навстречу 60-летию ОАО «Находкинская бамр»
ОАО «НБАМР» встретила из долгой экспедиции сразу три траулера-морозильщика – РТМ «Калиново», РТМ «Доломит» и РТМ «Графит». Заместитель генерального директора Виталий Дмитренко поблагодарил экипажи за нелёгкий труд в море, наиболее отличившихся наградил почётными грамотами ОАО «НБАМР» и администрации Находки, а председатель профкома Сергей Рыжиков и начальник отдела кадров Анатолий Кутумов вручили им ценные подарки. Каждый из награждённых в дополнение к зарплате за добросовестный труд получит ещё и денежную премию. Теплые встречи экипажей на берегу в БАМРе стали доброй традицией.
Одну из дорог зовут «Жемчуговкой»
РТМ «Калиново» отправился в рейс в начале февраля. По пути в район лова внезапно вышла из строя винторулевая группа, пришлось изменить курс и зайти на судоремзавод в Далянь, где простояли в ремонте почти три месяца. «Подлечившись», судно приступило к промыслу командорского кальмара у берегов Северных Курил. В весенне-летний период море в этом районе обычно спокойное, и, чтобы не упустить ни дня, рыбакам приходилось постоянно держать трал в воде. Наиболее удачным для всех судов оказался август. «Калиново» взяло за этот месяц тысячу тонн кальмара. Сделали в море семь перегрузов и 269 тонн продукции привезли с собой на борту. При плане 25 тонн среднесуточный вылов составил 21,6 тонны.
— Рейсовое план-задание немного недовыполнили, сказалось то, что нам пришлось на десять дней задержаться в рейсе, а ноябрь – самый непоказательный месяц на промысле кальмара, — рассказывает старший помощник капитана Алексей Махнов. – Если в августе-сентябре поднимали на борт до 40-50 тонн за сутки, то в ноябре — всего по две-три.
В целом экипаж сработал неплохо. За семь месяцев добыто 4, 4 тысячи тонн головоногого моллюска. Выпускали тушку, щупальца. Впервые на фабриках трёх судов были установлены корейские шкуросъёмочные машины по производству высококачественной продукции.
— Как и прежде, вручную рыбаки удаляли голову кальмара, щупальца и внутренности, а машина снимала с тушки шкуру, — рассказывает помощник капитана по производству Евгений Фурманов. — Очень тонкая работа, причём в этой технологии не применялось никакой термической обработки, что повышает качество продукции. За три дня работы на этих машинах экипаж изготовил около девяти тонн обесшкуренного кальмара, который был расфасован в ламинированную упаковку весом в один килограмм. Думаю, для потребителей новое изделие станет приятным сюрпризом и практичным продуктом.
По мнению рыбаков, с каждым годом ловить кальмар становится всё сложнее. Этот морской объект ещё не изучен до конца ни учеными, ни рыбаками, предугадать его повадки порой весьма сложно. Хотя капитаны, чтобы не остаться без улова, уже научились распознавать некоторые хитрости и делать расчёты по вероятному появлению моллюска в том либо ином месте, ориентируясь по подводным течениям, смене фаз луны, иным природным явлениям.
Чтобы облегчить труд рыбаков, БАМР работает по модернизации промвооружения, в частности, закупила для всех кальмароловов новые траловые доски. Вместе с тем для успешной работы так не хватает современных приборов по контролю за орудиями лова. Добытчики согласны получить хотя бы один такой прибор на все бамровские кальмароловы: настроил по нему промвооружение и передал другому экипажу. С их помощью гораздо легче настроить орудия лова на максимальный вылов кальмара. Правда, стоит он порядка 70 тысяч долларов и пока недоступен предприятию.
