Администрация ПАО «Находкинская БАМР» по доброй традиции чествовала юбиляров — ветеранов рыбацкой компании. Кто-то только что достиг пенсионного возраста, а кому-то уже далеко за 80. Но почти у каждого ветерана радостно светились глаза от того, что предприятие, которому они посвятили по нескольку десятков лет своей жизни, не забывает их.
Прикоснулись к прошлому
Председатель первичной ветеранской организации ПАО «НБАМР» Юрий МЕЛЬНИКОВ повёл ветеранов на экскурсию в музей акционерного общества. Людям, которые не работают на этом производстве уже по 20-30 лет, интересно было снова услышать историю родной базы и о том, какими заботами она живёт сегодня, о героях труда.
— Предприятие было создано в начале 50-х годов прошлого века. Имея в арсенале несколько СТРов, оно стремительно развивалось, и к концу 70-х годов его добывающий флот уже составил 100 крупнотоннажных судов и 23 единицы портофлота. Численность работающих здесь выросла почти до 14,5 тысячи человек, вылавливали в среднем по 600 тысяч тонн рыбы и морепродуктов в год.
Снаряжались экспедиции не только в Берингово, Охотское и Японское моря, но также в Тихий и Индийский океаны, работали на промысле у берегов Перу, Чили, США, Новой Зеландии, Австралии, Японии… Уловы сдавали прямо в море на транспортные рефрижераторы Востокрыбхолодфлота. Министерство рыбного хозяйства СССР в то время помогало предприятиям со снаряжением флота в экспедиции продуктами питания, топливом, научными судами и ледоколами, поэтому общими усилиями задачи по обеспечению нашей необъятной страны морепродуктами решались гораздо легче. Эти годы стали пиком расцвета для Находкинской БАМР, — напомнил ветеранам Юрий МЕЛЬНИКОВ.
В это время довелось поработать здесь и юбиляру сегодняшней группы Михаилу ВЕДЕНЁВУ.
— Я устроился в 1962 году и трудился в БАМРе 40 лет. Был мастером обработки, боцманом, рефмашинистом, а в 60 лет вышел на заслуженный отдых. Рыбачили в Беринговом и Охотском морях, Индийском и Тихом океанах. Вместе с Анатолием КОЛЕСНИЧЕНКО работал на тунцеловной базе «Ленинский луч». Рыбу ловили крючками шесть ботов и сдавали на нашу тунцеловную плавбазу. А мы выпускали из тунца консервы и паштет, большая часть которых уходила на экспорт в счёт оплаты за построенный иностранцами автозавод в Тольятти. Потом вместе с Анатолием Николаевичем работали на БМРТ «Посьет». Наши суда часто ставили рекорды по вылову рыбы среди бамровского флота. Интересное было время, — вспоминает Михаил ВЕДЕНЁВ.
Уроки истории
Ветераны помнят, что с началом перестройки государство стало снижать уровень поддержки рыбацких предприятий, и БАМР была вынуждена отказаться от удалённых промысловых экспедиций. Оказавшись на вольных хлебах, многие рыбопромышленные предприятия Дальневосточного региона России стали закрываться. Это было начало тернистого пути для отечественной экономики. Если в прежние годы советские суда могли рыбачить у берегов США и в иностранных водах других государств в пределах трёх-пяти миль, то в начале 70-х все страны ввели 200-мильные экономические зоны, тем самым ещё больше ограничив заход в свои пределы иностранного и, конечно же, советского рыбопромышленного флота.
В те годы администрация БАМР была вынуждена создать совместную советско-американскую компанию «САК», чтобы не потерять объёмы промысла. У США в то время не было собственных крупнотоннажных добывающих судов, но имелись сотни единиц москитного и среднего рыбацкого флота. Их «малыши» ловили в своих водах рыбу и морепродукты, сдавали нашим траулерам и плавбазам на переработку, а прибыль делилась поровну. Совместное предприятие успешно проработало около 15 лет.
Россия в начале 90-х ввела квоты на добычу морских биоресурсов, которые стали распределяться без учёта имеющегося в компаниях добывающего флота и численности работающих. При первой же делёжке лимиты БАМРа на вылов биоресурсов уменьшились вдвое, что сильно ударило по её экономике. А через несколько лет в стране была введена ещё и плата за биоресурсы. Многие компании, не выдержав такого прессинга, развалились. На грани краха оказалось и ОАО «Находкинская БАМР». Самым тяжёлым за последние десятилетия для базы оказался 2003-й год, когда выделили квот всего на 96 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, хотя база могла выловить гораздо больше.
