За окнами мастерской художника мариниста Валерия Шиляева плещется море. Дом в бухте Соколовской, что предваряет въезд в пос. Преображение, стоит почти у самого берега. Во дворе у входа раритетный якорь с настоящего парусного судна. Видно по всему — здесь живет человек, судьба которого тесно связана с морской стихией. В камине мастерской живо потрескивает огонь, мигает огоньками нарядная елка. Новый год властно вступил в свои права, а ушедший был насыщен напряженной творческой работой и богат на интересные события. Он вместил в себя две персональные выставки в дальневосточных городах, участие в различных вернисажах от Москвы до Владивостока и целый тур по шести испанским городам в рамках года России в Испании. В его финале состоялось торжественное закрытие в Мадриде, на котором супруга президента Светлана Медведева подарила картину Валерия Шиляева королю Испании Хуану Карлосу.
-
Валерий Иванович, считается, что одна персональная выставка в двухлетний период — явление для художника вполне нормальное, а у вас такой насыщенный график. С чем это связано?
— Не только выставка в два года, но и в три — закономерность. Ведь творчество — тонкий процесс, который требует осмысления и времени. Но жизнь берет свое, и зачастую возникают ситуации, когда принимается решение о творческом участии в тех или иных проектах.
-
Вы имеете в виду 155-летие города Благовещенска, в котором в мае минувшего года состоялась ваша персональная выставка «Русский восток: от Амура к Тихому океану»?
— Безусловно. Дело в том, что с губернатором Амурской области Олегом Кожемяко меня связывают давние партнерские отношения. Мы познакомились с ним еще в тот период, когда он работал в пос. Преображение и в благодарность за подаренную картину полпреду президента Пуликовскому помог мне построить мастерскую. Поэтому, когда я узнал, что Благовещенск готовится к юбилею, решил поучаствовать в этом событии. Освоение Дальнего Востока, его история — основная тема моего творчества. Более полугода шла подготовка к выставке, в течение которого я целенаправленно изучал историю казаков-первопроходцев, писал тематические картины. Их названия говорят сами за себя: «Албазинский острог», «Шхуна «Восток» в низовьях Амура», пароход «Благовещенск», «Кочи Пояркова в Охотском море» и другие, всего, включая классические марины, было представлено 35 полотен.
-
Центральная жанровая картина выставки получила название «Стакан амурской воды», расскажите о ней подробнее.
— Написать что-то значимое к юбилею Благовещенска и обойти фигуру Муравьева — Амурского было совершенно невозможно. Ведь город основан благодаря его деятельному участию. Я внимательно прочитал историю Приамурья и нашел сюжет, который лег в основу картины. «14 мая 1854 года под грохот артиллерийского салюта из старинной пушки, служившей албазинцам во время осады города маньчжурами, начался сплав к Амуру. Речная флотилия, которой командовал сподвижник Г.И.Невельского будущий первый губенатор Приморской области П.Казакевич, состояла из парохода «Аргунь», различных плавсредств от плотов и лодок до вельботов, на которых было нагружено продовольствие, оружие и снаряжение, находилось около 1000 солдат для защиты Петропавловска и низовьев Амура. 18 мая флотилия вошла в Амур. Русские вернулись на берега, некогда принадлежавшие им. Николай Николаевич Муравьев-Амурский плыл впереди парохода на весельной лодке вместе с казаками. Он осенил себя крестным знамением, зачерпнул стакан воды из Амура, выпил его и сказал: «Русские вернулись на Амур и так будет всегда!». Грянуло дружное «ура!», в воздух бросали шапки, палили из ружей.» Этот исторический факт был очень значимым, поскольку существовала вполне реальная угроза захвата дальневосточных земель противниками. Амур был стратегически важен как главная водная артерия и ворота в Сибирь. Именно поэтому я написал эту картину, которая стала центральным полотном в экспозиции, запечатлевшим подвиг первопроходцев.
-
Как амурчане восприняли выставку?
— Она прошла с большим успехом, на открытии присутствовали официальные лица, представители духовенства, местные художники. Были положительные отзывы в прессе, в финале областной музей им. Новикова-Даурского приобрел в собственность три картины, в том числе и «Стакан воды».
-
Далее выставку запросил Хабаровск, расскажите об этом подробнее.
— Константин Семенович Сиденко, командующий Тихоокеанским флотом, получил новое назначение — командующего Дальневосточным округом, и переехал в Хабаровск. Нас связывает давняя дружба, и я позвонил ему, чтобы поздравить с назначением. Узнав о том, что в Благовещенске проходит наша выставка, он предложил организовать ее и в Хабаровске, в котором мы еще не выставлялись. Личность Хабарова тоже была отражена в полотнах, и мы приняли приглашение. Выставка проходила в краеведческом музее и имела положительный резонанс в культурной среде города. Но мне в тот период было очень сложно в том плане, что параллельно с выставочной деятельностью и картинами на исторические темы я писал полотна для выставки в Испании. Руки-то две! Вот если бы их было четыре! Ведь за каждой картиной стоит предварительный этап серьезного изучения документов и всех деталей, связанных с сюжетом. В процессе создания амурской серии я ездил на Амур, в те места, где проходили события, чтобы максимально достоверно отобразить их на полотне. И уже изучал архивные документы и книги, необходимые для испанской серии.
