В сетях морских кружев

  В сетевязальном цехе грохочут десятки больших станков, одновременно вращаются тысячи катушек, от которых струйками куда-то бежит несчётное количество ниточек, сплетаясь затем в толстые нитки, шнуры, верёвки разного диаметра…

Лет семь назад на территории ОАО «Находкинская БАМР» появилась новая компания — ООО «Тюменьсетеснасть», взявшая в долгосрочную аренду два этажа Находкинской фабрики орудий лова. Завезли специальное оборудование и занялись производством делей, верёвок, ниток и шнуров для изготовления тралов и неводов. В прежние годы большая часть снаряжения для рыбалки закупалась в других регионах страны.

Ирина Шаршова пришла сюда ученицей два года назад. До этого работала в рыбном порту аккумуляторщиком, а когда службу упразднили, побывала в статусе безработного. Увидела в газете объявление о том, что требуются сетевязальщицы, решила попробовать себя в новом деле. Наставница сказала: если научиться вовремя замечать сбои в работе машин и быстро вязать узлы, считай, полдела сделано. Эту науку ученица освоила быстро. Менее чем через год Ирину назначили бригадиром, и она уже сама учит других.

— Моей наставницей была Нина Владимировна Дунаева, — рассказывает она, — которая трудится здесь с самого основания. Принцип работы станка аналогичен швейной машинке, только большой. Сверху катушка, внизу шпуля с челноком, нитка идёт, машина автоматически вяжет сеть той ячеи, которую задашь. На каждом станке по 250 катушек и столько же шпуль, на новых корейских машинах уже по 300. Если нить порвалась, надо скорее устранить порыв, иначе в сетевом полотне появится брак.

Ирина ещё застала отечественные старые машины, работать на которых гораздо сложнее. Но сегодня идёт поэтапная замена их на импортные, более современные. В цехе, где работает Шаршова, уже установлены четыре корейские сетевязальные машины. Порвётся нить, случится другой сбой — новая машина сразу же подаёт звуковой сигнал, и сетевязальщица спешит, чтобы устранить неполадки.

— Ни один станок без человека обойтись не может. За два года я, подобно врачу, научилась слышать каждый посторонний шум в работе оборудования. Основное производство у нас держится в основном на выносливых женских плечах. Сегодня здесь занято 17 женщин и восемь мужчин. Легко работается с сетевязальщицами Ниной Владимировной Дунаевой, Тамарой Васильевной Пронь, Леной Рябцевой, Ольгой Кретовой и Галиной Прасоловой. Здесь строгие, но объективные в оценках контролёры — Александра Митрофановна Литвинова и Анна Мацур, — продолжает рассказ собеседница.

В технологии производства используются нити шести видов, изготавливаются сети с размером ячейки от 20 до 150 мм. Есть здесь и специальная корейская машина для выпуска делей из особо крупных верёвок и шнуров, с большим размером ячеи. Они используются для изготовления орудий лова на крупные суда типа БМРТ, РТМС и другие. Полотна, которые изготавливают сетевязальщицы, порой достигают ста с лишним метров в длину и несколько десятков метров в ширину.

— Об Ирине Шаршовой хочется говорить только хорошее, — не сдерживает своих эмоций генеральный директор ООО «Тюменьсетеснасть» Валерий Роганин. — Она — способный специалист, хороший человек, сравнительно быстро получила третий разряд, высокий на фабрике, неплохо справляется с обязанностями бригадира. В её смену отмечаются самый наименьший простой оборудования и самая высокая производительность труда. За профессионализм и высокую организацию труда в бригаде не раз поощрялась руководством фабрики. Искренне поздравляю наших дорогих кружевниц с праздником 8 Марта! Крепкого здоровья вам, счастья, благополучия, ласки и любви!

Владимир ПАНТЮХОВ.
На снимках: сетевязальщица Ирина Шаршова; контролеры Александра Литвинова и Анна Мацур
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.