— ОТ ИМЕНИ руководства и профсоюзного комитета Находкинской БАМР искренне поздравляем вас с благополучным возвращением к родному берегу и успешным выполнением рейсового производственного план-задания. Благодарю за добросовестный и профессиональный труд, — сказал в приветственном слове на торжественной встрече экипажа БМРТ ОАО «Астроном» «Находкинская БАМР» заместитель генерального директора по управлению флотом Сергей Юртаев.
Отличившихся в рейсе рыбаков под аплодисменты собравшихся Сергей Георгиевич наградил почётными грамотами, а капитан-директору вручил широкоэкранный плазменный телевизор с видеоплейером.
— Предприятие планомерно идёт к тому, чтобы каждое бамровское судно было обеспечено спутниковым телевидением, позволяющим принимать 47 программ. Спутниковые «тарелки» уже установлены на траулерах «Механик Брызгалин», «Николай Чепик» и «Капитан Масловец», в дальнейшем планируется обеспечить ими и все остальные наши суда. Этот телевизор повесите в столовой, чтобы экипаж всегда был в курсе как внутренних, так и международных событий, ну и, конечно, всех спортивных новостей, — пожелал Сергей Юртаев.
Встретить своих любимых и родных из долгожданного рейса на причал пришло немало родственников рыбаков. Павлу Фёдоровичу и Людмиле Михайловне Снопок не терпелось увидеть друга семьи Бахтияра Нуржанова. Студентка шестого курса архитектурного факультета ДВФУ Екатерина Леонова наконец-то дождалась из экспедиции своего папу, а менеджер по продаже лабораторного оборудования Ольга Владимировна Леонова — своего мужа капитан-директора Андрея Леонова.
— Легко ли быть женой капитана? — спрашиваю Ольгу Леонову.
— Это он на судне капитан, а дома капитан я, — с иронией отвечает Ольга Владимировна. — Муж заработал деньги, немного побыл дома и снова отправился в рейс. А в его отсутствие то потекла батарея, то случились неполадки в сантехнике, то в электрической части… Все эти вопросы приходится решать мне. В таком длительном рейсе он был первый раз за свою практику. И для меня это тоже было серьёзным испытанием. С другой стороны, приготовила для него сюрприз: купила пианино и за время его отсутствия научилась музицировать, даже выучила одно из сложных для начинающих музыкантов произведение «К Элизе».
Торжественно встречать из рейса суда на рыбацком предприятии стало доброй традицией. Особенно те, которые отработали в море с хорошими производственными результатами. По словам Сергея Юртаева, БМРТ «Астроном» — один из лучших траулеров этой экспедиции. На рыбалку ушёл в середине октября прошлого года. Вначале экипаж работал на промысле лемонемы в Японском море. Полностью выбрали квоту, добыв более трёх тысяч тонн рыбы. Затем перешли в Охотское море, где взяли почти 7,5 тысячи тонн минтая и селёдки. Примерно за пять месяцев до завершения рейса передислоцировались в Беринговоморье, где ловили также минтай и сельдь.
В целом за экспедицию экипаж БМРТ «Астроном» добыл более 16 тысяч тонн рыбы. Для такого типа судна это весьма хорошие производственные показатели. На современной немецкой технологической линии «Баадер», установленной на перерабатывающей фабрике траулера, в течение рейса выпускались: тушка лемонемы и минтая, филе, фарш, икра и печень минтая. Только молок из этой рыбы, которые по-прежнему пользуются у населения высоким спросом, набрали и заморозили порядка 140 тонн. Также делали рыбий жир, варили муку. Изготовили почти полторы тысячи тонн свежемороженой охотоморской сельди. Прежде всего, эти результаты приносят внутреннюю удовлетворённость рыбакам, каждый из них понимает, что рейс не прошёл вхолостую. А самое главное — впереди их ожидает хорошая зарплата.
— Что же такое удача? На ваш взгляд, это случайность, невзначай подвернувшаяся везунчикам, или она всё же зависит от конкретных решений и действий экипажа? – интересуюсь у капитан-директора БМРТ «Астроном» Андрея Леонова.
— Не отрицаю и такой фактор, как везение. И всё же каждый успех в первую очередь связан с профессионализмом капитана, ежедневным анализом промысловой обстановки, правильной постановкой текущих задач экипажу… Как и в любом другом производстве, здесь тоже многое зависит от руководителя. Надеюсь, вы правильно поймёте меня. У начальника добычи свои функции, у старпома – свои, а капитан, в конце концов, должен знать всё.
Говорят, работа в море – удел сильных и мужественных людей. И это на самом деле так. Экстремальные ситуации здесь чуть ли не на каждом шагу, особенно в осенне-зимний период. Когда экипаж, в частности, «Астронома» работал на добыче селёдки в Охотском море, в течение трёх недель море бушевало настолько, что высота волн достигала шести метров. Для одних рыбаков это было первым «боевым крещением», для других — ещё большей закалкой. Но несмотря на все гидрологические, погодные и другие трудности экипаж успешно выполнил поставленную перед ним задачу.
— Мне повезло, что на судне подобралась сплочённая и дружная команда, способная решать любые производственные задачи, — говорит Андрей Леонов. — Она была сформирована в период комплектации экипажа в рейс по совету и рекомендациям руководства предприятия. Говоря о людях, с удовольствием отмечаю прекрасную и слаженную работу в этой экспедиции старшего тралмастера Сергея Литвиненко, старшего механика Юлиана Симашова, начальника радиостанции Валерия Шустрова, механика-наладчика Ивана Лазаряк, заведующего производством Александра Рудакова …Это те, от кого в немалой степени зависел успех нашего рейса. А этот поход, повторяюсь, был нелёгким, учитывая переходы из района в район, частые шторма, работу судна на разных объектах промысла…
…В настоящее время БМРТ «Астроном» стоит у причальной стенки, на судне выполняется межрейсовый ремонт. А в конце октября траулер-морозильщик снова уйдёт на промысел лемонемы в японскую зону. Неужели опять надолго? Этот вопрос я адресовал Сергею Георгиевичу Юртаеву.
— Долгие рейсы – одна из главных нынешних проблем администрации БАМРа, — сказал он. – Наше предприятие выступало и продолжает выступать инициатором коротких рейсов, по крайней мере, чтобы они длились не более полугода. Но пока не всё у нас получается так, как задумывалось. Возвращение судов в родной порт или смена экипажей в близлежащих морских портах – это дополнительные расходы. Причём немалые. К примеру, только топливо за минувшие восемь месяцев подорожало на треть, существенно подскочили в цене продукты питания, а рыба, как видите, осталась на прежнем уровне. Но мы идём к поставленной цели. И как результат, со следующего года смену экипажей БМРТ «Илья Коновалов» и «Николай Чепик» начнём выполнять в Петропавловске-Камчатском. Есть на этот счёт немало других задумок.
Владимир ПАНТЮХОВ НА СНИМКАХ: заместитель гендиректора по управлению флотом Сергей Юртаев награждает капитан-директора Андрея Леонова; 3-й механик Игорь Теплинский