С наступлением весны у курсантов третьего курса Дальневосточного мореходного училища начинается производственная практика в море. Этого момента ребята всегда ждут с нетерпением. Поскорее хочется встать за штурвал, поучаствовать в постановке-выборке трала, поработать с эхолотом и, наконец, испытать себя морской стихией и нелёгким трудом рыбака-обработчика. Раз в год ребят распределяют на прохождение практики по разным рыбодобывающим компаниям Дальневосточного региона. На этот раз около двух десятков человек получили распределение на флот ОАО «Находкинская БАМР».
Первыми ушли в рейс в начале марта курсант Валерий Сидоров на РТМ «Графит», Игорь Леонов на БМРТ «Механик Брызгалин», Андрей Зеркин на РТМ «Кремень». Около месяца они уже отработали на добыче минтая, а в начале апреля суда должны перейти в район Северных Курил на промысел кальмара.
В минувшую субботу из ОАО «Находкинская БАМР» в экспедицию отправился экипаж РТМ «Доломит», который возглавляет капитан-директор Виталий Крыгин, а вместе с ним матросами 2 класса на практику ушли курсанты ДМУ Борис Данилишин, Виктор Помогалов и Владимир Волков. На днях также в район Северных Курил на кальмар ушло ещё одно бамровское судно — РТМ «Калиново» — во главе с капитан-директором Владимиром Жемчуговым. Поучиться тонкостям рыбалки у опытного капитана в этом рейсе смогут курсанты судоводительского факультета Иван Клеймёнов, Михаил Мищериков и Сергей Краснослободцев.
Перед выходом в море капитанов и курсантов собрали в актовом зале акционерного общества, где начальник отдела кадров ОАО «Находкинская БАМР» по кадрам Анатолий Кутумов провёл инструктаж, высказал свои пожелания и напутствия.
Первая ласточка Ивана Клеймёнова
Курсант третьего курса судоводительского факультета ДМУ Иван Клеймёнов с морем знаком не понаслышке. В прошлом году он проходил двухмесячную производственную практику на учебно-парусном судне «Паллада». Рейс был насыщенным, заходили в морские порты Южной Кореи, Сингапура, Вьетнама и Китая. Впервые в жизни ему пришлось самостоятельно нести вахты, учиться многим азам, работать с эхолотом.
— «Паллада» была моей первой ласточкой, — рассказывает Иван. — За время рейса несколько раз попадали в семибалльные шторма. Поначалу как-то неуютно чувствовал себя, судно качало, как консервную банку, под ногами бездна, и ты совершенно бессилен перед бушующей стихией, но постепенно привыкаешь ко всему, и качки становятся обычным явлением.
Несколько раз в такую непогоду Ивану доводилось подниматься на мачты и ставить паруса. Испытание тоже не из простых. Когда выпадала его смена, стоял на мостике. В шторм судно часто отклоняется от заданного курса. Молодого рыбака на практике научили контролировать путь по навигационным приборам, а в случае необходимости — подруливать. В море пришлось вспомнить и многое другое из того, что изучали за партами. Для курсанта в этом рейсе было интересным всё. Жаль только, что закончился он быстро. Предстоящая экспедиция, наоборот, будет длиться почти семь месяцев. Как и его товарищи-курсанты, Иван надеется, что благополучно выдержит все испытания морем.
— Мы стоим на пороге самостоятельной жизни, пришло время набирать плавательный ценз, приучать себя к трудностям работы в море, длительной разлуке с близкими и друзьями. На берегу кроме родителей меня будет ждать и моя девушка — Таня. Она учится в десятом классе, и это наша первая серьёзная разлука, — сказал Иван Клеймёнов.
Море — хорошая школа
Михаилу Мищерикову пойти учиться на судоводительский факультет Дальморучилища посоветовали хорошие знакомые — моряки. Во-первых, на берегу нигде таких денег не заработаешь, как в море, во-вторых, есть возможность посмотреть мир, да и профессия рыбака сама по себе интересная, убеждали они Мишу. И убедили. После школы, нисколько не сомневаясь в правильности выбора, поступил в ДМУ. Сегодня он курсант третьего курса. Преподаватели порекомендовали ему пройти производственную практику в такой солидной компании, как ОАО «Находкинская БАМР».
