31 мая отметили свой профессиональный праздник инспекторы по делам несовершеннолетних. В чем специфика работы? Кто ее выполняет? С какими трудностями приходится сталкиваться? Об этом рассказала старший инспектор по делам несовершеннолетних ОМВД России по городу Находке майор полиции Оксана Волвенкина (на фото).
— В отделе служат семь женщин-инспекторов. Все опытные, преданные своему делу профессионалы. Каждая сотрудница — психолог и педагог одновременно. В работе ценится способность понимать и убеждать, причем не только ребят, но и их родителей. Опытный инспектор умеет вызвать подростка на разговор, не опускаясь до уровня уличного сленга и не включая менторский тон.
Спокойной нашу службу не назовешь. Иногда бывает очень тяжело, особенно если в ночное время суток приходится заниматься поиском пропавшего ребенка или разбираться со случаями преступных посягательств на детей. Но лично мне моя работа нравится, и то же самое я могу сказать о других инспекторах нашего отдела. Без любви к своему делу, к детям, в нашей профессии долго не задержишься.
Вот обычная история. Во время очередного рейда навестили одну неблагополучную семью. В доме грязь, тряпье на полу, паутина по углам, запах мочи и перегара, а в куче мусора копается двухлетний малыш… Как я тогда, пять лет назад, впервые взяла его на руки, так вот до сих пор и нянчусь с ним. Он больной весь был, мать его толком не кормила: своего молока у нее не было, а детское питание не покупала, предпочитая тратить пособие на алкоголь. Я решила взять ребенка под личное шефство. В результате проведенной работы мама перестала пить, занялась воспитанием малыша, а затем одумался и отец — устроился на работу. А я до сих пор по старой привычке продолжаю навещать своего, теперь уже бывшего, подопечного.
Выражение «чужих детей не бывает» инспектор ПДН понимает в буквальном смысле. У нас в отделе всегда стоит одноразовая посуда, потому что в любой момент в гости может наведаться кто-либо из подопечных. Как только на горизонте отдела замаячит голова очередного нашего сорванца, первым делом бежим в магазин. Ведь некоторым из них так редко перепадают вкусняшки.
Помогаем деткам также одеждой, книжками и игрушками. Они лишены всего: материнской ласки, отцовской заботы, теплой постели… Они не знают, что такое беззаботное детство. Многие из ребят уже с двенадцати-тринадцати лет начинают подрабатывать. На заработанные деньги покупают продукты домой.
Удивительно, но в большинстве случаев состоящие на учете подростки с большой заботой и любовью относятся к своим родителям. Часто вспоминаю Алешу. Его мать была пропойцей, и каждый раз, когда мы приходили к ним домой, чтобы составить протокол об административном правонарушении за ненадлежащее воспитание ребенка, мальчик не пускал нас домой, плакал, говорил, что мама у него очень хорошая, заботливая, не пьет, а сейчас очень устала и ее не надо будить.
К слову, в 2012 году в городском округе было собрано и направлено в прокуратуру пять дел на нерадивых родителей. В прошлом году родительских прав были лишены семь человек. В основном детей стараемся оставлять в семье, назначив опекуна – чаще всего бабушку с дедушкой либо других родственников. В случаях, когда родственников нет, а родители беспробудно пьют или употребляют наркотики, ребенок направляется в реабилитационный центр «Альбатрос», а потом в детский дом.
Сами родители по-разному относятся к известию о том, что их собираются лишить родительских прав. Для некоторых это большая трагедия, которая действует на них отрезвляюще, кто-то только рад избавлению от лишней обузы, мешающей устраивать личную жизнь. А есть и такие, кто сам пишет отказ от ребенка.
Дети тоже по-разному реагируют на перспективу жить отдельно от мамы и папы. Повторюсь, но многие дети любят своих родителей, пытаются им помочь. А некоторые настолько напуганы их поведением (случаи физического насилия), что со слезами на глазах просят нас не отправлять их обратно домой.
Инспекторы пытаются, по мере возможности, исправить что-то в судьбах и душах несчастных чад, уберечь от скользкой дорожки. Подразделения по делам несовершеннолетних – последний защитный рубеж для таких детей.
Подготовила Оксана ДАНИЛЬЧЕНКО, фото Юрия БОДУХИНА