Новый год обещает стабильность

В конце года принято подводить итоги. Каким был уходящий год для одной из крупнейших рыбодобывающих компаний России — Находкинской БАМР? На этот и другие вопросы мы попросили ответить её генерального директора Олега ДАРЬКИНА.  

— В должность генерального директора я вступил почти полгода назад. Со сменой руководства революционных изменений не произошло, предприятие как работало, так и работает в своём штатном режиме. Задачи, поставленные акционерами на текущий год, выполняем, а по многим показателям даже перевыполняем. Преобладающим объектом был и остаётся минтай. Из 170 тысяч тонн бамровских квот 105 приходится именно на него. За уходящий год в Охотском и Беринговом морях выловили около 100 тысяч тонн этой рыбы и примерно 3,5 тысячи тонн недобрали. Основная причина тому – задержка с выходом из ремонта в экспедицию некоторых судов. Только от работы в Охотоморской минтаевой экспедиции получили 2,6 млрд рублей дохода. Полностью освоили лимиты по сельди в промрайонах Охотского и Берингова морей, выбрав 19 тысяч тонн.

Неплохо сработали и на кальмаровой путине. Кстати, наше предприятие владеет 50 процентами всех лимитов на вылов головоногого моллюска в районе Северных Курил. Последние два года он очень тяжело осваивается рыбацкими предприятиями. Особенно нелёгким в плане промысловой обстановки был прошлый год. Но экипажи бамровских судов прилагают все усилия, чтобы справиться со своими задачами, потому что государство поставило предприятия в довольно-таки жёсткие условия. Согласно закону о рыболовстве при недоосвоении 50 процентов  лимитов на кальмар в течение двух лет Федеральным агентством по рыболовству автоматически расторгается с рыбацкой компанией договор и полностью изымаются квоты на этот объект промысла. 

Экипажи в нынешней кальмаровой экспедиции в основном справились с производственными план-заданиями. Но были и такие суда, которые не выполнили рейсового плана, потому что капитаны, да и специалисты экипажей оказались не готовыми к такой тяжёлой путине. В итоге из 34 тысяч тонн, выделенных по квотам, добыто почти 27. При сложившихся ценах на кальмар на рынке это серьёзный ущерб для предприятия. 

Поскольку в предыдущем году на промысле макруруса в районе Северных Курил мы недоосвоили почти 50 процентов лимитов и фактически сработали в ноль, в нынешнем не решились выходить на добычу этой рыбы. И ещё один традиционный объект промысла – лемонема. Из-за форс-мажорных обстоятельств, связанных с аварией на АЭС в Фукусиме, в весенне-летний период наш флот на лемонему не выходил. Экспедицию отправили только осенью, когда в Японском море нормализовался радиационный фон. До конца года планируем выбрать всего половину от выделенных на нынешний год лимитов. Первый раз за последние годы перегруз свежемороженой лемонемы с судов на бамровский ТР «Балюзек» осуществляли прямо в экономической зоне Японии. Это значительно выгоднее, нежели каждый траулер возил бы свой улов в Находку либо выходил из экономической зоны Японии в экономзону России, тратя на переходы от пяти до семи суток.

В целом же год завершили с перевыполнением плана на десять процентов. За счёт основной деятельности получили 1,5 млрд рублей чистой прибыли, где примерно половина приходится на долю минтая. В бюджеты всех уровней уплатили 883 млн рублей в виде налогов. 

  •  Олег Михайлович, с каждым годом предприятие добавляет к традиционному ассортименту какие-то новые виды продукции.

В прошлом году два наших БМРТ «Илья Коновалов» и «Механик Брызгалин» специализировались на выпуске новой для БАМРа продукции – «шатерпак». Это филе минтая индивидуальной заморозки. Раньше оно складывалось в ящик, как и обычная рыба, теперь каждый слой филе проложен полиэтиленовой плёнкой. Впервые расфасовывалось оно в мелкую упаковку — филейчики от 80 до 200 граммов. В целом было изготовлено 50 тонн «шатерпака» в основном для ресторанной сети Москвы. Покупателям эта продукция весьма понравилась и ушла, как говорится, на ура. В качестве эксперимента за каких-то две недели перед окончанием кальмаровой экспедиции выпустили 15 тонн обесшкуренных плавников и тушки командорского кальмара в мелкой расфасовке. Для этого были закуплены в Корее три специальных рыбоперерабатывающих машинки и установлены на трёх РТМах. Спрос на эту продукцию тоже оказался высоким. В следующем году выпуск обесшкуренного кальмара продолжим. Планируем выпускать обесшкуренное филе минтая глубокой заморозки «дипскин», спрос на которое сегодня также высок, особенно на потребительском рынке США. Прорабатывается вопрос по изготовлению сельди б/г, продолжим выпуск традиционной продукции.

