Вчера находкинской поэтессе, автору поэтического сборника Татьяне ГОЛОМАЗОВОЙ исполнилось 80 лет. Накануне мы встретились с юбиляром и попросили её рассказать о себе и творчестве.
— Татьяна Ильинична, вы коренная находчанка?
— Я родилась в западной части России, дитя военного времени. Так случилось, что очень рано оказалась круглой сиротой и воспитывалась в детском доме. После окончания Рязанского художественного училища два года преподавала в общеобразовательной школе рисование и черчение. Ещё в школьные годы очень полюбила Дальний Восток. У нас была хорошая учительница по географии, которая много рассказывала о дальневосточном писателе и учёном Владимире Клавдиевиче АРСЕНЬЕВЕ, и особенно об одном из его персонажей Дерсу УЗАЛЕ. Я настолько влюбилась заочно в Дальний Восток, что попросила направление на работу в эти края.
Так в свои 20 лет оказалась во Владивостоке. Долго работала в одном из проектных институтов проектировщицей, в основном проектируя промышленные здания и сооружения. Но зарплата у меня была крохотной. Здесь вышла замуж, получила квартиру и родила двух дочерей. Потом на Инструментальном заводе 16 лет, семь лет на почте, доставляла телеграммы. После выхода на пенсию решила перебраться в Находку. Это был 1998 год. Время в стране непростое, дефолт, пенсия временами задерживалась, действовала карточная система на продукты питания… Как-то дошло до того, что в день рождения у меня не было денег даже на хлеб. Но пережила это лихолетье.
— Когда и как начали писать стихи?
— Поэзию любила всегда. У нас в школе была великолепная учительница по русскому языку и литературе Кира Митрофановна, которая в своё время получила прекрасное образование в Санкт-Петербурге. Это она привила мне любовь к стихам. Уже с ранних лет я полюбила творчество Пушкина, Блока, Лермонтова… Принимала активное участие в выпуске школьной стенгазеты в качестве художника-оформителя. И что удивительно, никогда не пыталась писать стихи, как это делали многие молодые люди. Да и в зрелом возрасте не было к ним такой тяги. Стихи пришли ко мне сами на склоне лет, как это ни странно, во сне. Однажды я проснулась с такими строками на устах: «…Не только с юношеской силой в душе рождается поэт, ко мне поэзия явилась лишь на седьмом десятке лет. Не соловьиной трелью дивной в черёмуховой белизне, а с древним саблезубым тигром она пришла ко мне во сне…»
В то утро стихи не просто шли из моего сердца, они лились. Это была поэтическая песня. Я любила и люблю прогулки в одиночестве по сопкам и тайге. Ожидаемой в тот момент поэтической рифмы почему-то не было, но стала замечать за собой, что вдруг начала думать и размышлять ритмически. И только спустя некоторое время пошла рифма. Вначале записывала стихи в блокнот, потом приобрела для этой цели диктофон, откуда переносила их в домашний компьютер. Когда стало невозможно держать всё это в своих «закромах», небольшими подборками начала размещать стихи в интернете, получая на них немало положительных отзывов. Так у меня появилось много друзей. Там все поэты – друзья.
Это были нулевые годы. В 2014 году по почте мне пришло письмо от канадского издателя, а потом ещё шесть аналогичных посланий, в которых он предлагал мне бесплатно издать поэтический сборник. Я отправила ему стихи и заказала для себя десять экземпляров будущей книги. Хорошо, не размахнулась больше. В итоге, оказалось, что это вовсе не бесплатно, один сборник обошёлся мне в 1800 рублей. Так в 2005 году вышла в свет моя книга стихов «Я дочь твоя, мама Земля». Это солидный сборник на 270 страниц сплошного текста. Практически все книги раздала находкинским библиотекам, одну подарила внучке, которая живёт в Уссурийском районе, и один экземпляр остался у меня на руках.
В сборник вошли не только лирические стихи, но и о любви, политике, военном и послевоеном детстве, о животных, и даже социальной направленности. Из диких зверей почему-то больше всего люблю волков. Им посвятила шесть своих стихотворений и одну песню о раненой волчице, которая попала в капкан. Спасая жизнь, она мужественно перегрызла свою ногу, и, ковыляя на трёх лапах, ушла в тайгу.
— Татьяна Ильинична, сохранилась ли ваша прежняя поэтическая активность?
— С возрастом вдохновение стало приходить гораздо реже, хотя продолжаю регулярно совершать прогулки к морю, в лес, часто хожу за грибами, наслаждаясь природой. Но активность уже не та. Часто просят меня прочитать самое любимое стихотворение. А я не могу выбрать из них самое любимое… Они мне все дороги по-своему. Это мои труды, мои детки.
— Как встретите свой юбилей?
— Скорее всего, в одиночном походе куда-нибудь на природу. К сожалению, близких людей рядом нет, да и шумного застолья уже не хочу. Подводить черту творчеству пока не собираюсь, намерена писать и дальше, если будет приходить вдохновение. Раньше изредка размещала подборки стихов в «Находкинском рабочем», неизменной подписчицей которого являюсь на протяжении многих лет. Особой гордости за своё творчество не испытываю, хотя, знаю, мои стихи хорошие. Об этом говорят и многочисленные отзывы читателей. Некоторые из своих стихов перечитываю, а порой и правлю.
— Спасибо за беседу, Татьяна Ильинична. Редакция «НР» сердечно поздравляет Вас с юбилеем, желает долголетия и дальнейших творческих успехов.
Владимир ФЕДОРОВ