ПОСТАНОВЛЕНИЕМ президиума Приморского крайкома профсоюза работников автотранспортного и дорожного хозяйства на 15 июля текущего года была намечена предупредительная предзабастовочная акция по приостановке движения автомобильного пассажирского транспорта на всей территории края.
В числе основных требований автотранспортников — повышение размера заработной платы для всех категорий работников предприятий, улучшение условий работы посредством обновления автобусного парка, соблюдение режима труда и отдыха водителей и кондукторов. Решение президиума поддержал и территориальный профсоюз «Содружество» работников Находкинского пассажирского автотранспортного предприятия. Что же толкнуло автотранспортников на крайние меры? Одна из главных причин — низкий тариф пассажирских автоперевозок в крае.
На городских маршрутах в Находке сегодня он составляет 11 рублей за одну поездку и последние три года не менялся в сторону увеличения ни разу. За это время топливо подскочило в цене как минимум на 20 процентов, существенно поднялась стоимость электроэнергии, автошин и запчастей, заметно возросли налоговые отчисления, в частности, только социально-страховой взнос увеличился с 14 до 34 процентов. Всё это привело к тому, что в Находкинском АТП сложилось крайне тяжёлое экономическое положение. Работодатель оказался не в силах индексировать заработную плату сообразно инфляции, образовалась текучесть кадров, работа в автобусном парке стала менее престижной, сюда перестала идти молодёжь… Сегодня, к примеру, из 139 штатных водителей всего лишь восемь в возрасте до 30 лет и примерно половина водительского состава, которым уже давно перевалило за 50 и даже за 60 лет.
Надо отметить, тревогу на сей счёт руководство АТП бьёт давно. В последние два года оно неоднократно обращалось в департамент по тарифам администрации края и просило разрешения увеличить стоимость проезда на городских маршрутах до 15 рублей за одну поездку, обосновывая это экономическими расчётами. С такими же предложениями в краевую администрацию обращались автотранспортные предприятия практически всех муниципальных образований Приморья. Главное, на чём всегда акцентировалось внимание, — выручка от провоза пассажиров является единственным источником существования предприятия. Однако разрешения на увеличение тарифа они так и не получили.
Не видя поддержки краевых властей, трудовые коллективы приморских автотранспортных предприятий начали искать её у своего отраслевого профсоюза. Когда накал страстей стал нарастать, председатель крайкома общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Юрий Пошивайло отправил в адрес губернатора Сергея Дарькина очередное послание, обратив особое внимание на необходимость пересмотра стоимости проезда.
В начале апреля губернатор провёл рабочее совещание с участием вице-губернаторов, а также глав городских округов, где было рассмотрено положение, сложившееся у пассажироперевозчиков, дано распоряжение профильному департаменту принять в срок до 1 мая текущего года новое положение, которым надлежало утвердить предельный тариф на городских пассажирских перевозках муниципальных образований Владивостокского, Находкинского, Уссурийского и Артёмовского округов в размере 15 рублей за одну поездку. Кроме того, было порекомендовано главам муниципальных образований в срок до 22 апреля подписать соглашения с автотранспортными предприятиями, обязав их до 1 июня провести анализ себестоимости пассажирских перевозок на городских маршрутах находкинским и артёмовским автотранспортными предприятиями, а также всем АТП края обновить свои автобусные парки не менее чем на 30 процентов в срок до 1 декабря текущего года.
Срок истёк два месяца назад, а решение по тарифам в результате так и не принято. 30 июня Юрий Пошивайло отправил уведомление о предзабастовочной акции автотранспортников в департамент промышленности и транспорта администрации края и губернатору Сергею Дарькину. В нём говорилось: «15 июля с 10.00 до 10.15 минут будет приостановлено движение автобусов на всех маршрутах Приморского края. Президиумом краевого комитета профсоюза в трудовых коллективах предприятий проведена соответствующая работа по соблюдению общественного порядка, регламента забастовки и требований по обеспечению транспортной и безопасности дорожного движения во время акции». По предварительным данным участие в ней должны были принять около семи тысяч человек.
Директор департамента промышленности и транспорта Приморского края Игорь Хрущёв, получив такое послание, подготовил и направил перевозчикам, включая генерального директора управляющей компании ООО «Находкинское пассажирское АТП» Алексея Гашева, приглашения на участие в рабочем совещании, которое состоялось 12 июля. Один из основных вопросов — урегулирование отношений с Приморским крайкомом общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства и основными предприятиями-перевозчиками пассажиров. Однако то, что хотели услышать перевозчики на этом совещании, к сожалению, так и не услышали.
А спустя два дня в администрации края прошло ещё одно совещание по этому же вопросу, на котором Юрий Пошивайло проинформировал краевые власти, что, если до 26 июля не будут утверждены новые тарифы на городских маршрутах, акция протеста с остановкой пассажирского автотранспорта на всей территории края на 15 минут всё-таки состоится. Руководители предприятий-перевозчиков уже получили приглашения на заседание правления департамента, которое состоится 26 июля и где, наконец, должны быть утверждены новые тарифы. Таким образом, намеченная автотранспортниками акция протеста уже на 22 июля не состоится. Между тем положение дел на автотранспортных предприятиях продолжает усугубляться. Даже если вопрос с увеличением тарифа решится в пользу перевозчиков, особого облегчения они не почувствуют, по крайней мере, на первых порах.
— Распоряжение по обновлению парка ставит нас в крайне тяжёлое положение, — сказал Алексей Гашев. – Уже сегодня мы ясно понимаем, что и 15 рублей за проезд недостаточно для того, чтобы в оставшиеся четыре месяца заменить на новые треть машин автобусного парка. Чтобы его выполнить, тариф на проезд, по меньшей мере, должен быть не менее 20 рублей за одну поездку, что вызовет социальный накал. С другой стороны, дорогие пассажиры, поймите и нас. В настоящее время более 90 процентов автопарка амортизировано, то есть исчерпало свой срок эксплуатации. И если бы не капитальный ремонт автобусов, нам бы уже давно не на чем было осуществлять пассажирские перевозки. В Приморский краевой арбитражный суд мы уже направили иск на 17 млн рублей, которые потеряли за последние три года из-за низких тарифов на перевозки.
Несмотря на суровые условия, в которых приходится работать автоперевозчикам, руководство Находкинского АТП тем временем ищет пути и предпринимает все меры к тому, чтобы без сбоев выполнять перевозки пассажиров. Предприятие оформило кредит в ОАО «Дальневосточный банк» и приобрело восемь новых южнокорейских автобусов марки «Дайва». Но без пересмотра тарифов рассчитаться с банком будет очень сложно.
— Стоимость одного нового южнокорейского автобуса — 3 млн рублей. Восемь машин мы уже приобрели, остаётся докупить ещё 16. Если взять под них кредит в банке, то каждый месяц нам придётся отдавать кредитору по четыре с лишним миллиона рублей. Эти условия поставят находкинских автотранспортников на колени, — считает Алексей Александрович.
Повышение тарифа – мера вынужденная. Другого пути, чтобы сохранить парк и количество автобусов, ежедневно выпускаемых на маршруты, не растерять трудовой коллектив, у транспортников нет. Пока решение не принято, предприятие вынуждено сокращать количество машин на линиях после 20 часов, укорачивать городские маршруты и прибегать к другим непопулярным мерам. Если в этой ситуации оставить тариф на прежнем уровне, положение дел на предприятии усугубится ещё, и автотранспортники могут оказаться в таком экономическом кризисе, откуда выбраться будет уже непросто.
Владимир ФЁДОРОВ