  •  Где в настоящее время работает бамровский  флот?

Из 17 наших судов часть находится на промысле минтая в Беринговом море, другие работают в зоне Японии на лемонеме. Транспортный рефрижератор «Балюзек» принимает продукцию с судов в Беринговоморье. Бесконечно растущие цены на топливо не позволяют выходить на рыбалку в открытый океан и осваивать новые районы и объекты промысла. Должен сказать, ни один судовладелец в одиночку, без поддержки государства, уже не решится на это.

  •  Несколько лет подряд на бамровском флоте, особенно БАТМах, ведётся масштабная модернизация. С чем это связано и каких результатов удалось достичь?

Цены на морепродукты поднимаются не так интенсивно, как на горюче-смазочные материалы, которые составляют львиную долю в снаряжении флота в экспедиции. Только за нынешний год топливо поднялось в цене на треть. Поэтому последние три-четыре года перед акционерами встал вопрос о более эффективном использовании добывающего флота. В частности, принято решение об увеличении морозильных мощностей многих судов с 70 до 140 тонн в сутки. В прошлом году по договорённости с компанией «Дальрыбтехцентр» провели модернизацию рыбного цеха БМРТ «Александр Беляков», после чего на промысле селёдки экипаж мог морозить уже до 130 тонн в сутки, что в полтора раза выше обычных норм. Сельдь – недорогая рыба, но благодаря модернизации стало выгодно работать и на ней.

Сейчас «Александр Беляков» стоит у берега, на фабрике устраняются некоторые недоработки, которые выявили в процессе рейса, доводим до проектной стадии технологические линии, а в конце декабря траулер снова уходит на добычу сельди и минтая в Охотское море. В 2013 году аналогичную модернизацию планируется провести на БАТМе «Капитан Фалеев», а возможно, эти работы будут выполнены уже в будущем году. И тогда лимиты, к примеру, по сельди уже сможем выбирать не шестью-семью судами, а всего лишь тремя.

  •  Кроме российского потребительского рынка, куда ещё уходит ваша продукция?

В Германию, Корею, Японию, Китай, США. Год на год, конечно, не приходится, но в среднем процентов 60-70 объёмов выпущенной продукции распродаётся на экспорт.

  • Года через три-четыре для некоторых бамровских траулеров «прозвенит последний звонок», их придётся списывать на гвозди, а на замену вводить новые. Какие планы у новой команды ОАО по обновлению флота?

Разработана и принята стратегия по развитию предприятия на период до 2018 года. Она подкреплена выделяемыми на десять лет квотами и основными фондами. Согласно стратегии предусмотрено поэтапное техническое перевооружение флота. Подготовлено техобоснование и принято решение совета директоров, где прописано, какие суда нам нужны для решения производственных задач, какие нет. Строить за границей флот дорого. Одно крупнотоннажное судно сегодня обходится от 60 до 100 миллионов долларов. Правительство России, администрация Приморского края в настоящее время подводят рыбаков к тому, чтобы добывающий флот строить на российских верфях. В нашем случае – это завод «Звезда» в Большом Камне. Но местные корабелы могут построить необходимое нам судно не ранее чем через два года. Сроки большие. Примерно за такие же деньги за кордоном его сделают за год, а во второй оно уже будет работать на предприятие.

С другой стороны, строить новый траулер – большой риск. Я имею в виду тот случай, когда в прошлом году государство конфисковало у БАМРа  «Дмитрия Пащенко» под надуманным предлогом. До тех пор, пока не устранены некоторые прорехи в нашем законодательстве, подобное может повториться ещё не раз. Так есть ли резон отдавать десятки миллионов долларов за судно, чтобы потом по той либо иной причине в один момент лишиться его?

Остаётся вторичный рынок. В настоящее время подыскиваем судно со сроком эксплуатации не более 10 лет, способное работать на традиционных для БАМРа объектах промысла. Как только встретится и будет соответствовать модификации, определённому возрасту, цене и техническому состоянию, будем оформлять сделку. Кстати, в нынешнем году вместо «Дмитрия Пащенко» БАМР приобрёл у компании «Ролиз» траулер типа БМРТ – «Ардатов». Теперь, что касается «последнего звонка». Суда, которые переходят границу определённого им срока эксплуатации, могут послужить ещё какое-то время. Нужно только провести реновацию корпуса, сделать капитальный ремонт двигателя и основных узлов, после чего изменяется периодичность предъявления их на класс Регистру.

