Успешная рыбалка в море начинается с берега

Приморский рыбохозяйственный совет подвёл итоги главной «житницы» дальневосточных рыбаков — охотоморской минтаевой путины. Результат неплохой — предприятия края в общем добыли 290 тысяч тонн минтая, освоили 82 % выделенных квот. Остаток лимитов будет перенесён на осенне-зимний период. Промысел вели 98 рыбодобывающих судов, из которых 48 — крупнотоннажных. Из 33 предприятий, имеющих квоты на добычу минтая, 26 полностью их освоили, в том числе и Находкинская БАМР. Подробнее о результатах охотоморской экспедиции «НР» рассказал первый заместитель генерального директора по управлению флотом ОАО «Находкинская БАМР» Сергей ЮРТАЕВ.

  •  Сергей Георгиевич, каких результатов в Охотоморье добилось ваше предприятие, есть ли отличительные особенности нынешнего сезона?

— Лимиты на вылов минтая, выделенные в Петропавловско-Командорской, Северо-Курильской и Охотоморской подзонах, нашим флотом выбраны полностью. В целом предприятие выловило здесь более 57 тысяч тонн. Наука снизила общедопустимый улов (ОДУ) по Охотскому морю, в связи с чем уменьшение лимитов БАМРа по сравнению с прошлым годом составило 4,5 тысячи тонн.

На промысле минтая с начала и до завершения путины работало девять судов, и ещё два траулера — «Антарес» и «Кремень» — рыбачили примерно по месяцу. Отличительные особенности — промысловая обстановка на этот раз была крайне сложной. В некоторых районах долго держалась тяжёлая ледовая обстановка, часто бушевали сильные шторма, которые срывали рыбалку и вынуждали преодолевать немалые расстояния, чтобы спрятаться в укрытие для выполнения перегрузочных операций. Если сравнивать с прошлыми годами, то в нынешнем в Охотоморье, наверное, тяжелее было работать в два раза. Скорее всего, по этим причинам миграция и подход рыбы на нерест изменились. Основная масса преднерестового минтая была вынуждена скапливаться в заливе Шелехова, где также отмечалась тяжёлая ледовая обстановка, и взять его по этой причине было очень сложно.

Но мы в какой-то мере предугадали эти обстоятельства, более тщательно подготовившись к экспедиции: установили на добывающем флоте новейшую поисковую аппаратуру, с капитанами судов детально проработали вопросы по эффективному использованию промвооружения, провели соответствующую учёбу и инструктажи со специалистами технологических линий. А самое главное, в течение всей путины непосредственно на месте мною осуществлялось прямое руководство экспедицией. Результат таких действий очевиден — все экипажи выполнили плановые показатели, а по некоторым позициям даже перевыполнили.

Если в прошлом году среднесуточный улов на судно составил 68 тонн, то в нынешнем этот показатель возрос до 89 тонн. В целом за экспедицию на наших судах выпущено 2,5 тысячи тонн минтаевой икры экспортного исполнения. В сравнении с другими дальневосточными рыбопромышленными предприятиями БАМР стал лидером по качеству изготовления этого продукта, а по результатам путины пять наших судов по этому показателю вошли в десятку лучших по дальневосточному бассейну. Всё это ещё раз подтверждает, что успех в море начинается с берега.

  •  Второй год подряд во время охотоморской путины вы оставляете кресло руководителя и вместе с экипажами выходите в море, чтобы рыбалку контролировать уже с капитанского мостика. Что это даёт?

— Прежде всего, возрастает ответственность и дисциплина среди капитанов и экипажей по соблюдению законности и Правил рыболовства, есть возможность оперативно решать все возникающие вопросы на месте, и, наверное, самое главное — показать капитанам, как можно работать эффективно. Нет сомнения, все они опытные рыбаки, но, как известно, учиться никогда не поздно. Я считаю себя прежде всего капитаном. В этой должности отработал 17 лет, неплохо изу-чил принципы лова, районы промысла и повадки рыбы, могу дать рекомендации, но и сам чему-то учусь.

Учёба — процесс бесконечный. Последние два года с целью совершенствования капитанов и технологов судов на берегу регулярно проводятся еженедельные семинары, где изучается законодательная база, поднимаются вопросы по более эффективной эксплуатации промвооружения, технологическим процессам, рассказывается о новинках в рыбоперерабатывающем судовом оборудовании, поисковой аппаратуре. Словом, рассматривается большой спектр вопросов. Результат этой работы, как говорится, налицо — капитаны стали более тщательно проводить подготовку судов и членов экипажей к рейсам, у людей возросли ответственность при выполнении своих обязанностей, производительность труда и техника безопасности.

  •  — Какой экипаж получил самые высокие результаты в этой путине?

— Тот, среди которого находился я. Действительно, экипаж БМРТ «Механик Брызгалин» добился в этой экспедиции самого высокого результата — выловил восемь тысяч тонн минтая. Особая благодарность командному составу траулера, который отработал со мной в рейсах более десяти лет. По-прежнему дисциплинирован, требователен к себе и подчинённым и хорошо знает мой принцип подхода к работе в море. Не помню, чтобы какое-то бамровское судно за такой короткий период работы в море (два с половиной месяца) на изготовлении филе могло взять столько рыбы и переработать её.

Выпуск продукции глубокой переработки — совершенно другая культура производства, другие требования, здесь нужен более тщательный и строгий подход, больше средств и времени, нежели при выпуске минтая обезглавленного. Кстати, в этой экспедиции в море работали два ведущих специалиста технологического отдела, которые контролировали соблюдение технологической дисциплины при выпуске продукции, и особое внимание было к тем судам и экипажам, которые работали на выпуске филе впервые. Отсюда такая высокая оценка нашей продукции на мировом рынке.

