— так сказал об одном, самом ярком периоде своей жизни один из старейших художников Находки Владлен Горбань. Поводом встретиться с этим неординарным человеком послужили его выразительные шаржи и фотоснимки, которые неожиданно обнаружили накануне юбилея «НР» в чудом сохранившихся за десятилетия стенных газетах. По его признанию, время, когда он приходил к своим друзьям-газетчикам, а позднее работал здесь на полставки фотокорреспондентом, незабываемо.
— Собирались вместе – Алексей Папета, Геннадий Фокин, Игорь Гусев, Владимир Калмыков, Виктор Иванов и многие другие – все молодые, задиристые, с чувством юмора, гораздые на выдумку, кто-то писал стихи, кто – прозу, кто занимался фотографированием, – делится со мной воспоминаниями Владлен Андреевич, — как-то пришли к мысли, что надо создать литературное объединение. Долго спорили – какое название дать. Я предложил «Дельфин», но проголосовали за другое – «Океан». Много лет в «Находкинском рабочем» выходила наша страница. Он отражала всё лучшее, на что мы были тогда способны.
…Куда только не бросала судьба Владлена Горбаня, он, кстати, приехал в Находку в 1961 году, работал художником во Дворце культуры моряков, руководил изостудией, участвовал в промысловой экспедиции в Аляскинский залив как член комитета ВЛКСМ УАМР (входил в состав бригады крайкома комсомола), ходил в море матросом на БМРТ «Аральск» и «Басаргин». Позднее назначили его главным художником Находкинского судоремонтного завода, занимался оформлением кают судов, стоящих на ремонте, сейчас его назвали бы дизайнером. Семь лет он работал в Находкинской мастерской художественного фонда РСФСР и по совместительству штатным фотокорреспондентом в газете «Находкинский рабочий». Словом, впечатлений было немало, которые со временем выражались в рисунках, гравюрах, акварелях, живописи, объёмных художественных композициях.
Как вспоминают те, кто работал в газете в тот период времени, на редакционных «летучках» бывший главный редактор Александр Рассоленко нередко приводил его в пример другим: за неделю он приносил для публикации столько фотоснимков, что их хватило бы на месяц. На газетных страницах появлялись снимки рыбаков, моряков, курсантов ДМУ, школьников, представителей самых разных профессий, которых объединяло одно – трудились или учились на совесть.
…Самая первая выставка картин Горбаня состоялась в 1971 году в художественном фонде. С тех пор, по словам моего героя, персональных и коллективных выставок прошло столько, что не сосчитать. Кстати, старожилы, верно, помнят его и как автора политического плаката в городе. Творчество моего собеседника хорошо известно многим любителям изобразительного искусства не только в нашем городе и крае, он участвовал и во Всесоюзной выставке книжного знака (экслибрис) «Книга – детям», был автором эскизного проекта и макета памятника экипажу погибшего в 1945 году советского гидросамолёта «Каталина» в бухте Малая Таз-Гоу (проект и макет подарены комсомольцам торгового порта). Более сотни его картин находятся в частных коллекциях во многих городах России и зарубежья.
Вот как отозвался о нашем земляке известный искусствовед, декан Дальневосточного института искусств Виталий Кандыба («Утро России» от 17 сентября 1991 г.): «Владлен Горбань показался на выставке многогранно, в разных техниках. …Он прекрасно чувствует полноту содержания жизни в коротком мгновении и в малом фрагменте. Ему достаточно узора паутины на стеблях высокой травы, чтобы за этим ощутилось тихое июньское утро на озере… Горбань именно не срисовывает, а передаёт некую ауру живого состояния природы или человека…»
Зрителям он полюбился и как живописец, и как график, и как мастер объёмных художественных композиций.
Как рассказывает Владлен Андреевич, была у него сокровенная мечта – открыть в Находке Дом искусств, который бы объединял всех людей с творческой жилкой: художников и фотохудожников, мастеров прикладного искусства и различного рода умельцев.
— С этой идеей к кому только не обращался, даже написал статью в газету, но её не опубликовали, мол, тут людям жить негде, в первую очередь в молодом городе надо строить жильё, — рассказывает Владлен Андреевич. – И всё-таки мечта исполнилась, правда, немного в другом воплощении – открылся в Находке музей истории, со временем ставший настоящим центром культуры в городе.
Неистощимый на выдумки, Владлен вместе с бывшим директором парка Александром Катаевым организовали так называемый находкинский Арбат, который позднее обосновался в аллее на улице Ленинской, где первым из художников он начал писать портреты с натуры. Художнику позировали горожане. В нынешнем году этому начинанию исполняется десять лет.
Как признаётся Владлен Андреевич, сейчас, оглядываясь на прошлое, не стыдно: и он, и его друзья жили полноценно, весело, используя на всю катушку дар творчества, которым наградила природа.