  •  Насколько мне известно, специально для промысла кальмара БАМР планировал приобрести траулер типа «Стеркодер», либо несколько среднетоннажных японских судов…

Купить «Стеркодер» либо супертраулер испанской постройки, прозванный в народе из-за своего цвета «голубым», конечно, можно. Допустим, шесть месяцев эта махина отработает в Охотоморской экспедиции на минтае. А потом на полгода придётся ставить её на прикол, потому что на других объектах промысла вместо прибыли судно такого класса будет приносить только убытки. И какой резон в этом?

  •  Олег Михайлович, вы уже, наверное, отметили для себя, что молодёжь неохотно идёт на флот? Что делается новой командой для того, чтобы создать для неё привлекательные условия?

Это проблема не только нашего предприятия, но и всей страны. Труд в море – один из тяжелейших. Поэтому абсолютное большинство молодых людей, получающих высшее либо среднее образование в учебных заведениях рыбной отрасли, стремятся пристроиться где-то на берегу, в коммерческие структуры. Однако найти высокооплачиваемую работу становится всё труднее, а значит, будущее всё же за морем. Уже сегодня зарплата в месяц самой низкооплачиваемой штатной единицы комсостава — 4-го механика — на нашем предприятии составляет 60-62 тысячи рублей в месяц. Самый неквалифицированный рабочий — матрос 2 класса — получает в рейсе 40-44 тысячи рублей, естественно, при выполнении экипажем рейсового план-задания. А заработок специалиста среднего звена — 120-150 тысяч. Скажите, где на берегу он может иметь такой доход?

Наравне с этим акционеры приняли решение стимулировать привлечение молодых кадров и за счёт других мер. Если молодой специалист пришёл работать на предприятие долгое время, при покупке им жилья по ипотеке БАМР в полном объёме оплачивает проценты за его кредит. Сегодня нам особенно недостаёт токарей, газоэлектросварщиков, машинистов рыбомучных установок и др. По  договору с ДМУ акционерное общество не только оплачивает обучение молодых людей этих профессий, но впоследствии трудоустраивает их на своих судах. Это хороший шанс  существенно поправить своё либо благосостояние своей семьи. К примеру, среднемесячный заработок в море машиниста РМУ составляет 50-52 тысячи рублей.  

БАМРу сегодня нужны рыбаки практически всех специальностей. Недавно мы вышли с инициативой в краевую администрацию и попросили лично губернатора Сергея Дарькина встретиться со студентами вузов и учащимися среднетехнических учебных заведений, чтобы ещё раз обозначить остроту проблемы притока молодых кадров на флот.    

  •  Видимо, одна из причин нежелания молодёжи идти в БАМР – длительные рейсы. Что-то предпринимается новой командой для того, чтобы снизить их сроки?

Работа в этом плане ведётся. Некоторые суда уже уходят в экспедицию не более чем на 4-5 месяцев, в частности, БМРТ «Александр Беляков» находился в рейсе всего четыре месяца. Чтобы не тратить время на переход в Находку и обратно, замену экипажа на «Александре Белякове» сделали в порту Петропавловске-Камчатском. Будем и дальше практиковать такие приёмы. А предстоящие рейсы вышеупомянутых траулеров уже будут не более полгода. С другой стороны, сегодня топливо очень дорогое, и, если судно будет возвращаться в Находку каждые четыре-пять месяцев из Охотоморья, только на переходах предприятие понесёт громадные издержки. Прорабатываем все варианты, чтобы длительность рейсов снизить хотя бы вполовину.

  •  Что бы вы хотели пожелать рыбакам в новом году?

Прежде всего — удачи на промысле. Обстановка в районе лова балует далеко не всегда. Но в нынешнем году экипажи ещё раз подтвердили, что не все положительные тенденции предприятия растеряны. Экипажи трёх судов сработали с перевыполнением рейсового план-задания, и ещё три траулера почти выполнили его. Желаю всем работникам БАМРа и жителям Находкинского округа крепкого здоровья, благополучия в семьях и не терять оптимизма. Если оглянуться назад, такие крупные рыбацкие предприятия, как «Дальморепродукт», «Востокрыбхолодфлот» и другие, приказали долго жить, а БАМР успешно прошла сквозь экономические шторма, сохранила своё место на рынке добычи и переработки морских биоресурсов и по-прежнему выполняет поставленные государством и акционерами задачи. Надеемся, новый год принесёт предприятию стабильность и успех. 

 

Записал Владимир ПАНТЮХОВ
 

 

 

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.