  • — Были серьёзные поломки в море?

— Крупных не было. На всякий непредвиденный случай в районе промысла был организован оперативный штаб, куда вошли механики-наставники и ведущие специалисты по промышленному вооружению. В экстренных случаях они направлялись на неисправное судно и помогали устранять технические неполадки. Считаю, это правильный и эффективный метод работы.

  •  Какой по итогам рейса сложилась зарплата, к примеру, у матроса?

— На БМРТ «Пелагиаль», находившегося в море 170 судо-суток, зарплата матроса первого класса, отработавшего полностью весь рейс без нарушений трудовой дисциплины и технологических процессов, составила в среднем в месяц 63 тысячи рублей. На днях будем подводить итоги по «Николаю Чепику», который отработал в рейсе 160 судо-суток.

Рейсы некоторых судов всё ещё остаются большими, но предпринимаем меры, чтобы сократить их. Сейчас БМРТ «Николай Чепик» и БМРТ «Пелагиаль» пришли на смену экипажей в БАМР. А перед Новым годом замену людей на этих судах сделаем в Петропавловске-Камчатском, и после пятимесячного рейса домой доставим их самолётом. Это выгодно предприятию и удобно экипажам. Если бы эти суда шли в Находку, а потом обратно на Камчатку своим ходом, потребовалось бы месяца полтора дополнительного времени. Ищем другие пути по снижению продолжительности рейсов, правда не всё получается так, как хотелось. Уже на первых порах столкнулись с проблемой нехватки специалистов. К примеру, БМРТ «Пелагиаль» уже неделю назад мог выйти в рейс, а мы до сих пор не можем до конца укомплектовать его экипаж — нет сменного механика-наладчика технологического оборудования, электромеханика.

  •  Как намерены решать кадровую проблему?

— Эффективнее работаем на промысле, добывая больше рыбы в меньшие сроки, увеличиваем зарплату рыбакам. Плотно сотрудничаем с администрацией Дальморучилища. В частности, в нынешнем году берём на практику 15 курсантов. В планах — заключить с ДМУ долгосрочный договор по подготовке специалистов для нашего предприятия.

  •  Сергей Георгиевич, в последние годы БАМР серьёзно работает над модернизацией флота. Есть задумки выпускать уже и филе «Дипскин», пользующееся высоким спросом на мировом рынке.

— Это действительно так. В нынешнем году на одном из наших траулеров будет установлено современное технологическое оборудование по производству продукции нового поколения — филе «Дипскин». Это чистое мясо, которое получается в процессе глубокой переработки и не имеет слоя подкожного жира. Благодаря своим качествам оно высоко ценится на мировом рынке, и спрос на него значительно выше, чем на обычное филе минтая.

Обновляется не только технологическое, но и навигационное оборудование, поисковая аппаратура, начинаем применять на промысле современные материалы. Провели ряд мероприятий по организации досуга рыбаков на флоте. Так, по решению генерального директора Олега Михайловича Дарькина все бамровские суда в ближайшее время будут оснащены спутниковым телевидением, способным принимать 47 каналов. В частности, на БМРТ «Капитан Масловец», БМРТ «Николай Чепик» и БМРТ «Механик Брызгалин» уже установлены спутниковые «тарелки», на что израсходовано из бюджета акционерного общества два миллиона рублей. До конца года спутниковым телевидением будут оснащены ещё шесть траулеров, а в будущем году это оборудование будет установлено и на остальных семи судах.

В текущем году планируется существенно обновить судовой библиотечный фонд. Первые восемьдесят книг современных писателей уже направлены в кают-компании траулеров, в ближайшие дни на флот поступит ещё одна партия художественной литературы. По решению генерального директора обновление книжного фонда теперь будет осуществляться каждые полгода.

  •  Весь флот возвратился из Охотоморья к родным берегам?

— В Находку пришли только БМРТ «Пелагиаль» и «Николай Чепик», остальные ещё на рыбалке. «Аэронавт» и «Капитан Масловец» после экспедиции ремонтируются в Даляне, потому что на Дальнем Востоке России практически не осталось судоремонтной базы, да и качество работ наших судоремзаводов, к сожалению, не соответствует тем деньгам, которые рыбаки вынуждены платить за их услуги. Нередко после ремонта в отечественных СРЗ в море возникает масса проблем, а иногда снова приходится становится в ремонт какого-нибудь иностранного СРЗ.

  •  Сергей Георгиевич, в каких районах промысла будет работать бамровский флот до конца года?

— На Северных Курилах на добыче кальмара. В прошлом году рыночная цена на него существенно возросла, поэтому работать на промысле головоногого моллюска стало выгодно. Ближе к середине лета часть судов отправим к берегам Японии на лемонему, будем ловить в Охотском море сельдь, в Беринговом — минтай. В 2009 году наш флот успешно сработал на приёмке лосося у берегов Камчатки, в следующем году подход рыбы был кратковременным, и удача не улыбнулась. Но в августе текущего года снова планируем выставить на приёмку лосося в район Восточной Камчатки два траулера — «Ардатов» и «Антарес». В ближайшей перспективе есть задумки возродить огороды марикультуры, которые в прежние времена были хорошим подспорьем для предприятия. Но это всё пока только планы. Как говорится, время покажет.

Записал Владимир ПАНТЮХОВ
 
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.