…И снова в море

ИЗ РЕЙСА благополучно возвратилось к родным берегам  бамровское судно типа «Пулковского меридиана» БМРТ «Илья Коновалов». Экипаж по старой доброй традиции торжественно встречало руководство предприятия. С тёплыми словами к рыбакам обратился в прошлом капитан дальнего плавания, а ныне заместитель генерального директора по управлению флотом ОАО «Находкинская БАМР» Сергей Юртаев. Он поблагодарил членов экипажа за выполнение рейсового план-задания, а наиболее отличившимся вручил почётные грамоты и объявил благодарности.

Встретить своих мужей и жён на берег пришли и изрядно соскучившиеся родственники рыбаков. Многие были с маленькими детьми, пышными букетами цветов, счастливыми улыбками и воздушными шарами.

— Что скрывать, конечно, подустали за рейс, — говорит старший помощник капитана БМРТ «Илья Коновалов» Геннадий Гаврилин. – Только рядовые работают в море посменно, а комсостав независимо от  будней, выходных, праздников, дня или ночи могут «выдернуть» в любой момент, чтобы обеспечить производственный процесс. Но все прекрасно понимают, что работаем на конечный результат. И от того, насколько исправны машина, палубные механизмы, связь, в конце концов, вовремя приготовлен обед, зависит улов, а значит, и зарплата всего экипажа. Благодаря хорошему ремонту и поддержанию палубного и рыбоперерабатывающего оборудования в должном состоянии серьёзных поломок судна в море не было.   

«Илья Коновалов» ушёл в рейс в конце прошлого года и вернулся в родной порт на исходе лета. Перед промыслом в Пусане на нём был выполнен ремонт в объёме ежегодного освидетельствования с предъявлением Регистру, установлен новый более прочный траловый комплекс, и в начале октября экипаж пришёл в японскую зону Тихого океана.

— Здесь на протяжении двух месяцев добывали лемонему, — рассказывает капитан-директор БМРТ «Илья Коновалов» Василий Боярин. — Это один из сложных донных объектов промысла. Обычно лемонема находится на глубине от 600 до 1100 метров. Добычу вели разноглубинными тралами. Сильное течение постоянно сносило в сторону не только трал, но и само судно, что создавало определённые трудности. Лично я на лемонеме работал второй раз в своей жизни. Пришлось вспомнить всё, что знал и что слышал о добыче этой рыбы от других капитанов.

Оказывается, в промысле и этой рыбы есть немало своих секретов. В отличие от минтая она не ходит косяками, а пребывает в разреженном состоянии. Чтобы достичь хороших уловов и не терять лишнее время на постановку и выборку улова, количество тралений пришлось уменьшить до одного-двух в сутки. Лемонема – рыба очень нежная, вовремя не уберёшь в бункер — заветрится. И ещё одно важное условие — не переполнять мешок трала, иначе рыба повреждается, теряет товарный вид, и тогда немалую часть улова придётся отправить в отходы. А это дополнительные убытки. Самый оптимальный улов — 40 тонн. Для контроля за наполнением трала на мостике среди других приборов-помощников капитана есть и специальный датчик наполнения мешка.

Для успешной работы в море пять лет назад на БМРТ «Илья Коновалов» была проведена модернизация – на судовой фабрике установлена современная линия немецкой фирмы «Баадер», включая разделочные машины, рыбомучные установки, фарш-машины, морозильные шкафы и другое оборудование, позволяющее выпускать принципиально новую продукцию высокого качества. В этом рейсе изготавливали тушку лемонемы, головы и хвосты вместе с внутренностями пускали на муку и жир. Икру, молоки собирали отдельно и отправляли на заморозку. Кстати, молоки лемонемы у покупателей пользуются даже большим спросом, нежели минтаевые.

За время работы в Японской зоне экипаж сделал два перегруза на транспортники «Балюзек» и «Геннадий Водолазский». Сильные шторма, когда волна достигала трёх-пяти метров, вынуждали проводить грузовые операции в Южно-Курильском проливе под защитой островов, а заодно и бункероваться топливом. Сложные погодные условия мешали не только перегрузам и бункеровке, но вынуждали время от времени сворачивать промысел и штормовать по нескольку часов, а то и сутки, или переходить из одного района лова в другой. Но, несмотря на трудности, «Илья Коновалов» справился с заданием, добыв за два месяца почти 3,3 тысячи тонн лемонемы. Не раз на борт поднимались с инспекторской проверкой сотрудники береговой рыбоохраны Японии, проверяли соблюдение правил рыболовства российскими рыбаками, своевременное позиционирование судна и ни разу не нашли никаких нарушений.

После лемонемы БМРТ «Илья Коновалов» перешёл в Охотское море, где в течение почти четырёх месяцев добывал минтай и сельдь, некоторое время работал у берегов Курильских островов на промысле кальмара и закончил долгую путину в Беринговом море на добыче минтая. Временами, чтобы избежать простоев судна, ловили бычка и перерабатывали его на муку. В целом за рейс добыли почти 14,5 тысячи тонн рыбы.

Месяца полтора судно будет стоять у причала в ремонте. На нём будет сделано межрейсовое техническое обслуживание, люди поднаберутся сил, а в конце октября снова уйдёт в японскую зону Тихого океана на промысел лемонемы.

Владимир ПАНТЮХОВ
На снимках: капитан-директор Василий Боярин;
(слева направо) механик-наладчик Александр Подбельцев, 2-й электромеханик
Олег Гурьев, старпом Геннадий Гаврилин
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.