Существует мнение: чтобы научиться рукопашному бою, нужны годы тренировок, дорога через боль, синяки и травмы. В системе силового противодействия «Центр» иной взгляд на обучение. Здесь овладевают не отдельными приемами, а принципами ведения боя. Здесь учат действовать на основе рефлексов и инстинктов, заложенных в каждом человеке от природы. Тело, подготовленное специальными тренингами и освобожденное от умственных блокировок, работает само, при этом эффективность и быстрота действий повышаются на порядок.
Это уникальное боевое искусство родилось и развивается в Находке. Занятия проходят в спорткомплексе «Портовик». Мы побывали на одной из тренировок и узнали много интересного о системе и ее создателе.
Игорь Пак, инструктор:
— Систему силового противодействия «Центр» (ССПЦ) основал наш земляк Александр Скудный, бывший боевой пловец с богатым военным прошлым. После перестройки передавал свой опыт бойцам СОБРа во Владивостоке, работал в охранных структурах, параллельно трудился над своей системой. Первые занятия прошли в 1993 году. В настоящее время филиалы ССПЦ действуют в Уфе и Москве. Сам Александр Иванович два года как живет в Уфе. Своим преемником в Находке он назначил меня.
-
Как вы узнали о ССПЦ?
— Все в жизни происходит не просто так. Люди встречаются для того, чтобы передать другу другу какие-то знания. Наше дело — принять эти знания или нет. А получилось так, что мы с Александром Ивановичем, это было пять лет назад, водили своих детей в одну спортивную секцию. Познакомились, разговорились о боях на ножах, он предложил мне прий-ти на тренировку и просто посмотреть. Пару месяцев позанимался, понял: мое. Все было просто, без напряжения, никто надо мной не стоял, не заставлял что-то делать, не требовал лишних усилий. Установка — делайте по ощущениям. Чувствуете, что не можете, – отдохните. Не смотрите на остальных. Потом я понял, что в этом и заключается индивидуальный подход к каждому ученику. Это я перенял. Нельзя равнять людей под одну гребенку, все мы разные.
-
Два года назад вы Александра Ивановича заменили…
— Он часто говорил: все, кто ходит сюда, в будущем будут инструкторами. Хотим мы этого или не хотим, но все равно понесем это в жизнь. Потому что это необычный вид единоборства. Кто приходит сюда с задачей стать крутым бойцом, тот тем самым сразу ставит перед собой стену. Вот ты, вот цель, вот стена, которую тебе нужно будет ломать, ломать и ломать, чтобы через нее пройти. Или очень долго через нее карабкаться. Мы не ставим такую задачу. Мы в первую очередь познаем себя. Фраза затертая, но именно это и происходит.
Принцип построения работы остался прежний. Новичков сразу предупреждаем, что в системе нет никаких соревновательных моментов, она носит прикладной характер и не имеет отношения к спорту. Система решает реальные земные задачи: мы учимся выживать в экстремальных ситуациях. А самое главное, что здесь можно получить, — это познание себя, здоровье и уверенность в себе.
Для людей такие вещи на первых порах звучат абстрактно. Кому-то может не понравиться, от кого-то мы, не объясняя причин, откажемся сами. А те, кто остался, действительно приобретают со временем уверенность в себе: освобождение рефлексов, заложенных в каждом из нас от природы, приводит к пониманию, что рукопашный бой — это очень просто.
Система основана на принципе: любой, кто занимается боевым искусством, должен знать, как восстановить, вылечить человека, оказать первую помощь и суметь позаботиться о своем здоровье. Отсюда вторая направленность – оздоровительные практики, а именно древние русские методики вроде «правки живота». Каждый занимается собой и близкими, первую медицинскую помощь в случае необходимости оказать сумеем.
Знаете, чем отличается воин от бойца? Боец дерется в определенных условиях и на пике своей формы. В случае какой-то нестандартной ситуации (заболел, травмировался) он уже не сможет действовать эффективно. А воин будет биться и в юности, и в старости, и в болезни одинаково успешно.
-
«Воин», «освобождение рефлексов», «тело работает само» — эти понятия имеются у знаменитого мистика Карлоса Кастанеды. На каких практиках основана система?
— Александр Скудный занимался в свое время и каратэ, и боксом, и «рукопашкой». Конечно, читал Кастанеду, и не только его. Пригодился также богатый практический опыт пловца-диверсанта. Полученные навыки и знания он сумел объединить в органичное целое, которое называется ССПЦ.
Знаете, есть абсолютно затертые истины вроде «относись к жизни проще», «все, что ни делается, — к лучшему». Мы их часто слышим и особенно в них не вникаем. Но когда я пришел к Александру Скудному и услышал это от него в тысячный раз, до меня наконец-то дошла суть этих слов. Да, надо к жизни относиться проще. Бой — это состояние тела и духа, когда они освобождены от ума. Как только человек начинает думать, планировать бой в уличной драке (вроде: этот посильнее – с него начну с первого, этот похудее – его съем на второе, третий — дохляк, его оставлю на десерт), он становится уязвимым. Кончается тем, что третий достает нож и тупо втыкает его в твою спину. То есть человек, который задал себе программу, не успевает среагировать на изменение ситуации. Он ждет опасности от самого крупного противника. Это и есть стереотип, от которого надо избавиться. А избавиться можно, только войдя в состояние боя с отключенным мозгом. Тело само знает, что и как делать.
