В зимний период главная задача работников коммунальных хозяйств — безаварийно пройти отопительный сезон, а случавшиеся порывы и сбои устранять в максимально короткий срок. Круглый год приходится трудиться не покладая рук, чтобы тепло бесперебойно приходило в дома.
— В подготовке к отопительному сезону перерывов не бывает, нынешней зимой коммунальщики уже активно готовятся к следующей – выявляют дефекты в системах теплоснабжения и согласно обнаруженным недостаткам корректируют планы работ на лето. Графики опрессовки, промывки, ремонта отопительных систем, водоснабжения, электрооборудования, крыш составили ещё в декабре минувшего года. Управляющая организация «Горжилуправление» обслуживает 682 дома. Под её началом трудятся десять линейных организаций. Летние месяцы — для нас самое ответственное время. К сожалению, продуктивной работе очень мешает недостаток средств — неплатежи населения. А летние недоделки могут обернуться авариями в отопительный сезон. Мы прилагаем массу усилий и времени, чтобы получить уже заработанные деньги и обеспечить стабильность и энергобезопасность, — констатирует главный инженер управляющей организации ООО «Горжил-управление» Николай Гурьянов.
Тема коммунальных долгов практически всегда актуальна. Руководители коммунальных служб разъясняют населению важность своевременной оплаты за потребляемые ресурсы, но немало жителей по-прежнему остаются глухи к их аргументам, уповая на то, что замёрзнуть все равно никому не дадут. И эта же категория жителей громче всех возмущается при сбоях.
— Управляющие организации выполняют ремонтные работы за счёт средств, которые поступают от коммунальных платежей жителей. Но, увы, тех, кто игнорирует оплату услуг, в Находке немало. На территории, обслуживаемой нашим предприятием, наглядный пример — жильцы пятиэтажки по улице Комсомольской, 32. Их долг по коммунальным платежам составляет более миллиона рублей. Это здание давно нуждается в ремонте теплосистем, электрических сетей, подъездов. Но где взять на это средства? Позаимствовать у жильцов соседнего дома, которые исправно платят? Не позволяет законодательство. Плохо, что страдают жители нескольких квартир по этому адресу, у которых нет задолженности, — рассказывает Николай Евгеньевич.
— Злостным неплательщикам УО «Горжилуправление» не оказывает определённые виды услуг, подаёт на них иски в суд. Правда, далеко не всегда приставы могут найти у них ликвидное имущество. Предполагается, что вскоре к местным неплательщикам будут ужесточаться санкции. По всей России их выселяют в общежития малосемейного типа и другое малометражное жилье, — продолжает мой собеседник.
По информации судебных приставов, на конец января нынешнего года жители Находкинского округа задолжали коммунальным организациям около 150 миллионов рублей (без учёта задолженности по Водоканалу).
— Неплатежи населения — не единственная проблема, которая «ставит палки в колеса» работникам коммунальных служб. Вторая — невозможность попасть в квартиру, чтобы провести необходимый ремонт — заменить стояк системы отопления, устранить течь у соседей снизу — сверху некоторые жильцы месяцами отсутствуют, кто-то не желает открывать дверь, кто-то не хочет, чтобы мы нарушали красоту (стояки намертво зашивают дорогостоящими материалами, замуровывают кафелем). Хотя по Закону «Об основах федеральной жилищной политики» это категорически запрещено. Жители обязаны предоставить доступ для замены труб, проходящих через их помещение. Один из наших мастеров точно охарактеризовал таких собственников: «Они хотят, чтобы я через замочную скважину поменял унитаз». Недавний пример: в почтовом отделении, расположенном в многоэтажном доме, закапало с потолка. Чтобы устранить течь, необходимо попасть в квартиру второго этажа, а хозяева не пускают. С прошлого отопительного сезона не могли войти в квартиру, из-за которой замерзали жители других квартир по этому же стояку. С трудом убедили собственницу открыть дверь слесарю. И таких примеров множество, — сокрушается Николай Евгеньевич.
Эту точку зрения разделяет и заместитель директора УО «Горжилуправление-7» Сергей Чебанов. Их организация обслуживает 155 домов старого центра Находки — жилищному фонду немало лет, он нуждается в особо тщательном уходе. В трёх домах ещё сохранилось печное отопление. А проблемы у коммунальщиков те же.
— Долги по нашему району составляют почти восемь миллионов рублей. Но больше всего хлопот доставляют владельцы магазинов, салонов, медцентров, занимающих площади в жилых помещениях. Они не допускают слесарей к системам отопления и канализации, утверждая, что никто не может «ступать» на территорию частной собственности. Например, в жилом доме по улице Луначарского, 2, медицинский центр «Валитуда» занимает 200 кв. метров. Через это помещение проходят коммуникационные системы, которые мы обязаны обслуживать, поддерживать в достойном состоянии, а доступа к ним не имеем. Если случится авария, то, по закону, владельцы «Валитуды» обязаны будут возместить материальный ущерб жильцам, — разъясняет Сергей Леонидович.
Такие примеры и адреса могут назвать во всех управляющих организациях. Стали практиковать такую схему оповещения жителей — вывешивать объявление: «Уважаемые жители! Организация не может устранить поломку по вине соседей из такой-то квартиры». Чаще помогает.
При всех трудностях план минувшего года управляющие организации «Горжилуправления» полностью выполнили — во всех домах провели гидропневматическую промывку, испытание на плотность и прочность систем отопления, ревизию общедомового имущества и запорной арматуры, установили 5500 штук новой. На отдельных участках заменили трубопроводы инженерных систем. Например, 11 тысяч метров системы отопления. В 95 домах (а это 290 подъездов) покрасили лестничные клетки, в 55 зданиях восстановили отмостки, отремонтировали кровли в 236 домах.
За полтора года все обслуживаемые дома оборудовали общедомовыми приборами учёта электричества. В двух домах — на улицах Лермонтова, 26, и Северная, 4-а, — провели капитальный ремонт.
— Ахиллесова пята коммуналки — недостаток молодых специалистов. Руководители очень надеются, что в Находке, как в прежние времена, будут готовить слесарей-сантехников, плотников и других квалифицированных рабочих. Но, пока сохраняется наш золотой фонд — опытные работники, мы будем идти вперёд, — считает Николай Евгеньевич.