В стране Советов дореволюционная система образования всячески охаивалась, а созданный так называемый ликбез превозносился. Помнится, как в 50-е годы в Баку оказалось больше, чем в других республиках, научных работников – кандидатов, докторов наук. Объяснялся казус тем, что эта категория населения имела льготы (доплаты к окладу, увеличенный отпуск). Выяснилось, научные звания получали рубщики мяса, продавцы, повара…
Сейчас в системе образования творится что-то невообразимое. ЕГЭ (единый государственный экзамен) многие в стране не воспринимают, считают ненужным стрессом для выпускников.
Любителей подзаработать, используя оплошности, допущенные министерством образования, нынче немало. Громко прозвучали по всей стране дела о «мёртвых душах» и госпоже Шляпниковой, которая за определённую сумму «обеспечивала» любыми дипломами чиновников. Думается, не стоит изобретать велосипед. Надо просто оглянуться назад, в прошлое. В 1908 году в Брюсселе Российская (царская) система образования получила золотую медаль. Не осведомлён, как в других областях, но в судостроении российские учёные занимали в мире ведущие позиции. Когда в 1982 году я был на курсах повышения квалификации в Одессе, наш преподаватель строительной механики корабля, доктор технических наук Леонид Дикович, рассказывая о разработках ведущих корабелов России, называл их по имени и отчеству. Фамилии Степана Осиповича Макарова, Петра Фёдоровича Папковича, Алексея Николаевича Крылова знают корабелы всего мира.
Леонид Владимирович особо выделял Петра Фёдоровича. Нам тогда казалось, что это его наставник. Уже после окончания вуза мне понадобились труды Папковича. Как я был удивлён тому, что работы были написаны очень давно, а читались легко и интересно, будто художественные произведения.
Очень хотелось бы, чтобы наше российское образование было на должной высоте.
Анатолий МОРОЗ,