- Я искренне восхищаюсь вашим туром в шести городах Испании. Марины из поселка Преображение проделали путь через всю Россию на другой конец самого большого на планете материка — в испанские Пиренеи. Что явилось отправной точкой?
— Этому значимому событию предшествовали другие, случившиеся гораздо ранее. В 2004 году у меня проходила масштабная выставка на главной выставочной площадке страны — в Центральном доме художника в Москве. Там было представлено 50 марин на различные исторические темы. На выставке присутствовала некая москвичка, которая позднее вышла замуж за испанца и в качестве подарка попросила жениха преподнести ей марину моей кисти. Всеми организационными вопросами занимается моя жена Светлана. Они вышли на нас по интернету, заказали картину. Ее отправили. Постепенно, в результате переписки, мы сблизились и решили пригласить их в гости на новый год. Я лично встречал чету в аэропорту. Снега в тот год было много, все замело. Их приезд стал событием не только для нас, но и для всего поселка Преображение. Белые снега, русская баня, песни фольклорного ансамбля. Все это произвело на наших гостей неизгладимое впечатление, они пробыли у нас пять дней, заручившись обещанием нанести ответный визит на Канары, где они проживали. Мы приняли приглашение, и по ходу пришла идея организовать выставку на Канарских островах. Так, в 2010 году впервые в истории парламента Канарских островов открылась персональная выставка под названием «От Тихого до Атлантики». Выставка произвела настоящий фурор и экспонировалась не только в парламенте, но и в холле самого фешенебельного отеля Канарских островов «Обама». На вернисаже я познакомился с русским дипломатом Александром Суриковым. Он был приятно удивлен высоким уровнем представленных в экспозиции марин и сказал мне, что испытал настоящую гордость за Россию и мастерство русского художника. Он спросил меня, знаю ли я о том, что будущий год объявлен годом Испании в России? Конечно, я не знал.
-
Предложение об участии поступило от него?
— Да, он сыграл в этом очень важную роль. Признаться честно, я не верил до конца в возможность организации выставки, но работа уже пошла. Программа презентации русской культуры включала в себя выступления в Мадриде столичных русских театров, знаменитых певцов, театра балета и т.д. Ее согласование было на самом высоком уровне. Тем не менее все организационные вопросы были решены, и мы были приятно удивлены, когда узнали, что запланирована не разовая выставка, а целый тур в шести испанских городах, открытие которого планировалось в г. Таррагона. Было очень сложно, поскольку у нас не было средств ни на отправку картин, ни на билеты в Испанию. Наше участие в данном проекте состоялось лишь благодаря финансовой поддержке губернатора Приморского края Сергея Дарькина, его жены Ларисы Белобровы и главы города Находки Олега Колядина. Мы искренне благодарны им за поддержку и возможность представить русскую маринистику на самом высоком международном уровне. 16 сентября в зале мэрии г. Таррагона состоялось торжественное открытие выставки «Морские страницы двух океанов», которая в рамках программы года России в Испании будет проходить в разных городах Пиренейского полуострова до февраля 2012 года. На торжественном открытии присутствовали официальные лица, члены международной ассоциации художников, мэр города Феликс Бальястерос. «Искусство не имеет границ. Вода на маринах художника выглядит, как живая, художник тонко чувствует море, поэтому его картины никого не оставляют равнодушным», — сказал на открытии выставки президент ассоциации русской культуры им. Достоевского Антонио Родригес.
-
Чем запомнилась Испания?
— Необыкновенным радушием принимающей стороны. Нам показывали город, возили на экскурсии, мы побывали в гостях у местного художника. Впечатления от поездки остались самые положительные. Специально для вернисажа я написал серию картин на испанскую тему, главным полотном в экспозиции была работа «Спасение «Кантабрии», в основе которой лежит реальное историческое событие — подвиг русских моряков с пароходокорвета «Рында», спасших с гибнущего испанского корабля 606 человек. 5 декабря в Мадриде состоялось закрытие года Культуры. На торжество прилетела супруга президента РФ Светлана Медведева, которая вместе с королевой Испании Софией открыла Центр культуры и искусства России. В качестве дара она преподнесла королевской семье мою картину «Спасение «Кантабрии».
-
Как вы оцениваете прошедший год?
— Он был очень тяжелым. Мы с женой Светланой, на плечи которой легла вся продюсерская работа, очень устали. Я бы хотел взять тайм-аут. Но расслабляться некогда. Впереди саммит 2012 года во Владивостоке, в рамках проведения которого запланирована моя персональная выставка. Первой ее увидит Находка, в которой в мае этого года пройдет мой вернисаж, приуроченный ко дню города.
…С балкона дома Шиляевых открывается великолепный вид на море, заповедные острова, а слева на острове к вечеру загорается малиновая башенка маяка. Здесь как нигде ощущается мягкое звучание тишины, в обрамлении которой художник создает свои полотна. Он досконально изучил оснастку больших парусных судов, управляет и яхтой, на которой, выходя в море, пишет свои прекрасные марины. В ближайших планах — выставка в Мадриде, которая будет не последней в Европе, поскольку есть предложения от зарубежных галеристов. Не останавливаясь на достигнутом, художник штудирует литературу, подыскивая новые темы для полотен. Он просто не может опуститься ниже той высокой планки, заявленной им в искусстве. Ведь не случайно художнику Валерию Шиляеву присвоено официальное звание лучшего мариниста России.