В советские времена институт наставничества был распространён повсеместно, в том числе, в системе профессионально-технического образования и производственного обучения.
К примеру, в средней школе наставничество определялось как одна из форм методической работы и означало помощь опытного учителя молодому специалисту или стажёру в адаптации к новым условиям деятельности, чтобы закрепить его первичные умения и навыки. С приходом рыночных отношений эта форма профессионального роста была неоправданно забыта. Спустя десятилетия наша страна снова вернулась к такой методике, и она опять эффективно практикуется в системе образования.
Новое – хорошо забытое старое
Одна из проводников в жизнь этой системы обучения – педагог находкинской общеобразовательной школы № 4 Ирина Петровна ПОМАЗАН. Стать учителем она мечтала ещё в школьные годы. Тогда, в далёких 60-х, юная сибирячка вместе с родителями переехала в наш город. В школе Ирина училась неплохо. Следуя мечте детства, окончила четыре года бакалавриата факультета педагогики и методики начального обучения Уссурийского государственного пединститута. Так сложилось, что к защите диплома она уже была замужем, а значит, имела право на свободное распределение. Выбрала Находку. Начинала в школе № 10 учителем начальных классов. Здесь был сильный педагогический коллектив. В тот год сюда приехало много молодых специалистов, и всех нас приняли хорошо. Это была лучшая пора нашей жизни. Моим наставником была Людмила Петровна АНДРЕЕВА, которой до сих пор очень благодарна за её мудрые советы и помощь. Рука об руку со мной работали педагоги Любовь Виналиевна САЛОМАТОВА, Ольга Павловна КОЛПАКОВА, Светлана Даниловна ТРЕТЬЯКОВА. Школа и коллектив оставили в моей душе самые яркие и тёплые воспоминания. Такое начало ещё больше упрочило мой профессиональный выбор. Хотя были трудности. Мне дали большой первый класс, причём, очень шкодный. Но всё это послужило во благо моему профессиональному росту, — вспоминает Ирина Помазан.
С какими же трудностями столкнулась молодой педагог? Это были лихие 90-е. Многие родители учеников выживали, как могли. Им приходилось иметь по две-три работы, чтобы содержать семью. А их дети в это время были предоставлены сами себе и «воспитанию улицы». Умудрённый жизнью Цицерон несколько десятков веков назад сказал: «О времена, о нравы, о молодёжь!», с грустью сравнивая прежнее поколение молодёжи с тем, что жило при его зрелости. Ныне другие времена, дети, информационная среда. Но это, по словам Ирины Петровны, вовсе не значит, что они стали хуже. Они другие. Сегодня есть государственная программа развития подрастающего поколения. Одно из её направлений — «Движение Первых», где активные родители участвуют в разных культурных и спортивных мероприятиях, вовлекая туда своих детей.
— У каждого времени свои плюсы. Полвека назад родители прислушивались к требованиям и советам учителя, были более лояльны и грамотны, отзывчивее, нежели сейчас. Соответственно, у детей уровень воспитания был выше. Но общий язык приходилось находить со всеми. Извлекая лучшее, в систему образования возвращаются технологии обучения, которые с годами благополучно забыли. Например, коллективное творческое дело, наставничество — поделилась педагог.
О времена, о нравы…
Вспоминая изречение Цицерона, невольно задумываешься о том, а какие стремления и нравы у нынешней молодёжи, взращённой на компах и сотиках? Какие ценности черпают дети из этих источников информации, и какое влияние эти техсредства оказывают на их воспитание и формирование характера?
— Как справляетесь с «трудными» подростками? Они ведь есть у каждого поколения и, наверное, в каждом классе? – спрашиваю педагога.
