ЭХО ДАЛЁКОГО ВЗРЫВА

В июле 2016 года исполнилось 70 лет со дня трагического взрыва парохода «Дальстрой» на мысе Астафьева, повлекшего за собой большие человеческие жертвы, гибель судна и находящихся на нем грузов, значительные разрушения портового хозяйства и прилегающих построек.

И чем дальше уходит время, тем больше рождается небылиц, которые тиражируются якобы очевидцами тех событий. Мне как раз довелось работать с документами в музейно-выставочном центре города и наткнуться на подобные воспоминания. Вот только небольшая выдержка из одного из них: «…взрыв произошел на моих глазах, над причалом летали останки погибших и раненых людей, по земле текли ручьи крови…» и т. д. С содроганием приходится читать подобные страшилки, не понимая, как они родились и для чего понадобились. Да, трагедия оказалась страшной, даже на фоне недавно окончившейся войны. Но давайте говорить обо всем языком конкретных цифр и имеющихся официальных документов.

Пароход «Дальстрой» грузоподъемностью 8000 тонн был куплен Советским Союзом весной 1935 года в Амстердаме у Нидерландской королевской судоходной компании. Судно носило название Almelo. По прибытии в октябре этого же года в порт Нагаево получило название «Генрих Ягода» в честь Наркома внутренних дел СССР Г. Г. Ягоды (1934 – 1936 гг.), а с 11 мая 1937 года, после ареста последнего, переименовано в «Дальстрой». Накануне судно прибыло из Канады, где находилось на капитальном ремонте после подрыва на мине в Сейсинской операции во время русско-японской войны, простояло несколько дней во Владивостоке. После этого проследовало в порт Находка и стало под погрузку. Наступил обеденный перерыв, команда питалась на борту, а грузчики (заключенные) и военнослужащие (охрана) – на берегу.
О произошедших трагических событиях существует несколько докладных записок, содержанию которых можно в достаточной степени доверять, потому что вряд ли на столь высоком уровне кто-то отважился бы фальсифицировать события и факты.

Министр внутренних дел СССР Круглов – Сталину, Берии, Микояну, 24 июля 1946 г.
По донесению начальника УМВД Приморского края, вчера в 8 часов вечера в бухте Находка близ Владивостока, во временном порту Дальстроя МВД произошел пожар на портовых складах Дальстроя; сгорел аммонал и два склада с продовольствием и промтоварами. Сегодня утром в том же порту произошел пожар и взрыв на пароходе «Дальстрой», груженном аммоналом и продовольствием. Имеются человеческие жертвы, от взрыва пострадали склады, другие сооружения в порту. На место выехал начальник управления МВД генерал-майор Шинкарёв с группой работников для принятия срочных мер.
Для расследования обстоятельств пожара и взрыва и для принятия мер по ликвидации последствий сегодня ночью вылетят на место заместитель министра по общим вопросам Рясной и заместитель министра Мамулов. О результатах предварительного расследования и об убытках будет доложено дополнительно.

Министр внутренних дел СССР Круглов – Сталину, Берии, Микояну, 25 июля 1946 г.
В дополнение к моему сообщению от 24 июля сего года докладываю вам об обстоятельствах пожара и взрыва на пароходе «Дальстрой» в бухте Находка. По донесению начальника УМВД Приморского края Шинкарёва, сегодня в 13.30 по местному времени в трюме парохода «Дальстрой» возник пожар, и через несколько минут произошел сильный взрыв. Пароход разорвало на части. На пароходе находилось 3000 тонн груза, в том числе – 750 тонн аммонала, 800 тонн пшеницы, различное оборудование и другие товары. Под погрузку пароход стал к пирсу сегодня утром.
По неполным данным, в результате взрыва получили ранения различной степени тяжести 400 человек, обнаружены убитыми 60 чел., в т.ч. погиб капитан БаНкович.
Министр внутренних дел СССР Круглов – Сталину, Берии, Микояну, 5 августа 1946 г.
По сообщению заместителей министра внутренних дел СССР Рясного и Мамулова, находящихся на месте производства расследования по делу о взрыве парохода «Дальстрой», 4-го августа сего года в 11 часов утра по московскому времени на складе взрывчатых веществ, расположенном в 8-ми километрах от Находки, в районе, изолированном от населенных пунктов и охраняемом пограничными войсками МВД, произошел большой силы взрыв.
Склад представляет из себя штабеля взрывчатки, расположенные на огороженной площадке. Взрыву предшествовал пожар одного штабеля, который потушить не удалось. Всего на складе было свыше 6 тысяч тонн взрывчатки, которые полностью уничтожены. Работающие на складе люди были предупреждены до взрыва и успели укрыться. Человеческих жертв нет. Несколько человек легко ранены от осколков. В городе у некоторых зданий разбиты стекла, имеются небольшие повреждения.
Примечание автора: склад взрывчатых веществ находился в пади Ободной, за нынешним расположением Зеленхоза, недалеко от того места, где когда-то размещался пионерский лагерь Приморского судоремонтного завода.

