С 1 СЕНТЯБРЯ текущего года вступили в силу новые требования к осуществлению пассажирских перевозок легковыми такси. Какие изменения они привнесут в организацию работы перевозчиков и пассажиров? Разговор на эту тему состоялся на днях на консультационном совещании в администрации городского округа.
Кроме представителей компаний, занимающихся частным извозом, участие в совещании приняли начальник управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю Юрий Губарев, и.о. начальника ОГИБДД УВД Находки Евгений Стукалов, старший государственный налоговый инспектор ИФНС по Находке Инна Бабкова, директор Находкинского учебно-курсового комбината автомобильного транспорта Андрей Зеленин, президент Находкинской ассоциации пассажирских перевозчиков Алексей Гашев и др. Открыла и провела совещание начальник отдела транспорта и связи администрации Находкинского округа Ирина Савченко.
Деятельность таксомоторных компаний сегодня регулируется многими нормативно-правовыми актами. На федеральном уровне – Уставом автомобильного транспорта, двумя постановлениями правительства и Государственным стандартом. Самым последним и самым важным документом, на который сегодня больше всего приходится опираться таксомоторным компаниям – федеральный закон о такси.
Главная его цель – поднять таксомоторные перевозки в стране на более качественный уровень, сделать их наиболее цивилизованными, безопасными и удобными. Пришло время навести порядок и в регистрации таксомоторных компаний, а также в допуске их к перевозкам людей. Документ вступает в силу поэтапно. Первая его часть начала работать с 1 сентября, вторая вступит в силу с 1 января будущего года.
С 1 сентября текущего года любая таксомоторная компания и любой частный предприниматель-таксист обязаны иметь разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Оно будет выдаваться в департаменте промышленности и транспорта администрации края сроком на пять лет на каждый автомобиль и компанию. Оно имеет семь степеней защиты, а значит, подделать документ будет практически невозможно. По новым правилам в качестве официального перевозчика теперь может выступать только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. А вот с таксистами, подрабатывающими в компаниях по совместительству, теперь придётся расстаться. Сегодня нередко бывает так, что моряк пришёл из рейса, ему полгода гулять не хочется, временно устраивается в таксомоторную компанию, ему поставят на личную автомашину «шашечки», и он перевозит пассажиров. В некоторых компаниях кадровый состав водителей практически на сто процентов состоит из таких извозчиков. К сожалению, не все из них хорошо знакомы с правилами перевозок, а иные и вовсе не имеют должного опыта в вождении автомашины. А ведь людей перевозить — очень ответственное дело. В результате такие таксисты нередко становятся нарушителями правил дорожного движения и даже виновниками дорожно-транспортных происшествий.
Новое законодательство запрещает эту практику. Все работники компаний такси обязаны быть зачислены в штат, а таксомоторные предприятия должны пройти аккредитации в отделе транспорта и связи администрации Находкинского городского округа. В противном случае на юридическое лицо либо предпринимателя будет наложен административный штраф в размере от одной до 50 тысяч рублей. И ещё одно условие. Отныне все автомашины должны быть либо в собственности таксомоторных компаний, либо оформлены по договору лизинга. Что ещё требует законодательство от водителя такси – стаж не менее трёх лет, опрятный внешний вид, хорошее знание местности, наличие на автомобиле фонаря оранжевого цвета и отличительного знака в виде «шашечек».
Помимо разрешения на перевозку пассажиров таксисты обязаны иметь в автомобиле и таксометры. Стоимость одного такого прибора — более 15 тысяч рублей. Потребуется установить и кассовые аппараты для выдачи чека или применять квитанции на оплату пользования такси. А обучение водителей работе с таксометрами и кассовыми аппаратами обойдётся предприятию ещё примерно в 15 тысяч. Но и это не все издержки. Прежде чем получить разрешение на осуществление этого вида деятельности, нужно оплатить страховой полис стоимостью почти в тысячу рублей на каждый автомобиль, медицинскую страховку, ремонт автомобиля в случае поломки, ежегодный техосмотр, предрейсовый осмотр, горюче-смазочные материалы… Поэтому таксисты уже сейчас предвидят, что новое законодательство вряд ли будет способствовать процветанию их бизнеса.
Несмотря на то, что новые правила разрешают таксистам устанавливать тарифы на перевозки по своему усмотрению, все прекрасно понимают, что завысишь цены – потеряешь клиентов. Кстати, в Находке действует почасовой тариф — 200 руб\час. Для сравнения — в Уссурийске в этой сфере деятельности работает 54 предприятия такси, это больше чем нашем городе в 2, 5 раза, и там стоимость одной поездки – 60 рублей, плюс к этому действуют бонусные карты. Естественно, при таких условиях обслуживания гораздо больше людей пользуется услугами такси, и всем компаниям хватает работы.
Также законом определяются права и обязанности предприятий и таксистов, чётко оговорено, когда они имеют право везти пассажиров, а когда могут отказать в этом. Совсем скоро перевозки будут осуществляться на основании договора-фрахта, а пассажиры при расчёте за услугу теперь имеют право требовать с водителя кассовый чек либо квитанцию строгой отчётности. По словам Андрея Зеленина, руководители компаний такси, а также механики и диспетчеры обязаны пройти профессиональную трёхнедельную переподготовку по безопасности дорожного движения с последующей переаттестацией во Владивостоке. На основании приказа Минтранса и Минтруда она проводится раз в пять лет. Это необходимое условие, потому что время от времени обновляются Правила дорожного движения, меняется законодательство.
— В Находке зарегистрировано почти два десятка таксомоторных компаний и более трёх сотен автомобилей такси, — сказала Ирина Савченко. – В прошлом году в городе проводился краевой семинар по организации пассажирских перевозок автобусами, находкинцам было что показать и рассказать о своих новаторских идеях. Отныне наш город взял пальму первенства среди других субъектов края и по начатым реформам в таксомоторных перевозках. Это подтверждается выступлениями представителей краевых структур. Хотелось пожелать всем участникам таксомоторных перевозок успеха в этом деле, интенсивнее искать новые методы и пути привлечения большего потока пассажиров в свои компании.
Чем обернутся эти нововведения для таксомоторных предприятий и пассажиров, покажет время.
Владимир ФЁДОРОВ.