Организация Объединенных Наций объявила ХХI век веком освоения Мирового океана, а точнее его огромных и разнообразных ресурсов. Поэтому вполне закономерно, что среди приоритетных образовательных программ Дальневосточного федерального университета обозначены технические, связанные с их добычей, переработкой и транспортировкой.
— Невозможно представить современный мир без флота, который со времен Петра I является одной из важнейших основ экономической, политической и военной мощи страны. Постоянно тысячи судов бороздят моря и океаны, выполняя важную роль в экономической жизни государства. Россия, омываемая тремя океанами, должна иметь и транспортный, и рыбопромысловый, и ледокольный, и научный, и военно-морской флот, для этого необходима высокотехнологичная судостроительно-судоремонтная отрасль. Сегодня при поддержке правительства РФ она начинает выходить из кризиса – модернизируются старые и строятся современные верфи, судостроительные предприятия обеспечены пакетом заказов, а для их выполнения и внедрения новых проектов крайне необходимы квалифицированные специалисты. Дальневосточный федеральный университет располагает всем необходимым для их подготовки: прогрессивными образовательными программами, требуемой материально-технической базой, высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, который постоянно обновляется и повышает квалификацию, в том числе и за рубежом, — отметил на встрече с выпускниками находкинских школ кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Кораблестроение и океанотехника» ДВФУ Константин Викторович Грибов.
Просвещённое юношество поведёт Россию вперёд
В Инженерной школе ДВФУ прошёл день открытых дверей. Завтрашним абитуриентам рассказали об образовательных программах в области кораблестроения, океанотехники и системотехники объектов морской инфраструктуры, судовых энергетических установок и судового оборудования, а также о перспективах развития кораблестроительной и судоремонтной отрасли на Дальнем Востоке. На встрече присутствовали потенциальные работодатели: специалисты Находкинского, Ливадийского и Приморского судоремонтных заводов и Дальневосточного центра судостроения и судоремонта.
— Инженерная школа ДВФУ продолжает традиции технического образования на Дальнем Востоке, начатого в 1918 году созданием Высшего политехникума на базе Восточного института, — обратился к выпускникам школ директор Находкинского филиала ДВФУ, кандидат физико-математических наук, доцент Анатолий Иванович Разгонов. — Она входит в состав уникального, не похожего на другие университеты, объединившего четыре ведущих вуза региона — ДВГУ, ДВГТУ, ТГЭУ, УГПИ. Уже сегодня в развитие ДВФУ вложены сотни миллиардов рублей: завершается первая очередь строительства крупнейшего в России современного кампуса на острове Русском. При его проектировании учитывался опыт функционирования инфраструктур лучших университетов мира. Этой осенью, сразу после проведения во Владивостоке саммита стран АТР, университет переедет в новый кампус. В университетском городе рядом с учебными корпусами расположены комфортабельные общежития, стадион, спортзалы, бассейны, теннисные корты, выставочные залы, пляжи, кафе. В непосредственной близости к кампусу строится океанариум ДВО РАН для совместного использования в научной и образовательной деятельности. В дальнейшем будут построены научные лаборатории. Жизнь студентов нашего университета насыщенна и интересна, им предоставляют все возможности, чтобы они максимально полно раскрыли свои способности. А сейчас главное для вас — определиться с будущей профессией.
Острая нехватка профессиональных инженеров и технических специалистов сегодня возникла практически на всех производствах. Выбрав техническую специальность, вы приобретете трудную, но очень интересную, востребованную и перспективную профессию, — заверил собравшихся А. Разгонов. — Но учиться в Инженерной школе непросто: помимо терпения, определенного таланта, настойчивости необходимы крепкие базовые знания по математике и физике для сдачи ЕГЭ при поступлении в вуз. Если ваши школьные знания по этим дисциплинам недостаточны, их необходимо пополнить. Мой научный руководитель говорил: «Не бойся «ломать» голову. Чем больше её «ломаешь», тем лучше она работает». Изучение точных наук помогает принимать правильные решения не только в профессиональной сфере, но и в бытовых вопросах.
Сдача ЕГЭ только по гуманитарным предметам ограничивает дальнейшие перспективы выпускников. А в наши дни качественное, востребованное образование – одно из главных условий успешного карьерного роста.
В Инженерной школе Дальневосточного федерального университета реализуются все уровни высшего профессионального образования. Можно учиться по классической схеме и стать специалистом, можно закончить вуз бакалавром, а затем поступить в магистратуру, и не только в ДВФУ, но и другого университета. А также можно продолжить обучение в магистратуре через несколько лет и получить второе образование.
В Дальневосточном регионе и в целом по России огромный спрос на специалистов кораблестроительной и судоремонтной отрасли. Правительство РФ сегодня уделяет особое внимание возрождению флота. Заказами на строительство и ремонт судов обеспечены НСРЗ, ЛСРЗ, возрождается ПСРЗ, реконструируются и оснащаются передовым оборудованием Дальневосточный завод «Звезда» в Большом Камне, Дальзавод во Владивостоке, и это только в Приморье.
У студентов образовательной программы по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» планируется прохождение производственных практик как на местных предприятиях, так и на лучших судостроительных предприятиях и в конструкторских бюро города Санкт-Петербурга при поддержке ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, а также за рубежом, в частности, в немецкой судостроительной компании Ingenieurtechnik und Maschinenbau GmbH (IMG).