Министр внутренних дел СССР Круглов – Сталину, Берии, Микояну, 14 августа 1946 г.
Докладываю о причинах и последствиях пожара и взрыва на пароходе и складах базы Дальстроя в бухте Находка и принятых МВД СССР мерах.
Командированными в бухту Находка заместителями министра внутренних дел СССР тов. Рясным и Мамуловым установлено, что основной причиной пожара и взрыва в бухте Находка являлось преступно-халатное отношение отдельных работников Приморского управления Дальстроя к приему взрывчатки с железной дороги, хранению ее и погрузке на пароходы.
Основными виновниками преступно-халатного отношения к сбережению взрывчатки и организации погрузочных работ в бухте Находка являются: начальник Приморского управления Дальстроя полковник Кораблин, его заместитель Сафонов, начальник политотдела Трошкин, начальник лагеря Островский, начальник склада Дицик, его заместитель Афанасьев, техник по взрывчатке Чевский. Кроме того, было арестовано девять человек, подозреваемых в злоумышленных действиях.
Следствие продолжалось…
В этой трагедии было убито и умерло от ран 105 человек, в том числе: военнослужащих – 22 чел., гражданского населения – 34 чел., заключенных – 49 чел.; находились в лечебных учреждениях –196 чел., в том числе: военнослужащих – 55 чел., гражданского населения – 78 чел., заключенных – 63 чел. На пароходе «Дальстрой» из 49 человек членов экипажа погибло 7 чел., в том числе и капитан Банкович Всеволод Мартинович. Именно такими цифрами оперировали официальные лица при рассмотрении и объяснении трагедии в бухте Находка.
На этом можно было бы поставить точку, но 7-го января 1989 года газета «Водный транспорт» опубликовала статью «Взрыв. Несколько трагических страниц из истории порта Находка, или Жестокое эхо войны». Автор Генрих Александрович Колчин – штурман дальнего плавания, капитан 1-го ранга запаса, заведующий сектором института Гипрорыбфлот, ответственный секретарь редколегии сборника «Безопасность мореплавания и ведения промысла Минрыбхоза», который являлся очевидцем взрыва на пароходе «Дальстрой». В своих ссылках автор акцентирует внимание, что пользовался информацией своего отца Колчина Александра Андреевича, работавшего в 1946 г. начальником Находкинской нефтебазы Дальстроя НКВД, капитана порта Александра Ивановича Ёлкина, бывшего старпома парохода «Дальстрой» П.П. Куянцева, чекистов-дальневосточников К. Ростаногова и И. Кирюхина. В этой публикации Г. Колчин утверждает, что «события лета 1946 г. оказались делом рук фанатика, высококвалифицированного разведчика и диверсанта абвера Эргона Эрке, заброшенного в СССР в предвоенные годы, долгое время скрывавшегося под обличьем торгового моряка, командированного на Дальний Восток, служащего, рабочего, освобожденного из лагерей инвалида. Прошедший школу полковника Николаи (Вальтер Николаи, 1873-1947 гг.), он считался отцом организационной структуры немецкой военной разведки, звездой первой величины среди руководителей спецслужб XX века и адмирала Канариса, свободно владевшего несколькими языками и специальностями. Э. Эрке, обосновавшийся сначала во Владивостоке, а затем и в Находке, вел в предвоенные годы активную разведывательную работу, завязывал знакомства, вербовал агентуру из деклассированных элементов и девиц легкого поведения. Перед войной его задания выполняли две девушки, нелегально ведущие наблюдения за строительством оборонных объектов на берегах Приморского и Хабаровского краев. Их преступная деятельность была пресечена бдительными действиями матросов Тихоокеанского флота. Однако сам резидент Эрке по кличке Серж сумел вовремя скрыться, с началом Великой Отечественной войны перешел к подготовке и проведению диверсий. Обе шпионки были осуждены и приговорены к длительным срокам лишения свободы. На совести Эрке еще судьба трех судов, погибших на Дальнем Востоке при загадочных обстоятельствах.
Отбыв срок, одна из девиц, по имени Мария, уехала в дальний сибирский городок, где поступила на работу санитаркой в Дом инвалидов. Однажды, войдя в палату, она узнала в пожилом мужчине, лишенном конечностей, зрения, с ослабленным слухом, своего «крестного» по кличке Серж, поскольку тот имел редко встречающуюся примету – раздвоенную нижнюю губу. Органы государственной безопасности выяснили, что за этой «маской» скрывался корветтен-капитан (российское звание – капитан 3-го ранга), агент немецких спецслужб… Так была поставлена последняя точка в таинственных и трагических событиях в истории города.

На фото: Пароход «Дальстрой» в бухте Нагаево, 1938 г.; И.Ф. Никифоров (1894 – 1958 гг.), начальник ГУ СДС «Дальстрой» (1939 – 1948 гг.).

Юрий МЕРИНОВ

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.