Система государственного медицинского страхования претерпевает серьёзные изменения, и связано это во многом со вступлением в действие нового Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании», который в последние месяцы набирает всё большие обороты. Этот закон актуален и своевременен, он закрепил за гражданами новые, важные для них права, предоставив возможности для выбора страховой организации, медицинского учреждения, врача. Как оказалось (показал опрос), далеко не все находкинцы знают об этом. Разъяснить информацию о новых правах граждан, прописанных в названном законе, мы предложили директору Находкинского филиала Территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края Владимиру Витальевичу ЯКУШИНУ.
-
Владимир Витальевич, расскажите, пожалуйста, более подробно о праве человека выбрать страховую медицинскую компанию.
— Хочу обратить внимание на главный момент, о котором необходимо знать всем: каждый российский гражданин, независимо от своего статуса, должен быть застрахован по программе обязательного медицинского страхования и получать необходимый объём медицинской помощи согласно государственным гарантиям. По новому закону работодатель больше не участвует в выборе страховой компании для своих сотрудников. Теперь каждый гражданин (в том числе и неработающий) самостоятельно может принять решение о её выборе. Он самостоятельно обращается в выбранную им страховую организацию и подаёт заявление о выдаче ему полиса обязательного медицинского страхования. Попытки работодателя оказать давление на своих сотрудников, требования застраховаться или «продлить договор» с той или иной компанией незаконны!
Очень важно понимать, что страховая компания — не мифическая организация, функция которой заключается лишь в выдаче полисов ОМС. Её специалисты должны своевременно и бесплатно консультировать вас по всем вопросам, возникающим в процессе получения медицинской помощи. Например, достаточно ли эффективно проведено лечение? Положены ли дополнительные исследования в рамках поставленного диагноза? Правомерно ли требование врача оплатить те или иные процедуры? И так далее.
В случае возникновения конфликта с медицинским учреждением страховая компания обязана помогать отстаивать ваши интересы в досудебном и судебном порядке. Разумеется, совершенно бесплатно.
Именно поэтому подойти к выбору страховой компании нужно серьёзно. Если человек отдал предпочтение не той компании, где он прежде был застрахован, то новая компания по его личному заявлению выдаст ему медицинский полис нового образца или просто зарегистрирует гражданина в своей компании, если у него уже имеется полис нового образца, выданный после мая 2011 года.
-
На что посоветуете обращать внимание при выборе страховой компании?
— Прежде всего стоит узнать, как долго организация работает на рынке медицинского страхования, сколько человек в ней застраховано, удобно ли расположен её офис, как оборудован подъезд к нему (есть ли пандусы для пациентов с ограниченными возможностями), действуют ли юридические и экспертные службы, какова квалификация работающих специалистов, насколько эффективно они защищают права своих клиентов, а также есть ли у компании круглосуточный телефон, сайт, электронный адрес. Закон требует от страховых медицинских компаний соблюдения всех этих условий.
-
Назовите страховые медицинские организации, которые в настоящее время действуют на территории Находкинского городского округа.
— Их три:
1. Общество с ограниченной ответственностью — страховая медицинская организация «Восточно-страховой альянс». Адрес: г. Находка, ул. Школьная, 1а, тел. (4236) 69-06-63, эксперты — 69-06-66, приём граждан — 69-25-13, 69-25-14 (каб. 212). Директор — Татьяна Валерьевна Данильченко.
2. Закрытое акционерное общество — страховая группа «Спасские ворота М». Адрес: г. Находка, ул. Малиновского, 1а, каб. 209, тел. 68-64-31. Директор — Валерий Ефимович Власов.
3. ООО ВСК «Милосердие». Адрес: г. Находка, ул. Портовая, 3, каб. 313, тел. 67-93-04, 69-28-94. Инспектор ОМС — Александра Олеговна Цыренжапова.
Количество компаний может меняться. Территориальный фонд ОМС контролирует этот процесс и через СМИ оперативно информирует граждан об этих изменениях.
-
Нужно ли менять полис обязательного медицинского страхования, если человек не меняет страховую медицинскую организацию? Должны ли со старым полисом принимать пациентов в поликлиниках и в стационарах?
— Прежде хочу обратить внимание на такую информацию: все полисы, которые выданы до мая 2011 года, действительны до 31 декабря 2013 года. С мая 2011 года выдаётся медицинский полис единого образца, и он не заменяется при смене страховой медицинской компании. Медицинский полис, выданный до мая 2011 года, в итоге надо будет заменить до 31.12.2013 года в той страховой компании, где вы на тот момент будете застрахованы. Полис нового образца, выданный после мая 2011 года, менять не надо, даже если вы меняете страховую компанию.
