Картинной галерее «Вернисаж» исполняется 10 лет. Галерею по праву можно назвать визитной карточной Находки: за эти годы проведено около сотни выставок произведений живописи и графики как известных, заслуженных мастеров, так и самодеятельных авторов Приморья и Дальнего Востока, здесь традиционно проходят творческие встречи художников со зрителями, лекции и тематические вечера.
Об истории, пройденном пути и дальнейших планах рассказал директор галереи Кайтмаз АВАРСКИЙ.
– Кайтмаз Рашидудинович, как появилась в Находке своя картинная галерея? С чего все начиналось?
– 10 лет назад художники Находкинского городского округа выступили с инициативой открытия муниципальной картинной галереи. Поскольку выставочных площадей в музее было недостаточно, художникам, как местным, так и приезжим, приходилось устраивать выставки в фойе морского вокзала. Глава округа Олег Колядин внимательно выслушал нашу просьбу и согласился с тем, что такое учреждение в городе необходимо. Буквально через неделю помещение нашлось: высокие потолки, большие окна, близость к центру города – мы о таком даже мечтать не могли.
В феврале 2006 года было издано распоряжение об открытии галереи, начался капитальный ремонт выделенных нам площадей. Работы проводились в основном на спонсорские средства, помощь оказали многие компании и бизнесмены города: кто-то перечислил деньги, кто-то предоставил стройматериалы. Наши учредители позаботились об установке современного вентиляционного оборудования с климат-контролем, осветительной системы и
подвесных потолков.
Спустя год, накануне Дня города состоялось торжественное открытие учреждения. Галерея начинала свою деятельность, не имея в фондах ни одной картины, а первую экспозицию – коллективную выставку – помогло организовать Находкинское отделение Союза художников России.
За эти годы нам удалось проделать достаточно большую работу в плане пополнения фондов (сейчас они насчитывают 455 экспонатов), реализовать множество различных проектов, направленных на популяризацию изобразительного искусства Приморского края и эстетическое воспитание молодежи.
– Каким образом создавались фонды?
В городском музее в то время хранились картины художников второй половины XX века, известных не только в России, но и за ее пределами. Многие произведения не включались в музейные выставки, так как находились в удручающем состоянии: требовалась замена багета, часть работ нуждалась в небольшой реставрации и перетяжке холста. По нашей просьбе решением руководства города эти 136 картин были переданы галерее и стали основой нашей коллекции. После того как полотна привели в порядок, почти все они были показаны на выставках фондов, проходящих с периодичностью в один-два года.
Кроме того, администрация Находкинского городского округа передала нам картины из числа подарков, преподнесенных гостями города. В результате более 20 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства заняли достойное место в собрании картинной галереи.
Дальше мы уже методично привлекали тех, кто мог бы подарить какие-то работы – как художников, так и патриотично настроенных граждан, готовых внести свой вклад в пополнение фондов, были и такие случаи.
– Вы являетесь директором «Вернисажа» со дня его основания. Как формировался коллектив, сложно было найти единомышленников?
– Когда зашла речь об открытии галереи, возник вопрос о назначении руководителя: требовался человек, понимающий толк в этой работе. Видимо, уже было известно, что я художник-керамист, член Союза художников России, к тому же в свое время окончил аспирантуру и имею статус искусствоведа. Предложение о назначении на должность руководителя стало для меня несколько неожиданным, и пришлось попросить тайм-аут на размышление. Через некоторое время, посоветовавшись с художниками города и получив поддержку с их стороны, ответил согласием.
Первоначально в учреждение элементарно нужен был хороший бухгалтер, затем, после завершения ремонтных работ, наступил черед администратора, экскурсовода, дизайнера. И самое главное, требовался специалист, который необходим в любой галерее, – главный хранитель фондов. Найти профессионала очень непросто, но мы постепенно осваивали эту работу: перенимали опыт у музея, отправляли специалиста на учебу в Хабаровск.
В итоге у нас сложился дружный, сплоченный коллектив, где каждый стремится идти вперед, не останавливаясь на достигнутом, выдвигает новые идеи и инициативы, сотрудники участвуют в решении общих задач, оказывают всяческую поддержку и помогают друг другу. Успешным результатом нашей слаженной работы можно считать и тот факт, что в 2010 году мы стали победителями во Всероссийском конкурсе «100 лучших товаров России» в номинации «Услуги выставочного характера и художественного оформления».
– Насколько можно судить, ваша деятельность направлена прежде всего на сотрудничество с приморскими художниками, в галерее выставляют свои работы не только заслуженные мастера, но и начинающие авторы, организуются коллективные выставки?
Да, у нас сложился определенный круг художников, с которыми мы часто сотрудничаем. В Находке это прежде всего представители городского отделения СХР — Виталий ЛАХАНСКИЙ, Валерий ШИЛЯЕВ, Александр ШАЛАГИН, Виктор УСОВ, Валерий РЕБИК. Из Владивостока – Геннадий КУНГУРОВ, Сергей ГОРБАЧЕВ, Николай ТИМОФЕЕВ, Михаил ФРОЛОВ, из Уссурийска – Владимир СЕРОВ, Ольга НИКИТЧИК, Александр ТКАЧЕНКО.
Постоянно ищем новые имена – так у нас впервые открылись персональные выставки Алексея и Дины ЧЕЧУГА (с. Перетино), Елены ШЛЫКО (Партизанск), Галины МОРОЗОВОЙ (Большой Камень).
Совместно с художественными школами проводим ежегодные выставки детского рисунка. Помимо всего прочего это дает толчок к дальнейшей творческой активности начинающих художников.
– У вас всего два зала, хватает выставочного пространства?
– Надеемся, что в будущем удастся расширить размеры нашей галереи: два года назад нам выделили дополнительные помещения, но они нуждаются в ремонте и реконструкции. После ввода в эксплуатацию новых площадей, к галерейной части, где проводятся выставки, добавится музейная часть – там будут собраны лучшие экспонаты наших фондов.
– Вы регулярно приглашаете на экскурсии студентов и школьников. Какими принципами руководствуетесь в работе с молодежью?
Совершенствование эстетического вкуса представляется наиболее важным. Приобщение юного зрителя к настоящему академическому искусству реализма, к истокам и традициям, столетиями формировавшимся на основании общепринятых человеческих ценностей.
– Как отличить настоящее искусство от китча? Создается впечатление, что масскультура постепенно вытесняет классическое искусство в общественном сознании.
– Начнем с того, что китч – это псевдоискусство, своего рода ширпотреб. Критерии оценки предметов изобразительного искусства общеизвестны – смысловое и идейно-воспитательное содержание, композиционное решение, колорит, определенная тематика, мастерство исполнения. С распадом Советского Союза ушел соцреализм, и строгие требования, ранее обязательные для художников, постепенно размылись. Без государственной поддержки живописцы были предоставлены сами себе, должны были выживать. В 90-х начала процветать так называемая салонная живопись, когда живописцы в угоду своим материальным интересам писали исключительно то, что нравится обывателю, и это не могло не сказаться на качестве работ, уровень мастерства стал ощутимо падать.
– Как будет далее развиваться изобразительное искусство, на ваш взгляд?
Эволюционно и вполне успешно. Гармоничность классического реализма наглядней всего проявляется в сравнении с дисгармоничностью так называемого современного искусства. Безусловно, реализм останется ведущим направлением в живописи. Ничего лучшего человечество за время своего существования не придумало.
Очень хорошая статья! Содержательные вопросы, глубокие ответы.