— Капитаном в БАМРе хожу 15 лет, и всё время — на промысел кальмара, — рассказывает капитан-директор РТМ «Калиново» Владимир Жемчугов, в своё время награждённый медалью «300 лет российскому флоту» и почётной грамотой губернатора. – Семь лет назад в честь меня даже назвали одну из кальмароловных дорог — «Жемчуговка». Она весьма опасно проходит между подводных скал в виде каньона. Летом кальмар здесь собирается на нерест в огромный косяк, длиной почти в десять километров. А его высота иногда достигает примерно ста с лишним метров. С тех пор ежегодно с утра до вечера в очередь выстраивается два с лишним десятка судов и следуют по этой дороге друг за дружкой, поднимая на борт по 40-50 тонн за сутки. Удача не покидает рыбаков примерно до середины июля. Есть и другие изведанные промысловые дороги, например, «Кротовка» — в честь капитана Кротова, «Южная подкова», «Большая кочерга» длиной 25 км и «Малая кочерга» длиной 15 км.
Оценивая поход за кальмаром, капитан-директор отметил слаженную работу всех судовых служб, особенно грамотную работу старшего механика Михаила Кучмей, завпроизводством Евгения Фурманова, старшего тралмейстера Александра Кулык, мастера Геннадия Заболотного, старшего матроса Андрея Егорова. Много лет ходит в моря матросом в одной обойме с капитаном и его старший брат Сергей Жемчугов. Добрых слов по итогам рейса заслужили и учащиеся ДМУ, которые проходили на судне преддипломную практику.
— Особенно хотелось выделить из курсантов Сашу Кулык, — сказал мастер добычи Иван Новиков. – Не сразу всё получалось у него, но это старательный, трудолюбивый и добросовестный парень. Не подвёл своего отца, который работает на этом же судне помощником капитана по добыче. К концу рейса научился колоть гаши, т.е. сплетать концы тросов, выполнять постановку и выборку трала, другие операции. Побольше бы таких ребят, чтобы росла хорошая смена ветеранам.
У каждого капитана – своя тактика
РТМ «Доломит» работал в Северо-Курильской кальмаровой экспедиции бок о бок с РТМ «Калиново». Судами командовал капитан-директор Виталий Иванович Крыгин.
Апрель-май – месяцы непоказательные. Рыбаки добыли всего 365 тонн моллюска. Потом начали работать с наращиванием объёмов. С июня по сентябрь вылавливали в среднем по 800 тонн в месяц. Затем снова сильный спад. В ноябре еле-еле поднимали на борт по три-пять тонн за одно траление. Аналогичная ситуация складывалась и по другим судам. Словом, больше сжигали топлива. В результате за ноябрь экипаж смог выловить всего лишь 180 тонн, а в целом за рейс добыли 4150 тонн кальмара и приловом около десяти тонн минтая. По предварительным расчётам, средняя заработная плата, к примеру, матроса второго класса должна составить свыше 40 тысяч рублей в месяц.
— В прежние годы промысловая обстановка в летний период складывалась куда благоприятнее, но после стихийных бедствий в Юго-Восточной Азии климат в районе Северных Курил заметно изменился в худшую сторону, а с ним и промысловая обстановка, — рассказывает старпом РТМ «Доломит» Александр Кочкин. – Бывало, кальмара здесь пруд пруди, за несколько часов можно поднять суточную норму, а потом, чтобы не затоваривать фабрику, ложишься в дрейф. Но таких ситуаций не припомню давненько. Работать становится всё труднее. Вместе с тем я очень благодарен БАМРу, здесь я получил бесплатную квартиру, мои дети имели льготные места в садике и пионерлагере, а я на протяжении этих лет — постоянную работу и стабильную зарплату.
Как и на других судах, на «Доломите» во время выборки трала на рыбоперерабатывающей фабрике на подвахте по три-шесть часов работали все свободные от основной вахты члены экипажа, кроме капитан-директора. Время, как говорится, деньги. Чем быстрее обработаешь сырец, тем выше будет качество продукции, а значит, она дороже уйдёт на потребительском рынке. Старались, чтобы на обработку одного мешка трала уходило не более шести часов, если больше — кальмар начинает терять свой товарный вид. Поэтому экипаж всё время работал в напряжённом ритме.
