Октябрьским решением прошлого года думы Находкинского городского округа впервые в Находке была создана Контрольно-счетная палата как постоянно действующий орган муниципального внешнего финансового контроля с большими задачами и полномочиями. Организационный период её становления завершен – рубеж первых 100 дней пройден. О днях сегодняшних и завтрашних наша беседа с председателем КСП Тамарой ГОНЧАРУК.
Справка:
Тамара ГОНЧАРУК – образование высшее, работала в объединениях «Примкрайтрикотажсбыт», районном производственном объединении бытового обслуживания, в 1990 году переведена в отдел горисполкома, 1991 — 1995 годы – работа в бюро хозяйствующих субъектов СЭЗ «Находка». С 2002 года – первый заместитель председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города, в 2005 году переведена в Контрольный комитет думы, с 2007 года – заместитель начальника отдела внешнего финансового контроля думы. С 30 октября 2014 года решением думы избрана председателем КСП.
— Тамара Александровна, что стало основанием для создания такой структуры и что было главным для вас первые 100 дней?
— В июле прошлого года в Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым полномочия муниципального внешнего финансового контроля в муниципальных образованиях были переданы контрольно-счетным органам. В связи с этим создание Контрольно-счетной палаты в округе стало обязательным. С принятием решения думы об образовании КСП и утверждением штата моей важнейшей задачей стало формирование нормативно-правовой базы, организация работы новой для округа структуры.
Мы получили свидетельство о государственной регистрации, разработали и утвердили ряд документов, регламентирующих деятельность: Регламент, распоряжение о создании коллегии, план работы на 2014 год, штатное расписание и другие. У КСП своя гербовая печать и специальные бланки. Первые контрольные и экспертно-аналитические мероприятия уже проводятся.
— Каковы статус, права и обязанности, состав и структура палаты?
— Контрольно-счетная палата является органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица, организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно, являясь муниципальным казенным учреждением. Контрольный орган создан решением думы и подотчетен ей, но при этом его деятельность не может быть приостановлена, в том числе и в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа власти.
Полномочия председателя и аудиторов палаты решением думы утверждены сроком на пять лет, а деятельность должна быть основана на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности по двум направлениям — контрольное и экспертно-аналитическое. Сформирован штат: председатель, аудиторы, аппарат. В КСП создана коллегия в следующем составе: председатель, аудиторы палаты, по одному представителю от администрации и думы округа.
— КСП сменила действующий в думе отдел внешнего финансового контроля. Что взято за основу из прежнего багажа и в чем отличия двух структур?
— Накопленный за восемь лет существования отдела опыт мы учли в полном объеме при создании нового контрольного органа. Его сотрудники утверждены решением думы в качестве аудиторов – за их плечами отличная школа по организации и проведению проверок. Главное требование к кадрам – высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления и контроля, экономики, финансов, юриспруденции для председателя не менее шести лет, а для аудиторов не менее четырех лет – полностью соблюдено.
Отдел и палата разнятся статусами, полномочиями, правами при проведении проверок. Отдел являлся структурным подразделением думы и не обладал правами юридического лица. В нынешнем статусе самостоятельного органа палата информирует об итогах проверок и принятых решениях думу и главу городского округа, вправе приостановить деятельность муниципальных объектов в случае обнаружения серьезных нарушений, направлять запросы, требовать письменных объяснений, участвовать в мероприятиях, проводимых администрацией и думой округа.
— Тамара Александровна, что входит в полномочия КСП?
— Они обширны. Контроль за исполнением бюджета, его экспертиза, внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью использования бюджетных средств; соблюдением установленного порядка управления и распоряжением муниципальным имуществом; оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета городского округа; финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части расходных обязательств округа; анализ бюджетного процесса в округе; участие в мероприятиях по противодействию коррупции; иные полномочия в отношении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, иных организаций, если они используют муниципальное имущество.
Мы вправе взаимодействовать с КСП других муниципальных образований, Контрольно-счетной палатой Приморского края, Союзом муниципальных контрольно-счетных органов, Счетной палатой РФ. Что и делаем. Мы открыты диалогу и взаимодействию с администрацией и думой, контрольными и надзорными органами по всем вопросам в рамках своей компетенции. Принципиально важно совместно создавать и совершенствовать условия взаимодействия, нормативные документы, которые помогут муниципальным учреждениям и организациям работать в правовом поле по эффективному расходованию бюджетных средств.
У палаты есть свой сайт, открытый всем желающим знать, чем занимаются аудиторы, какие мероприятия проведены, какие выводы сделаны по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, что в планах.
Там же размещены сведения о КСП, отчеты о проделанной работе, нормативные документы, статистическая информация. Сайт постоянно обновляется и пополняется новой информацией.
— Тамара Александровна, а когда впервые вы применили полномочия на практике?
— КСП была создана 30 октября, а уже в ноябре аудиторы провели экспертно-аналитические мероприятия, подготовили заключение на проект бюджета Находки на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов и внесли его на рассмотрение думы. Первое заключение КСП подтвердило соблюдение требований федерального законодательства при формировании бюджета-2014.
— Какие формы внешнего муниципального финансового контроля вправе использовать аудиторы?
— Он проводится в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий с составлением актов, на основании которых составляется отчет или заключение. Разработаны и утверждены три стандарта муниципального внешнего финансового контроля, которые определяют порядок проведения контрольных, экспертно-аналитических мероприятий, экспертизы проектов муниципальных программ. Стандарты внешнего финансового контроля в муниципальном образовании не могут противоречить требованиям законодательств РФ и Приморского края.
— Что в планах работы палаты на 2014 год?
— КСП вправе самостоятельно составить план работы на перспективу. Обязательному учету и включению в сводный перечень мероприятий подлежат поручения думы, предложения и запросы главы городского округа. В нашем плане на нынешний год порядка 30 контрольных мероприятий, в котором уже учтены все поступившие поручения и запросы. Но эта статистика может быть изменена.
— Какие задачи ставятся перед коллегией КСП?
— Коллегия сформирована как совещательный орган, и её решения носят рекомендательный характер. Члены коллегии вправе рассматривать на своих заседаниях выполнение плана на текущий период, соблюдение требований стандартов при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, иные вопросы в рамках своих полномочий.
— Что считает председатель КСП наиболее важным в контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях?
— Важно не просто выявить нарушения, а предупредить возможность их появления и повторения. Контроль выстраивается так, чтобы в процессе проведения проверок поделиться опытом, обратить внимание на сопутствующие нарушению обстоятельства. У муниципальных органов и учреждений есть возможность подготовиться к нашему визиту – план работы на год размещен на сайте палаты.
Беседовала Наталья ВОТЧАЛ