Каждый из нас ежедневно пользуется различными услугами как квартиросъемщик, пассажир, покупатель, клиент банка, парикмахерской, химчистки и т.д., к сожалению, не всегда получая должное обслуживание и достойный сервис. Нередко только что приобретённый товар не соответствует заявленному производителем качеству, а то и вовсе оказывается бракованным. В большинстве подобных случаев многие не предпринимают никаких действий, особенно если стоимость приобретения незначительная. Не хотят портить нервы и тратить время, а зачастую не знают своих прав и действий, которые необходимо предпринять, чтобы вернуть затраченные средства. В идеале закон «О защите прав потребителей» должен «прописаться» в каждом доме.
— Бывает, что и зная свои права, покупатель не в состоянии грамотно их защитить — составить претензию, исковое заявление. Не у всех есть финансовая возможность обратиться к юристу. В консультационном пункте для потребителей филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Находке» все эти услуги, включая представление в суде, оказывают бесплатно, — рассказывает заведующая санитарно-гигиеническим отделом Яна Калашникова.
Консультационный пункт в Находке открылся в апреле 2010 года. За это время его специалисты смогли помочь немалому количеству пострадавших от продавцов пылесоса «Кирби» и прибора «Акватест». Здесь составляют иски против туристических компаний, которые оказывают некачественные услуги клиентам, фирм-посредников между соискателем и работодателем, коммунальных служб, изготовителей мебели, продавцов сотовых телефонов…
— Первая клиентка, которая приобрела пылесос «Кирби», пришла в нашу службу в крайней депрессии. На тот момент она потеряла мужа и располагала небольшим доходом. Интеллигентная женщина сама не понимала, как попалась на удочку продавцов. Вначале ей сообщили, что она может купить пылесос за три тысячи рублей (данным приёмом они пользуются постоянно), а после подписания договора оказалось, что общая стоимость покупки — 150 тысяч рублей. Наутро, оценив свои возможности, женщина посетила офис продавцов «Кирби», пытаясь вернуть пылесос. Ей нагрубили. На заверения, что она выбросится из окна, ответили: «Флаг — в руки». Составленная мной претензия осталась без ответа, а по телефону разговаривали очень некорректно и вызывающе. Суд покупательница выиграла, затраченные средства женщине вернули, выплатили моральный ущерб. В консультационный пункт за помощью обращалось еще несколько покупателей «Кирби» — все дела рассмотрены в пользу истцов, — рассказывает Яна Геннадьевна.
Немало в числе обратившихся за помощью и туристов, не получивших прописанные в договорах услуги. Например, семье, отправившейся в Китай, не предоставили должных услуг на железной дороге, в гостинице, по экскурсионному обслуживанию, потребовали плату за дополнительное передвижение по стране.
— Чтобы доказать в суде подобные нарушения, необходимо иметь счета, чеки или не менее двух свидетелей. Выигрывают дела и покупатели фильтра «Акватест» стоимостью 76 тысяч рублей. Продавцы этих приборов лукавят, утверждая, что они изготовлены в Америке. На самом деле их производят в России, цена в интернет-магазинах – 8-9 тысяч рублей. Вводят в заблуждение покупателей, уверяя, что фильтр очищает воду от микроорганизмов, но это невозможно: расстояние между его частичками больше, чем размер бактерий. В Находке регулярно проводится мониторинг питьевой воды, каждый час её исследуют на водозаборе — в нашем городе она хорошая и не нуждается в фильтрации, — уверяет моя собеседница.
Благодаря грамотно составленным претензиям к торговым сетям, нескольким потребителям удалось вернуть деньги за сотовые телефоны, которые вышли из строя в период гарантийного срока.
В консультационный пункт для потребителей филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Находке», расположенный на улице Нахимовской, 3, обращаются жители Находкинского округа и Партизанского района. Он работает с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00. Перерыв с 12.00 до 13.00. Справки по телефону: 68-62-54.