Через несколько лет эти недоразумения были устранены, лимиты на добычу биоресурсов начали выделяться на пять лет, причём бесплатно. БАМР из года в год стала увеличивать объёмы вылова, работая с прибылью и выплачивая акционерам дивиденды. Но постепенно её добывающий флот был сведён к минимуму. В настоящее время 10 крупнотоннажных судов базы вылавливают в среднем в год 150 тысяч тонн рыбы и морепродуктов.
Музеем гордимся
Бамровский музей на протяжении многих лет считается одним из лучших в крае.
— Сегодня его фонд содержит более 1300 экспонатов. Особое место занимают необычные макеты судов, изготовленные бамровскими умельцами. В их числе макет БМРТ «Посьет», экипаж которого награждён орденом Трудового Красного Знамени, макеты парусников, рында РТМ «Астроном» — первого траулера из этой серии, попавшего под списание, на вечное хранение отданы музею знамёна БАМР и прославленного БМРТ «Посьет».
На специальной витрине размещены переданные участниками войны награды — медали, ордена, копии фронтовых писем… Экспозиция спортивной славы предприятия, наполненная кубками, завоёванными бамровцами в разные годы на соревнованиях. А рядом — уникальный волейбольный мяч с автографами членов женской сборной России, ставшей в 2010 году чемпионом мира в Японии, — рассказал юбилярам Юрий МЕЛЬНИКОВ.
Много интересной информации можно почерпнуть из полутора десятка экспозиций о развитии береговой инфраструктуры предприятия, руководителях и участниках войны, работавших когда-то в БАМР, производственных показателях, судах, носящих имена Героев Советского Союза.
И моей биографии строки
Юбиляры внимательно слушали рассказ Юрия МЕЛЬНИКОВА, рассматривая экспозиции, вспоминая фамилии тех, с кем когда-то довелось работать, названия судов. Многие из них отдали предприятию десятки лет добросовестного труда. К примеру, помощник капитана Юрий ТАРАСОВ, мастер обработки Михаил ВЕДЕНЁВ, старший специалист коммерческого отдела Валентина ВЕРТЕЛЕЦКАЯ, моторист Владимир КУДРЯВЦЕВ, матросы Владимир ЧЕРНОЯРОВ и Владимир КОНОПЛЯ, старший помощник Виталий ДУДНИКОВ в своё время были награждены медалью «300 лет Российскому флоту». Труд главного метролога Татьяны КИРНОС отмечен Почётной грамотой Министерства рыбного хозяйства. Юрий ТАРАСОВ имеет звание «Почётный работник НБАМР», а Владимир ЧЕРНОЯРОВ награждён ещё и медалью «За трудовую доблесть». Абсолютное большинство из них имеют звание «Ветеран труда».
Я тоже в своё время поработал на «Посьете», — рассказывает стармех Александр ДАНИЛОВ, отдавший базе 41 год. — У берегов США тралами ловили хек и красный окунь. Запомнилась хорошая организация труда на судне, возглавлял которое опытный капитан-директор Анатолий КОЛЕСНИЧЕНКО. За четыре десятка лет работы в БАМРе избороздил моря и океаны, вели промысел у испанских островов. И не жалею, что вся жизнь связана с этой компанией. Много лет отходил в моря на бамровских судах и мой брат Николай, компрессорщицей на берегу трудилась моя жена Мария Ильинична.
— А я отработала здесь кладовщицей более двух десятков лет, — вступает в разговор 80-летняя Тамара ДЫРКОВА. — Наша служба в то время занималась снабжением стройматериалами строящихся и ремонтируемых зданий и сооружений базы. Мой муж Николай в должности рефмашиниста отдал этому предприятию 44 года, работая с образования компании. Как видите, судьба нашей семьи также тесно связана с рыбацким предприятием. И поэтому мне показался очень интересным рассказ Юрия Денисовича об истории базы, до боли дороги многие музейные экспозиции и экспонаты, фотографии тех лет, которые хранят память о прекрасных временах нашей молодости, трудовых подвигах и друзьях, славном прошлом Находкинской БАМР. Огромная благодарность администрации базы, что она сохранила свой музей и приумножает его экспозиции. Спасибо, что здесь не забывают и нас, ветеранов.
Юбиляров поздравил также начальник отдела кадров компании Юрий ТОКАРЕВ, который пожелал им крепкого здоровья и долгих лет жизни, а также заверил, что на предприятии всегда им рады. Ветеранам по доброй традиции были вручены денежные премии, а затем под ароматный чай за накрытыми столиками они ещё долго вспоминали свои рыбацкие будни и далёкие промысловые походы.