Выпускники школ, планирующие выбрать данную образовательную программу, могут получить полную информацию по условиям обучения в консультационном пункте ДВФУ по адресу: ул. Спортивная, 6. А для тех, кто окончательно определился с выбором будущей профессии, на улице Постышева, 51, работает приемная комиссия. Здесь же можно подробно ознакомиться с правилами приёма абитуриентов в ДВФУ города Владивостока. Выпускники школ могут зарегистрироваться и сдать необходимые документы до получения аттестата о среднем образовании, а этот документ принести позднее. Могут послать документы почтой или отвезти в приёмную комиссию во Владивостоке, — заключил Анатолий Иванович.
Константин Викторович Грибов отметил, что стипендия лучших студентов Инженерной школы сегодня составляет 7,5 тысячи рублей (гуманитарных — 3,6 тысячи рублей ), кроме этого ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» учреждает для них различные гранты за активную научную деятельность и доплачивает семь тысяч рублей к стипендии.
Специалисты нужны уже сегодня
— утверждает главный инженер Ливадийского судоремонтного завода Александр Пивцаев. — В судостроении нынче кадровый голод. Численность нашего предприятия — 220 человек, и нужно ещё около 100 специалистов, чтобы освоить необходимый объём производства. На этот год на ЛСРЗ большой портфель заказов – за четыре месяца более 15 кораблей прошли доковый ремонт, 20 судов находятся в различной стадии восстановительных работ. Требуются умелые рабочие руки и светлые головы — судоремонтники, судостроители, корпусники, сварщики, токари. Готовы брать на практику студентов после первого курса, они смогут применить полученные знания на производстве.
Сегодня на ЛСРЗ развито наставничество, квалифицированные специалисты обучают новичков на рабочих местах, затем заводская комиссия присваивает им разряды.
Его поддерживает начальник управления персоналом Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Ирина Кондратенко.
— ДЦСС – дочернее предприятие объединенной судостроительной корпорации. Оно решает задачи государственной важности, связанные с развитием научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса, реализацией проектов строительства судов и военной техники для освоения шельфа РФ. В его составе несколько заводов, в том числе и Дальневосточный – «Звезда». В настоящее время на этом предприятии совместно с немецкими партнерами устанавливаем новейшее оборудование. Судостроительная отрасль становится более технологичной, поэтому и уровень специалистов должен быть высоким. Многие рабочие сегодня имеют степень бакалавра, потому что обязаны не только хорошо трудиться руками, но и знать немало компьютерных программ. ДЦСС планирует финансово поддерживать и будущих специалистов – назначать именные стипендии, и бакалавров.
Наш центр уделяет особое внимание программам подготовки специалистов в области судостроения и судоремонта, сотрудничает с ведущими учебными заведениями Дальнего Востока, прежде всего с ДВФУ. Действуют три программы подготовки кадров: краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная. Первая — предполагает обучение на рабочих местах совместно с зарубежными партнёрами, которые в совершенстве владеют этим оборудованием. Отечественные специалисты должны приступить к работе с января 2013 года.
По среднесрочной программе после двухгодичного обучения в ДВФУ лучших студентов будем готовить на своей базе, и после четвертого курса вчерашний студент будет хорошо знаком с производством, точно определится с профессиональным выбором, будет иметь трудовой контракт. Он сможет участвовать во всех социальных и грантовых проектах, работать в зарубежных судостроительных компаниях. Одного из находкинских молодых специалистов пригласили четыре иностранных предприятия: в Германии, Южной Корее, Китае. Долгосрочная программа разработана для повышения профессионального уровня кадрового резерва предприятия по индивидуальным учебным проектам.
До 2020 года только на Дальневосточный завод «Звезда» необходимо привлечь свыше семи тысяч специалистов. Для них в Большом Камне строятся жилые микрорайоны со школами, детскими садами, спортивными и игровыми площадками. Для молодых специалистов наших предприятий предполагают большие льготы по ипотеке и прекрасные перспективы профессионального роста. Поэтому будущим выпускникам школ следует хорошо подумать, прежде чем отдавать предпочтение гуманитарным предметам на ЕГЭ. Сегодня Россия делает ставку на точные науки, — считает Ирина Николаевна.
Представители Находкинского и Приморского судоремонтных заводов в своих выступлениях ещё раз подчеркнули востребованность корабелов на предприятиях Приморья. Работодатели «выстраиваются в очередь», а выпускники не торопятся выбирать профессию инженера.
Готовить студентов со школьной скамьи
— такую задачу решает сегодня Инженерная школа ДВФУ совместно с ДЦСС. Первый специализированный «кораблестроительный» класс в Находке с углубленной предметной подготовкой предполагается открыть на базе школы № 25 «Гелиос», с которой у вуза долгосрочное сотрудничество.
— Следующие поколения судостроителей нужно формировать в школе. Абитуриенты должны быть подготовлены к сложным образовательным программам вуза. Для этого необходимо усилить подготовку учащихся специализированных классов по физике, математике, информатике, ввести черчение – инженерную графику, чтобы студентам не объяснять азбуку этого предмета, а сразу переходить к компьютерному моделированию морских объектов. Преподавать будут доценты и профессора ДВФУ. Большинство преподавателей пройдут стажировку в престижных зарубежных вузах и на предприятиях мирового уровня. Мы приложим максимум усилий, чтобы наши выпускники помогли вернуть России статус великой морской державы, — заверил Константин Викторович Грибов.
Подготовила Лолита МУЗЫКА