— Мне просто не терпится поскорее выйти на промысел, — говорит Миша, а в глазах горит огонёк. — Интересно наблюдать, как эхолот показывает движение косяка, участвовать в постановке и выборке трала, поднимать на борт горы трепыхающейся рыбы… Я отчасти представляю, что тяжеловато придётся на обработке улова, но море — не только работа, это ещё и романтика. Когда ходили на практику на паруснике «Паллада», около Сингапура к борту нашего судна подошло небольшое стадо дельфинов и нас сопровождали часа два. Интересно было наблюдать, как они выделывали разные трюки, выпрыгивали из воды, как бы приветствуя нас. Как ужаленные, выскакивали из моря летучие рыбки и махали плавниками, словно крылышками. Запомнилось, как в середине февраля мы купались в море, такая теплынь стояла, и всё кругом в зелени. Посетили Сентозу — остров развлечений с чистейшим пляжем и ярко-жёлтым песком.
Много и других впечатлений оставили у Миши на всю жизнь этот прекрасный город-порт и первый поход в море. Однажды на переходе ночью они попали в шторм. Мищерикову вместе с другими курсантами пришлось подниматься на мачты и в сильной качке ставить паруса. Многому научился в том рейсе курсант, но ещё больше надеется почерпнуть в своём новом походе. По его словам, теоретический курс сложнее, а заниматься практикой всегда легче и интересней. Но и без теории не обойтись. Великий русский полководец Александр Суворов однажды произнёс фразу, ставшую крылатой для многих поколений: тяжело в учении, легко в бою.
— Когда стоял вахту на мостике на «Палладе», приходилось подавать разные команды экипажу. Как-то наше судно в Сингапуре посетили важные гости из органов власти и российского посольства. Курсанты как могли общались с ними на ломаном английском. После этого я ещё раз убедился, что моряку нужно хорошо владеть языком, — сказал Миша.
Старший брат Павел, бывший рыбак, одобряет жизненный выбор Михаила и очень рад, что он попал на практику именно в БАМР.
Романтика с практикой рядом идут
Этот рейс второй по счёту и у курсанта Сергея Краснослободцева. Поход на «Палладе» оставил немало приятных впечатлений и в его жизни.
— Оказывается, скучать по дому — такое клёвое чувство, — говорит Сергей. — В море по-своему переживаешь расставание с близкими, землей. За весь рейс полнейший штиль был только раз, всё остальное время штормило. До Сингапура шли на «Палладе» 15 суток. Когда приблизились к городу, бывалые моряки показали 50-этажную гостиницу «Марина Бэй» из трёх зданий в виде подводной лодки.
Хотя на календаре был февраль, на крыше гостиницы красовались вечнозелёные пальмы. Из порта в город поднялись на эскалаторе типа нашего фуникулёра. Только вместо трамвая тут были большие шары-кабины, которые быстро передвигались по канатной дороге. Потом побывали на колесе обозрения, увидели громадный фонтан. Говорят, что оно — самое высокое в мире. На экскурсию по центру Сингапура возили три раза, восторгу не было предела. Вы просто не представляете, какой там жёлтый песок на морской полосе. В городе растут пальмы, можно протянуть руку и достать кокос. Были в парке развлечений, где оригинально сделаны искусственные скалы, водопады…
Впечатления Сергея свежи, как будто это было вчера. К предстоящему рейсу он относится иначе.
— Мне кажется, что он будет не столько романтичным, сколько практичным, — считает он. — Хочу испытать себя, проверить силу воли, научиться навыкам судоводителя, переносить качки и другие трудности. Чувствую, придётся трудновато, семь месяцев — это всё-таки не два. Но все когда-то начинают с этого. Особого страха нет — умею управлять судном, поднимать трал с рыбой, нести вахты… Надеюсь заработать, чтобы погасить кредит за компьютер, и ещё останется на то, чтобы решить жилищную проблему.
С таким капитаном не страшно
Весь рейс их наставником и вторым отцом будет опытный капитан-директор РТМ «Калиново» Владимир Жемчугов, отработавший капитаном 15 лет.
— Чему хотите научить ребят в походе? — спрашиваю Владимира Андреевича.
— Прежде всего — тому, как определить местонахождение судна в море, навыкам работы с навигационным оборудованием, промысловому делу, поучаствуют в постановке-выборке трала, постоят на руле, обработке рыбы. В прошлую практику мне попались неплохие курсанты, поощрены администрациями судна и БАМРа. И у нынешних есть шанс отличиться. Надеюсь, рейс будет удачным. Прогнозы по содержанию кальмара на Курилах дают хорошие. Будем выпускать тушку, филе и щупальца. Матросы 2 класса, кем и оформлены ребята, могут получить по 350 тысяч рублей и более за рейс.
Не переживают курсанты и за питание на судне. В рацион обязательно входят свежие овощи, фрукты и соки. При необходимости можно взять и добавку. Проживать будут в двухместных каютах. Остаётся только пожелать выдержать закалку морем, набраться опыта для самостоятельной работы, удачного рейса, хороших уловов и благополучного возвращения к родным берегам.
Владимир ПАНТЮХОВ