Нужно знать о том, что ни одно медицинское учреждение, работающее в системе обязательного медстрахования, не вправе отказать вам в медицинской помощи, независимо от того, какой полис — старый или действующий — находится у вас на руках. Более того, по новому закону об ОМС действующими считаются не только полисы, выданные относительно недавно (в 2007-2009 годах), но и те документы, которыми вы пользовались в более ранние сроки. Их продолжают принимать в медучреждениях даже в том случае, если истек указанный на документе срок действия.
Граждане РФ, имеющие полис, выданный страховыми медицинскими компаниями других субъектов РФ, при обращении в лечебное учреждение предъявляют, помимо медицинского полиса, документ, удостоверяющий личность. Если же эти граждане собираются остаться жить и работать на территории Приморского края, им необходимо перестраховаться в какой-либо местной страховой компании.
-
Зачем в таком случае необходимо поменять документ?
— Получить полис нового образца нужно в нескольких случаях: если у вас нет полиса, если полис пришёл в негодность, а также если вы изменили личные данные – фамилию, имя или отчество, сменили регион проживания. Новорождённым малышам также выписывается новый полис ОМС.
В этих случаях получение нового документа необходимо для актуализации так называемой базы застрахованных: больница, в которую вы обратились, будет защищена от неоплаты проведённого лечения. Важно помнить, что ни смена места жительства (в пределах одного региона), ни изменение места работы не являются основанием для немедленного перестрахования. Если гражданин выехал на постоянное место жительства в другой регион страны, то ему следует поменять страховую медицинскую организацию, но и с полисом, который был выдан ему по прежнему адресу, медицинские услуги должны оказываться.
-
Позволяет ли новый закон человеку выбрать не только страховую компанию, но и медицинское учреждение и даже – врача?
— Да. Вы можете выбрать любую больницу, работающую в системе ОМС, и любого доктора. Для этого необходимо написать заявление на имя главного врача, и в случае положительного решения последнего вас поставят на учёт в выбранное заведение. Но нужно понимать, что возможен отказ. Дело вовсе не в том, что больнице лень вас лечить, как раз наоборот: каждый новый человек – это дополнительные средства из фонда обязательного медицинского страхования. Но, к сожалению, наши медицинские учреждения часто перегружены. Если мощности больницы не позволяют принять ещё одного человека, то вам придётся выбрать другое медучреждение или остаться прикрепленным к поликлинике по месту жительства.
При выборе поликлиники нужно помнить о двух важных вещах: «выбрать» человек может только участкового врача. Узких специалистов придётся, как и прежде, посещать по направлению. Кроме того, важно понимать, что врач из отдаленной от вашего места жительства поликлиники не поедет к вам на вызов в случае, например, высокой температуры. Поэтому, открепляясь от медицинского учреждения, к которому вы относитесь территориально, необходимо правильно рассчитывать свои силы и возможности.
-
Действительно ли, что по новому закону лечиться можно не только в муниципальных больницах, но и в частных медицинских центрах?
— Правда. Предоставлять медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, но и организации любой организационно-правовой формы, занимающиеся частной медицинской практикой. Главное, чтобы у них было право (лицензия) на осуществление медицинской деятельности, и они должны быть включены в программу ОМС. Со списком таких учреждений можно ознакомиться на сайте Территориального фонда медицинского страхования Приморского края.
Нужно понимать, что приоритет у частной клиники в любом случае останется за оказанием платной помощи. Но в самом частном медучреждении вы можете уточнить, какой объем госзаказа он выполняет и какую помощь может оказать вам бесплатно по полису ОМС.
-
Можно ли рассчитывать, что количество платных услуг в больницах будет постепенно сокращаться в пользу бесплатной помощи?
— К сожалению, увеличение числа платных услуг в больницах часто связано с недостаточной осведомлённостью пациентов о своих правах. С вас могут потребовать деньги за дополнительную «сервисность», за обследование вне очереди или за анализы и манипуляции, которые вы хотите провести по собственному желанию.
При этом все анализы, исследования и лечение, рекомендованные вашим врачом, должны быть бесплатными и предоставляться в том объёме и в те сроки, что указаны в территориальной программе оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. С этим документом можно ознакомиться в любом медицинском учреждении и на сайте территориального фонда ОМС.
-
Куда следует обращаться пациенту, если он, к примеру, недоволен качеством оказания ему медицинской помощи, либо при возникновении каких-либо недоразумений?
— Прежде всего ему нужно обратиться в компанию, где он застрахован. Если человек остался не удовлетворён решением его вопроса страховой компанией, он обращается в Находкинский территориальный фонд медицинского страхования, который осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских компаний и медицинских учреждений Находкинского городского округа.
Адрес Находкинского территориального фонда медицинского страхования: ул. Школьная, 1а.
Телефон экспертной службы: 69-99-03.