«90 лет в борьбе за качество» —

под таким лозунгом Росстандарт отмечает свой юбилей

В структуру Росстандарта (бывший Госстандарт) входят семь межрегиональных территориальных управлений, 86 государственных региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний (ЦСМ,) более десятка научно-исследовательских институтов и ряда других, необходимых для деятельности государства служб.

Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Находке (ФБУ «Находкинский ЦСМ») входит в их число по стране. Чем занимаются специалисты центра, какие задачи решают? Об этом наш разговор с директором федерального бюджетного учреждения Иваном ПЕРШИНЫМ. Иван Петрович работает в системе Росстандарта 33 года, 18 из них в должности руководителя центра.

— Иван Петрович, какова история центра стандартизации и метрологии в Находке?
— В нашем городе он был создан в 1953 году как метрологический отдел Приморского ЦСМ и занимался поверкой средств измерений. В 1993 году на базе отдела был организован самостоятельный центр стандартизации, метрологии и сертификации с подчинением центральному аппарату Госстандарта.
Главным направлением стала борьба за качество уже в виде сертификации продукции и услуг. Люди старшего поколения помнят этапы борьбы за качество в советской стране. Это системы бездефектного изготовления продукции, бездефектного труда. Особую поддержку населения получил «Знак качества», затем комплексная система управления качеством (КС УКП) и госприёмка. И каждая из этих систем давала положительные результаты.

— Планы и направления работы с учетом перемен в стране меняются?
— Меняются обязательно. В 90-е годы, например, главная наша задача заключалась в том, чтобы не превратить страну в большую свалку некачественной продукции. Для России сертификация продукции была новым направлением, которым и начал заниматься наш центр. На первых порах не хватало специалистов, не было нужных ГОСТов, возникали вопросы с испытанием продукции.
Очень много недоброкачественной продукции поступало из-за рубежа. Это соки, алкогольная продукция, масло сливочное, детская одежда и многое другое. Сертификат на такую продукцию не выдавался. Приходилось учить азам качества и предпринимателей, поставляющих продукцию из-за рубежа, и наших производителей.

— Был ли получен желаемый результат?
— Много было сделано для улучшения качества услуг общественного питания, торговли, парикмахерских, пассажирских перевозок и других. Основная масса производителей не имела необходимых знаний по продукции или услугам, которыми они занимались. И специалисты ЦСМ организовывали семинары, консультировали и всячески старались помочь в качественной организации работ нового класса бизнесменов.
Ситуация с качеством заметно улучшилась. Но это не нравилось Западу. Одним из условий вступления России в ВТО была замена обязательной сертификации по большому перечню товаров на добровольную, перевод контроля на рыночные рельсы. В результате в 2002 году органы по сертификации были выделены из состава ЦСМ и получили статус коммерческой структуры в виде общества с ограниченной ответственностью. А главная цель любой коммерческой структуры – зарабатывание денег. Между органами по сертификации началось соревнование не за качество продукции, а за количество выданных сертификатов, т.е. за деньги. Позднее государственный надзор за соблюдением стандартов из системы Госстандарта перешёл к Роспотребнадзору, Госстандарт из межведомственного комитета переименовали в агентство Минпромторга с исключением многих функций.

— Иван Петрович, что изменилось в законодательной базе?
— В 2002 году вышел закон «О техническом регулировании», в котором записано, что государственные стандарты из ранга обязательных переведены в ранг добровольных. В декабре 2008 года вышел закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора», который практически подорвал контроль качества продукции в стране. По этому закону плановый контроль может проводиться не чаще одного раза в три года, с предварительной публикацией графика проверок на год.
Да и сертификация в основном перешла к декларированию производителем. А в Интернете всегда много предложений выдачи сертификата в течение дня или одного часа. И у нас есть фирмы, выдающие такие сертификаты, хотя официально на территории нашего города работает один орган по сертификации – ООО «Находкинский центр сертификации», который сейчас на грани закрытия из-за отсутствия заявок на сертификацию. Наш менталитет предполагает, что добровольно – значит не нужно и не стоит тратить на это деньги. Но покупать все хотим только качественные товары.
В настоящее время ФБУ «Находкинский ЦСМ» работает на основе закона «Об обеспечении единства измерений» 2008 года. Центр осуществляет поверку почти всех средств измерений, эксплуатируемых в регионе, в том числе для населения осуществляется поверка водосчётчиков и электросчетчиков.
Постановлением правительства в 2010 году определен перечень приборов, поверяемых только государственными региональными центрами, т. е. нашими центрами. В этот перечень входят часть приборов здравоохранения, безопасности труда, охраны окружающей среды, приборы для взаиморасчётов и другие.

— Насколько удобны условия работы центра с жителями города?
— Для населения стараемся создать максимум условий. Например, водосчетчики принимаем на поверку по понедельникам, причём, как правило, поверка осуществляется в течение дня, чтобы клиенты не оставались без воды надолго. Для пенсионеров и инвалидов по их заявке по телефону выезжаем по месту жительства и поверку осуществляем не снимая водосчётчики с помощью переносной установки.
Настораживает, что с каждым годом количество предоставляемых на поверку средств измерений уменьшается, особенно в здравоохранении. Причиной становится экономия средств, хотя экономить на здоровье человека, по крайней мере, не гуманно.
— Чем руководствуются специалисты центра при проведении поверок?
— В сфере стандартизации центр имеет большой фонд международных и национальных стандартов, а также договор на право распространения нормативных документов из фонда Росстандарта, который ставит перед нами большие задачи по участию в инновационных проектах, проектах по освоению новых видов продукции и улучшению качества. Наш коллектив готов принимать в них участие.
Так, например, совместно с администрацией города ЦСМ организует региональный этап ежегодных конкурсов «Лучший товар Приморья» и «100 лучших товаров России» и приглашает всех производителей товаров и услуг принимать в них участие, продвигая свой товар на рынок Приморья, Дальнего Востока и всей страны.

— Юбилей — хороший повод рассказать о коллективе центра.
— В центре работают 15 специалистов с большим опытом и знаниями. Это начальник отдела Евгений Иванович ПЕРШИН, главный метролог Валентина Петровна ГАЛКИНА, инженеры по метрологии Павел Викторович БЕККЕР, Сергей Александрович БЕЛЬЧЕНКО, Вадим Николаевич НАЗАРЕНКО, Александр Александрович СУХОНОСОВ, Наталья Васильевна ЛОВЕЙКО, Елена Николаевна МЕРЕНКОВА, Галина Дмитриевна ПАПУША, инженер по стандартизации Елена Сергеевна АДУШЕВА, инженер-программист Александр Иванович ПШОНЯК, главный бухгалтер Елена Васильевна ДОБРОСЕЛЬСКАЯ, бухгалтер Надежда Васильевна ВЫЛЕГЖАНИНА, слесарь Нина Болеславовна ГЛОБА. Благодарю всех за высокий профессионализм и преданность делу.

— Росстандарту России — 90 лет. Замечательное событие!
— Юбилей — хороший повод для празднования. Но как много нужно сделать Росстандарту и всем нам по стандартизации, метрологии и качеству продукции, чтобы искренне порадоваться этому большому событию.

DSC07610 DSC07598DSC07584

 
 
 
 
Нина КОЛЬЦОВА
На снимках: И. Першин; Е.С. Адушева; Н.В. Вылегжанина, Е.В. Добросельская; 
Запись опубликована в рубрике Юбилей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.