Другой пример стереотипа — наша боязнь ножа. Ее нам прививают в детстве наши мамы. Стоит ребенку взять в руки нож, как тут же слышится предупреждающий крик матери. Развивается чувство опасности. Поэтому, когда противник на улице вытаскивает из кармана нож, мы реагируем на блеск стали инстинктивным движением назад. Это программа, которая не всегда приводит к правильному результату. На занятиях мы используем настоящие кухонные ножи, сначала затупленные, а затем, по мере обучения, острые. Тело таким образом привыкает к блеску стали и в реальной ситуации сможет отреагировать нужным образом.
-
Кто у вас в «Портовике» занимается? Есть ли ограничения по полу, возрасту? Чего обычно ждут от занятий новички?
— Ограничений нет. Естественно, оцениваем адекватность человека. Чаще всего приходят ребята от 16 до 18 лет, которые хотят приобрести полезные навыки перед армией. Кстати, они чаще всего и отсеиваются. Наши упражнения носят психофизический характер, и со стороны могут показаться несерьезными. Парни стремятся стать сильными и крутыми. Они не понимают, что молодость рано или поздно уйдет, а вместе с ней потеряются скорость, сила и выносливость. Останется только то, что ты заложил в подсознании. Под силой в системе «Центр» понимается комплексное проявление умственных и физических усилий, способностей и рефлексов, заложенных в человеке с рождения и выработанных специальными тренировками. Более подробно об этом можно прочитать на сайте ССПЦ.
Есть и люди в возрасте. Многие приходят, когда чувствуют, что что-то пора менять. Ушла скорость, а хочется осознавать, что ты еще что-то можешь. Записавшись в обычную секцию, человек видит, что за молодыми не угнаться — силы не те. У нас другое дело. Мы работаем не на результат, а на оздоровление. Проходя те же упражнения, что мы все делаем, возрастные люди начинают чувствовать свое тело. Возвращается уверенность в себе. А это именно то, чего ищут все мужчины.
-
Среди упражнений, которые выполняют ваши ученики, есть опасные?
— В общем, да. Если человек психологически не подготовлен, ему трудно выполнить, например, прыжок через перила на узкую доску, подвешенную на высоте три метра от пола. Тут есть опасность потерять равновесие, упасть. Физическая подготовка дается значительно легче. Работая с шашкой, легко пораниться. Она хоть и не очень острая, но дает колоссальную возможность в плане раскрытия человека, освобождения от комплексов.
У нас не используется защитное снаряжение — мягкие перчатки и щитки. Любое защитное снаряжение закладывает в подсознание бойцов ложные программы действий, притупляет ощущение реальной опасности и снижает эффективность работы в боевой ситуации.
-
Как строятся занятия?
— Есть базовые упражнения, которые выполняются на каждой тренировке — раскатка на полу, баланс на мяче, раскатка на стене и так называемый «паук». С их помощью нарабатывается пластичность и гибкость движений, ощущение тела. Сначала все выполняется в статике, затем переходим к движению. Главная задача всех упражнений — максимально загрузить головной мозг, чтобы он не занимался контролированием процесса. Для этого мы заставляем его контролировать три вещи одновременно — загружаем ноги, заставляем включать аудиоканал (безостановочно говорить) и зрительный канал (крутить головой вправо, влево, вокруг себя). Как только мозг понимает, что не успевает все это отслеживать, он отключается. Говорит: «Да ну вас к черту». И тело начинает работать само. Вы в это время можете думать о семье, о доме, о детях. И при этом продолжаете работать. Полученные навыки никуда не уйдут, ведь вы работаете на рефлексе. Поэтому основная задача – это наработка правильных ощущений тела. Тело само все знает. Человеку надо научиться ему не мешать.
-
Почему в названии системы присутствует слово «Центр»?
— Все ударные и болевые воздействия направлены в физический центр противника, что повышает их поражающий эффект. Отсюда и название.
Главной особенностью ССПЦ является то, что она позволяет научить боевому искусству очень быстро. Да, совершенствоваться можно бесконечно, но чтобы чувствовать себя уверенно, знать, что ты в любой ситуации способен защитить себя и своих близких, — для этого не нужно долгие годы проливать лужи пота. Все гораздо проще. Александр Скудный часто говорит: «Рукопашный бой — это очень просто. Вы не представляете себе, насколько это просто». Только надо, чтобы с вами занимался человек, который действительно хочет и знает, как выучить вас быстро и эффективно. И кто не ставит целью банально поиметь с вас деньги и покрасоваться перед вами в обличье великого гуру боевого искусства.
Беседу вел Юрий БОДУХИН, фото автора На снимках: И. Пак., упражнение с шашкой; упражнение на «пауке»; «раскатка на полу»