ПЛАВАЮЩИЙ землесос ковш за ковшом поднимал со дна Каменки грунт и перекидывал его на берег. Потом упёрся ковшом в дно речки, переехал на новое место, опустил большие, как подушки, зелёные поплавки, опёрся на две стойки, и снова занялся расчисткой дна и берега. В таких операциях обычно используется ковш, а передвижение на большие расстояния осуществляется с помощью привычного для нас винта. Один человек управлял плавсредством, а четверо находились на палубе и наблюдали за его действиями.
– Среди них — финский специалист. В течение июля он будет проводить обучение наших ребят, — рассказывает генеральный директор ОАО «Строитель-43» Сергей Шелупайко. – В ближайшее время работу плавсредства переведём на круглосуточный режим. Первый раз на расчистку мы вышли в минувший четверг. Обучение персонала и ходовые испытания плавсредства проходят одновременно. Работает землесос неплохо. Одно неудобство — слишком много по берегу и на дне попадается пластиковых бутылок. Вместо ковша уже опробовали работу фрезы, которая может выбрасывать пульпу на берег на расстоянии до 30 метров, а со специальной насадкой и трубой можно проталкивать её в длину до полутора километров. Стекло фреза размалывает в крошку, а вот пластиковые бутылки измельчению не поддаются. Они забивают механизмы, приходилось останавливать работу чуть ли не каждый час и вычищать полиэтиленовый мусор.
Акционерное общество ОАО «Строитель-43» финское дноуглубительное плавсредство Watermaster приобрело первым на Дальнем Востоке. Ближайший регион, где имеется такой уникальной фрезерный землесос — остров Хоккайдо, в России — Новосибирск. В западных регионах их насчитывается уже около двух десятков. Порядковый номер этого – 177. Большая часть плавсредств финской фирмы успешно работает в Европе и Юго-Восточной Азии. По своим тактико-техническим данным землесос собран из «национальных» узлов – постройка финская, двигатель известной в мире американской компании «Катерпиллар», вся гидравлика немецкой фирмы BOSH. Транспортируется он без особых сложностей — самостоятельно забирается на автотрал и сходит с него, с помощью опорных стоек спускается в водоём и без особого труда поднимается на берег, имеет хорошую манёвренность.
Срок эксплуатации таких плавсредств — 22-25 лет, стоимость – 28 млн рублей. Находкинские строители приобрели его по лизингу в рассрочку на пять лет. И если считать вместе с процентами, в итоге эта техника обойдётся компании в 46 млн. Не дёшево, конечно. Но хозяев этого уникального плавсредства ободряет то, что в течение пяти лет Watermaster должен полностью окупить все затраты на него, и потом начнёт приносить прибыль.
— Уже сегодня можно с твёрдой уверенностью сказать, что работы фрезерному землесосу только в Находке обеспечено на десять лет вперёд, — заверил Сергей Шелупайко.
В нынешнем году строительное предприятие выиграло два муниципальных заказа и уже заключены контракты на расчистку берегов и русла речки Каменки. Как видим, администрация городского округа, как это ни трудно, продолжает реализацию многолетней мечты десятков тысяч находкинцев «Каменку — в каменные берега». В следующем году предприятие планирует начать работы на загородных прудах, которые занимают примерно 90 гектаров. Там с помощью этой техники будет построен современный яхт-клуб. Вывезти пульпу из этой местности без отсыпки дорог практически невозможно. На что опять-таки нужно немало времени и денег. А с помощью новейшей техники все работы можно выполнить оперативно и гораздо дешевле. Есть у администрации округа хорошие задумки наконец-то расчистить озеро Солёное и построить в центре города зону отдыха с хорошей набережной. Этот заказ ОАО «Строитель-43» также намерено выиграть в конкурсе благодаря новым технологиям.
Преимущества малого земснаряда очень широки. При необходимости вместо обычного ковша можно вешать грейферный или специальные грабли, также предназначенные для очистки русла рек, каналов, водоёмов и озёр, можно использовать плавсредство при забивке свай и шпунта на заболоченной местности.
На Каменке дноуглубление и расчистка берегов в текущем году будет сделана от улицы Малиновского до озера Лебяжьего. Это место также болотистое. Где сможет подъехать близко к берегу экскаватор, расчистку выполнит он, где не сможет — весь объём дноуглубительных работ сделает фрезерный землесос. Благодаря этим мероприятиям глубина речки увеличится до метра, значительно расширится её русло и возрастёт пропускная способность, а значит, во время паводков Каменка на этом участке уже не будет выходить из берегов.
— Техника, конечно, дорогая, но мы очень довольны, что решились на эту покупку, — подытожил наш разговор Сергей Николаевич. — Благодаря ей мы сможем успешно выполнить не только ряд муниципальных, в том числе очень сложных заказов, но и принимать предложения от приморских и дальневосточных заказчиков.
Владимир ПАНТЮХОВ
Фото Юрия Бодухина
НА СНИМКАХ: работа плавсредства на участке Каменки в районе улицы Малиновского;
Сергей Шелупайко рассказывает о преимуществах малого земснаряда.