— В этой должности и на этом судне я сделал четвёртый рейс и всё время работал на промысле кальмара, — рассказывает капитан-директор Виталий Крыгин. – Работали донными тралами на глубине до 500 метров. За одно траление при благоприятных условиях поднимали до 30-40 тонн. Это период, когда кальмар собирается в большие косяки и раз в месяц, после полной луны, идёт на нерест. А после икромёта он снова рассеивается по всему морю или, как мы говорим, выпадает в осадок. И тогда искать его бесполезно. Порой, бывает, вытаскиваешь абсолютно пустые сети. Советуют высчитывать появление моллюска по специальным таблицам приливов и отливов, но это, образно говоря, гадание на кофейной гуще. За годы рыбалки у каждого капитана вырабатываются своя тактика, профессиональная интуиция, какое-то внутреннее чутьё, которое редко подводит.
По словам Виталия Крыгина, одна из главных проблем, которая особенно тревожит сегодня добытчиков кальмара, — активное восполнение запасов минтая в районе Северных Курил. Рыбы с каждым годом становится всё больше и больше, она стремительно занимает те изобаты, где традиционно добывался кальмар. А наука по-прежнему считает, что минтая в этом районе мало, и не выделяет квот под промышленное рыболовство.
— Хотя раз на раз не приходится. Когда кальмар большой лавиной идёт на нерест, гоняют его касатки, сивучи, а ему хоть бы хны, — говорит Виталий Иванович. – Эти периоды называются вспышками, когда за одно траление можно поднять на борт до 60 тонн моллюска. В прежние годы, насколько помню, такие вспышки длились по две-три недели, сейчас — два-три дня, затем уловы идут на спад. Говорят, будущий год по добыче кальмара должен быть урожайным. При плане вылова в среднем в сутки 25 тонн у нас получилось 20,1 тонны.
На РТМ «Доломит» также были установлены две корейские обесшкуривающие машины, с помощью которых выпускалась новая высококачественная продукция. С тонны сырца получалось в среднем полтонны чистой продукции. Кроме того, по особому заказу предприятия для научных целей экипаж собирал ещё печень и глаза командорского кальмара для выработки специального экстракта, применяемого в изготовлении глазных капель.
Минтай вытесняет кальмара
Последним к причалу пришвартовался РТМ «Графит». Рейсовый режим судна сложился идентично коллегам по экспедиции.
В среднем в сутки экипаж добывал по 40 тонн, в июле-августе доходило до 50. Выпускали тушку, щупальца. За сутки приходилось делать по 3-6 тралений. В целом за рейс сокращённым экипажем выловили 4321 тонну моллюска, или в среднем в сутки, включая штормовые, перегрузы и время на проловы, по 21,7 тонны. Это самый лучший результат из трёх возвратившихся траулеров. Кроме того, выпустили куском 27 тонн свежемороженого макруруса, взятого приловом.
— Капитаном хожу 23 года и всё время работаю на кальмаре, — рассказывает капитан-директор РТМ «Графит» Анатолий Борисов. – Первую половину рейса с нами на борту работал представитель «ТИНРО-Центра» Анатолий Тихоступов. Я несколько раз подводил его к эхолоту и показывал большие скопления минтая. Он улыбается и говорит, что у науки совершенно другие данные по этому району промысла.
Лет 15 назад, по словам Анатолия Борисова, добытчикам кальмара в районе Северных Курил предоставляли квоты на прилов минтая. Это было для рыбаков своего рода козырем, палочкой-выручалочкой. Когда переставал идти кальмар, быстро переориентировались на добычу минтая. Последние годы такой возможности нет.
Покидая судно, увидел молоденького рыбака на вахте. Разговорились.
— Практикой очень доволен, питанием на судне — тоже, — поделился впечатлениями от своего первого рейса курсант четвёртого курса ДМУ, побывавший в море матросом 2 и 1 классов Андрей Зеркин. – Два первых месяца стоял на руле, остальное время поднимал и ставил тралы, выполнял другие операции. Ещё раз убедился, что профессию рыбака выбрал не зря. Учиться осталось пять месяцев, потом — сессия, диплом, и, думаю, снова приду в БАМР, но уже на постоянно. Я из многодетной семьи, на берегу меня ждали мама и пятеро братишек и сестрёнок. С первой зарплаты устрою для них хороший семейный праздник.