Дальневосточники часто сетуют на отдаленность – мы, мол, живем на окраине, все нововведения до нас долго идут. Но есть и другие люди, которые своими делами доказывают, что достижения необязательно приходят с запада. Эти люди действуют по принципу: хочешь изменить мир – начни с себя, хочешь гордиться своим городом – сам измени его в лучшую сторону, чтобы в этом городе было приятно, легко жить и тебе, и остальным. Одна из таких людей – заведующая находкинским детским садом № 60 Елена Гусева.
Кажется просто фантастикой то, чего достиг под руководством Елены Петровны самый обычный детсад. Достаточно перечислить награды, которыми отмечены муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 60 и его коллектив только в 2011 году.
Второй год подряд «шестидесятый» стал победителем Всероссийского конкурса «К здоровой семье — через детский сад». В рамках 15-го юбилейного российского образовательного форума коллектив находкинского детсада удостоен звания лауреата конкурса «Инноватика в образовании -2011» и одного из главных призов форума – хрустальной «Жемчужины российского образования». Стоит отметить, что в этом же конкурсе участвовали космические лаборатории (!), столичные вузы, школы и прочие асы образования.
Наконец, детский сад № 60 стал лауреатом национальной премии «Элита российского образования». Такую высокую оценку профессионалов получило то инновационное образовательное пространство, которое выстраивает в дошкольном учреждении его коллектив. Опыт находкинских педагогов был отражен ими в работе «Инновации образовательного процесса через соорганизацию разных позиций и возможностей детского образовательного учреждения для комплексного развития личности ребенка, его социализации в обществе». За этим сложным названием кроется очень простая, но гениальная мысль – создать в детском саду условия для полного и всестороннего развития ребенка.
От здоровья к полной гармонии
А начиналось все несколько лет назад, когда учреждение возглавила Елена Гусева, врач-педиатр с большим опытом и высокой квалификацией. В детском саду появился оздоровительный центр с солярием, массажем, люстрой Чижевского, кислородными коктейлями и прочими «курортными привилегиями» для ребятишек.
— Мы начинали со здоровьесберегающего пространства, — говорит Елена Петровна, — но, идя к намеченной цели, пришли к тому, что здоровье должно быть не только соматическим, физическим, но и на психологическом уровне, и на социально-личностном. Я просто «заболела» этими идеями. Двигаясь дальше, попадаю все в новые и новые лабиринты и уровни: пространство социализации – адаптация – духовно-нравственное воспитание – взаимодействие ДОУ с семьей – детская субкультура. Все эти направления позволили нам выстроить модель выпускника: выходя из нашего детского сада, ребенок должен быть личностью социально, духовно и физически развитой, ему должно быть психологически комфортно, он должен быть уверен в себе и, конечно, соматически здоров, чтобы шагать по жизни дальше. Без всего этого не может быть полноценного личностного развития ребенка.
Показали класс
После громких побед в Москве находкинский детский сад пригласили на «Приморский образовательный форум-2011». Вновь золотая медаль, но не за участие в конкурсах, а за проведение мастер-класса для коллег и выставки-презентации своего образовательного пространства и инноваций.
— Мы показали многогранность направлений, в которых работаем, — рассказывает заведующая детским садом. — Начинается все с адаптации – это группы краткосрочного пребывания, куда приходят вместе мама и ребенок. Здоровье – это наш оздоровительный центр. Среда психологической комфортности – группа Монтессори. И, наконец, многообразие дополнительного образования: спорт (у-шу, баскетбол, шахматы), подготовка детей к школе, занятия английским, изостудия и так далее.
Вместе с педагогами свой любимый детский сад ездили представлять и его воспитанники, выпускники, их родители. То, что рассказывалось на презентации, благодаря юным участникам тут же ярко и наглядно подтверждалось. Например, ребята провели показательные выступления по у-шу. При этом малыши демонстрировали азы техники, дети постарше – более сложные упражнения, а выпускники сада, продолжающие занятия несколько лет, – настоящее мастерство владения телом.
Все дети – талантливы
Таким образом, была показана еще одна важная идея, которую в этом садике приняли за руководство к действию: необходимо отслеживать каждого ребенка, его способности и склонности, его занятия в той или иной сфере, успехи, награды. Причем отслеживать не только во время пребывания в детском саду, но и после выпуска. В итоге нынешние выпускники «шестидесятого» приходят в школу с собственным портфолио! А в ДОУ создан целый медиабанк «Талантливые дети».
— Нет бесталанных детей, — уверена Елена Петровна, – есть неправильные условия для их развития. При должной поддержке дети начинают себя проявлять именно в дошкольном возрасте, и к 6-7 годам их способности и таланты просто расцветают. Благодаря тому, что ребенок имеет портфолио, мы видим направление, в котором он проявляет наибольшие способности. В дальнейшем педагогам будет проще находить с ним контакт, направлять ребенка в правильное русло. Не будет потеряно драгоценное время, пока ребята определяются, пробуют себя в разных направлениях.
По статистике, выпускники детского сада №60 в три раза чаще записываются в разные кружки и секции, среди них в несколько раз больше детей с высоким уровнем развития. И, что особенно здорово, один и тот же ребенок демонстрирует успехи в разных сферах – к примеру, танцах, изобразительном творчестве и спорте. Методика оказалась очень успешной.
За свои уникальные разработки Елена Петровна Гусева в 2010 году удостоена звания «Почетный работник образования России».
– Это заслуга всего коллектива, — считает сама Елена Петровна, — всех моих коллег и единомышленниц.
Нет предела совершенству
На сегодня аналогов детскому саду №60 Находки в России нет. Многие пытаются повторить его опыт, но идут в том или ином узком направлении. Пока что других учреждений с таким комплексным подходом к развитию дошкольника не создано.
Как известно, нет предела совершенству. И, дважды подтвердив звание лучшего детского сада страны, в 60-м не собираются останавливаться на достигнутом. Уже несколько лет Елена Гусева мечтает создать в своем учреждении сенсорную комнату. Это своего рода маленький райский уголок, где благодаря современнейшему оборудованию все светится, журчит, звучит, переливается, заставляет забыть страхи, успокаивает. Ребенок словно попадает в сказку. Ощущение полной безопасности и комфорта наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом.
Пока это остается в мечтах, но вполне может и реализоваться, как реализовались когда-то мечты Елены Гусевой об оздоровительном центре для ребят. Тем более что в последнее время власти России, что называется, «повернулись лицом» к дошкольному образованию. Много внимания дошкольникам уделяет администрация Находки в лице главы города Олега Колядина и начальника управления образования Натальи Бондаренко. Внушает надежды и состав кандидатов от Находки на предстоящих выборах в краевой парламент.
— От новых депутатов ждем большего развития дошкольного образования, — говорит заведующая МДОУ №60, — очень хочу, чтобы во всех наших детсадах были хорошие площадки, спортивные, игровые и развлекательные комплексы, чтобы пошел приток молодых кадров. Надеюсь, все это появится благодаря усилиям нового депутата от нашего округа в Законодательном собрании Приморского края. Большие надежды возлагаем на кандидата Галуста Ахояна, который ныне является председателем бюджетного комитета ЗС ПК.