важно постоянно находиться в диалоге с жителями Приморья.
Подготовила Анна БОЛЬШОВА.
Фото – Правительство Приморского края.