— Что касается сотовых телефонов, есть соответствующий приказ министерства образования, согласно которому дети не могут пользоваться на уроках калькуляторами, сотовыми телефонами и другими гаджетами. Этот пункт есть в Уставе школы. Как справляюсь? Конечно, старыми добрыми методами, не обходится без кнута и пряника. В необходимых случаях ставлю в известность родителей. Хотя и они — люди разные: одни адекватно реагируют, другие, не вникая в вопрос, начинают «ломать дрова». Считаю, родители всегда должны поддерживать своих детей в любой ситуации. И если она случилась, следует находить из неё выход, решать вопрос совместно. А что дети вне школы «сидят» часами в гаджетах — проблема не только учителя. Как результат, они меньше читают, думают, знают, их тиктоковое мышление превалирует. Отсюда хуже память, мышление, узкий кругозор, — сказала Ирина Помазан.
Характер детей, по словам педагога, — вопрос особый. Ребёнок уже рождается со своим характером, а воспитать и развить его — дело родителей. У образовательной системы нет большой воспитательной миссии, как это было в старые добрые времена. Учитель по статусу сегодня приравнен к обслуживающему персоналу. Он должен дать знание ребёнку, при необходимости — дополнить, скорректировать то, что заложено родителями, в рамках дозволенного. Трудность в том, что есть категория родителей: я же мать и правда на моей стороне. Раньше авторитет учителя был непререкаем. Сейчас этого нет. Наказать «трудного» ребёнка нельзя, даже если он выматывает нервы или срывает урок. В лучшем случае можно провести беседу с его родителями, причём, выстроить разговор так, чтобы не обидеть ни одного, ни другого. А некоторым это на руку.
— В Госдуме рассматривается законопроект о буллинге среди учащихся. Я бы добавила в него ещё пункт о буллинге учителей. Такая проблема тоже есть в школах, — заметила педагог.
Работа учителя – нелёгкий труд. К примеру, у Ирины Помазан в классе 30 учеников. Каждый день это 60 тетрадей, 30 почерков, 30 мировоззрений и характеров. У каждого из них свои проблемы: у одного мама попала в ДТП, у другого папа ушёл на СВО… И всё это учитель невольно пропускает через себя. Каждого ребёнка нужно приласкать, утешить, подбодрить. Но учитель тоже человек, он не железный, и заслуживает уважения, как это было в прежние годы.
Лучший наставник
Ирина Петровна Помазан, работает в школе №4, паралле- льно с основной деятельностью учитель занимается наставничеством. 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. В России тогда прошло много профессиональных конкурсов, в том числе Всероссийский конкурс лучших практик наставничества. Ирина Петровна вместе с молодыми коллегами смонтировала о наставничестве в школе видеоролик, отправила его на краевой конкурс и победила в номинации «Наставничество на рабочем месте». Затем стала победителем на дальневосточном этапе конкурса и вышла на федеральный уровень. По итогам Всероссийского конкурса в топ 50 лучших практик вошли практики трёх педагогов-наставников из Приморского края, в числе которых Ирина Помазан. Их наставническая деятельность в Год педагога и наставника признана лучшей и образцовой для тиражирования в России. Средней школе № 4 тогда вручили диплом победителя конкурса, а Ирине Петровне — памятный кубок. Чуть позже ей вручили нагрудный знак «Почётный наставник». Это новая награда, учреждённая недавно по инициативе президента России.
Наставничество, по словам собеседницы, интересно тем, что человек может подниматься, как по горизонтальной, так и вертикальной шкале профессионального роста. В наставничестве важен энергетический взаимообмен и взаимопонимание, считает педагог. Как результат этой работы, все молодые специалисты, начинавшие трудовую деятельность в школе № 4, остались в системе образования. Среди молодых коллег Ирины Помазан есть и её ученица – учитель начальных классов Диана АЛЕКСЕЕВА, другая ученица — Алина РОГОЗИНА заканчивает НГГПК и тоже намерена прийти работать в школу.
В настоящее время Ирина Петровна трудится под руководством директора школы № 4 Анны Валерьевны УШАКОВОЙ, в одной из самых старейших школ города. В этом году исполняется 40 лет её педагогической деятельности. За эти годы через сердце учителя прошли сотни учеников. А многим ещё предстоит дать путёвку в жизнь. Она учитель высшей категории. За многолетний и успешный труд награждена Почётной грамотой министерства просвещения РФ.
Владимир ПАНТЮХОВ