«Художник – это мировоззрение»

DSCN0821Известный находкинский художник Геннадий ОМЕЛЬЧЕНКО отмечает 80-летний юбилей. Человек, которого называют патриархом дальневосточной живописи, несмотря на возраст, на заслуженный отдых уходить не собирается: новые работы и новые выставки, встречи, поездки. Постоянный внутренний поиск, стремление к самосовершенствованию, пренебрежение к существующим шаблонам и стереотипам является творческим кредо мастера.


Геннадий Алексеевич – коренной приморец, родился 5 мая 1936 года в г. Сучан (ныне Партизанск). С 1954 по 1960 гг. учился во Владивостокском художественном училище, на отделении живописи. Член Союза художников России, заслуженный работник культуры РФ, почетный житель Находки. По его инициативе в 2007 году было открыто Находкинское отделение Союза художников России.
Геннадий ОМЕЛЬЧЕНКО работает в самых разных жанрах, не ограничивая себя рамками какого-то одного течения. Особое место в его творчестве занимает абстрактная живопись. Серия композиций под общим названием «Структуры» была признана по-настоящему новаторским событием в мире искусства и стала впоследствии визитной карточкой автора.
– Геннадий Алексеевич, Вы занимаетесь живописью уже более полувека. Художник – это профессия или прежде всего призвание?
– Живопись – дама капризная. Не человек ее выбирает, а она человека. Она раскрывает свои секреты только тому, кто предан ей без остатка, кто посвящает ей всю жизнь.
Мое приобщение к изобразительному искусству началось в семье. Отец Алексей Павлович был художником, последователем репинской школы, брат Владимир Константинович также выбрал эту стезю. Поступив в художественное училище, уже на третьем курсе я понял, что без самообразования не обойтись. Начал заниматься самостоятельно, читать книги по искусствоведению, специализированные журналы. Художник – это прежде всего мировоззрение.
– Мировоззрение формируется в том числе и под влиянием среды. Сейчас много говорят о возвращении к истокам, традиционным ценностям, то есть по сути о возвращении в прошлое.
– Я сам, получив классическое образование, переучивался впоследствии для того, чтобы иметь возможность работать в сфере современного искусства. Моим самым первым и главным учителем стал Георгий НИССКИЙ, родоначальник советского пейзажа. Когда-то именно Георгий Григорьевич вывел традиционный пейзаж на принципиально иной уровень, придав ему монументальность и широту.
Традиции нужно использовать, от этого никуда не денешься, потому что все в жизни имеет фундамент. Но компромисс между старым и новым невозможен и неприемлем. Художник может использовать традиционные формы, если это имеет какое-то смысловое значение, но брать их за основу нельзя. Назад хода нет, новое всегда одерживает победу.
– Каким Вы видите общество будущего?
– Есть понятие всеобщей коллективной мысли. Она все время структурируется, одна структура переходит в другую, идет непрерывная трансформация. Мы наблюдаем развитие глобальной коммуникации на основе всего опыта, знания и научных достижений.
Полагаю, главной наукой станет социология, она уже сегодня выходит на передовые позиции. Как говорил Кант, теоретический разум венчает знание, практический – не вера, но поведение, то есть мораль.
– Что из классического и современного изобразительного искусства вам близко?
– Люблю французский импрессионизм, кубистов и футуристов. Ренуар, Пикассо, Модильяни… Но наиболее близки мне идеи концептуализма. В свое время встречался в Москве с Дмитрием ПРИГОВЫМ, посмотрел его выставку в Третьяковке и был просто поражен. Это гений, пока еще не понятый современниками и в полной мере не оцененный.
– Помимо живописи вы занимались графикой, пробовали себя в качестве художника-иллюстратора.
– В молодости я начинал как график, но потом понял, что нельзя совмещать иллюстрацию и станковую живопись, потому что это принципиально разные области. Иллюстрирование уже созданного произведения ставит художника в определенные рамки, что сильно мешает. Бывает, писатели используют мои работы в оформлении своих изданий (последний такой пример – книга поэта Ильи ФАЛИКОВА «Фактор фонаря», вышедшая в 2013 году), но специально книжной иллюстрацией не занимаюсь уже очень давно.
– У вас очень уютная мастерская. Чувствуется, что это ваш второй дом.
– Помещение построили в конце 60-х по ленинградскому проекту и выделили мне как члену Союза художников. В советское время аренда была бессрочной, но сейчас ситуация изменилась, мастерская перешла в муниципальную собственность, и что будет дальше – большой вопрос. Не хотелось бы, чтобы город повысил арендную плату, тем самым сделав ее неподъемной для меня, потому что где тогда размещать все эти картины? Здесь десятилетия моего труда.
– Имея большой опыт сотрудничества с картинными галереями, как оцениваете уровень наших приморских выставочных центров?
– Много лет работаю с краевой картинной галереей, там хранится около двадцати моих работ. Владивостокская галерея PortMay была одной из лучших в крае, но, к сожалению, закрылась. Сейчас провожу выставки в другой галерее современного искусства под названием «Арка». Радуют их организаторские способности и отношение к выставочной деятельности в целом.
Искусство не терпит формального, стандартного подхода, оно всегда многозначно.

Татьяна КРАВЧЕНКО
Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.