…Каждый раз алые паруса появляются так неожиданно, что невольно ахаешь: неужели пришедшие к нам из детства и книги Грина сказочные мечты могут быть явью? Но шхуна с алыми парусами на морской глади – не сон, а привычный пейзаж на набережной Гонконга. На ней катают состоятельных туристов, желающих пройти под парусом через пролив, отделяющий деловой остров Гонконг от полуострова Кунлун – «территории девяти драконов». И всяк пришедший сюда, чтобы увидеть «Аллею звезд», знаменитую своим количеством автографов, слепками рук и ног, скульптурами самых популярных кинозвезд, может восхищаться этой романтической красотой. И не только ею. Здесь, в самом сердце одного из самых загадочных городов планеты, ближе к вечеру собираются тысячи людей – в основном гостей, чтобы полюбоваться яркими красками не менее знаменитого лазерного шоу. Пронизывающие лучи с высоты деловых небоскребов и пляска разноцветных огней на зданиях набережной вспыхивают каждый вечер в любую погоду и в течение 15 минут дарят зрителям ощущение праздника. А без этой радостной волны на душе знакомиться с Гонконгом нельзя.
– Я рад, что у вас во Владивостоке мост через бухту скоро откроют для людей. Отлично, что его наконец-то построили. Мост даст городу вторую жизнь. По крайней мере, у нас в Гонконге это так.
Наш гид с русским именем Саша за грандиозной стройкой в Приморье, как выяснилось, внимательно следит по Интернету. В нашем крае был много лет назад, изучая русский. А смысл его утверждения стал скоро понятен и нам – в Гонконге много мостов, и они действительно объединяют в единое целое разбросанный по континентальной части и многочисленным островам город на море.
Поставив их сооружение еще лет 20 назад на поток, гонконговцы пошли дальше. Создали, по мнению экспертов и туристов со всего света, самое лучшее в мире метро с точки зрения сервиса, простоты и удобства пользования, демократичности цен за проезд. С помощью японских строителей прорыли километровые туннели под водой, увидеть которые — уже удовольствие. Открыли сотни маршрутов морских «трамваев», по которым паромы снуют по расписанию каждые 15-20 минут с ценовой копеечной политикой. Ежегодно закупают в далекой Англии новые двухэтажные автобусы для городских маршрутов – их на всех улицах великое множество. Гонконг для автозаводов туманного Альбиона – самый большой и постоянный заказчик. Дали «зеленый» частным такси – они ждут пассажиров на каждом углу. И… освободили жителей мегаполиса от необходимости иметь собственный автомобиль.
В городе с численностью населения более семи миллионов человек зарегистрировано менее 500 тыс. личных автомашин. Жители Гонконга ездят на работу и по своим делам на общественном транспорте, и им есть из чего выбирать. И столица территории с особым статусом автономии от этого выигрывает во всем — нет пробок на дорогах, загазованности воздуха, не проблема быстро добраться от центра до отдаленных современных жилых микрорайонов, напоминающих несбыточную мечту россиян жить с комфортом и в зеленом оазисе. Для туристов, знакомых с английским, пользоваться этими преимуществами — великое благо. От этого город с вековой историей становится ближе и понятнее.
С незапамятных времен земли нынешнего Гонконга принадлежали китайцам, их первые поселения появились здесь более двух тысяч лет назад. Европейцы открыли их, продвигаясь на восток в поисках новых территорий, способных обогатить Европу. Английские корабли зашли в глубокую и хорошо защищенную бухту острова Гонконг, чтобы переждать шторм. И открыли место, где можно покупать по бросовой цене пряности и сандаловое дерево. Гавань получила название «Ароматная бухта». И сохранила его в нынешнем кантонском диалекте китайского языка – Абердин.
С тех пор Гонконг становится ареной бесконечных споров за право владения между Китаем и Англией, «опиумных» войн за право завозить и продавать здесь наркотики. Во второй половине 19 века, в 1898 году, английское правительство получило от ослабленной войнами императорской Поднебесной в аренду на 99 лет прилегающие с севера к полуострову Кунлун обширные материковые территории и 262 острова, включая остров Гонконг. Приобретение получило название «Новые территории и внешние острова». Нужно отдать колонизаторам должное — они сделали очень много для их развития и процветания.
К концу 19 века Гонконг стал одним из крупнейших портов Азии и одной из самых успешных британских колоний. Городу было суждено в годы второй мировой войны пережить японских милитаристов, разрушивших экономику и посеявших голод. Вторая волна возрождения и расцвета пришлась на вторую половину 20 века, когда Англия после победного 1945-го сохранила здесь свои позиции. В 70-х годах прошлого века Гонконг уверенно вышел на позиции международного центра ведения бизнеса, активно застраиваясь современными небоскребами банков, деловых и торговых комплексов, многоэтажными жилыми домами. В 1984 году Великобритания и Китай подписали соглашение о возвращении всего Гонконга под юрисдикцию КНР с концепцией «одно государство – две системы» и закреплении за колонией автономии и существующей системы управления еще на полвека, начиная с 1997 года, когда заканчивался срок долгой аренды. Сохранена валюта — гонконговский доллар, покупательская способность которого значительно ниже доллара США. 15 лет уже прошло.
На китайском языке в сегодняшнем Гонконге не говорят. У жителей свой, кантонский диалект, разительно отличающийся от «материкового». Граждане КНР могут приехать в Гонконг по визе, которую им не так просто получить от местных властей. «Рабочую» визу, гарантирующую трудоустройство, получить вдвойне сложнее. Куда охотнее такие приглашения на работу выдают выходцам стран Ближнего Востока и Индии. Их здесь очень много, и это экономически оправдано. Платят им меньше, соцгарантий, обязательных для коренных жителей, тем более. Туристы Поднебесной чаще всего приезжают в Гонконг транзитом, направляясь в игорную Мекку Азии – Макао. С чемоданами денег они просиживают в казино сутками в надежде выиграть миллионы. Напрасно.
В Макао гиды сообщают о таких победах на зеленом сукне как о событиях редких и запоминающихся. Например, о выигрыше 40 тыс. долларов США жителем Казахстана месяцем раньше трубили все местные СМИ. Знаете почему? Потому что победителя владельцы казино отправляют в Гонконг на вертолете прямо с крыши знаменитого на весь мир отеля «Венеция». От панорамы Гонконга в ясную погоду с высоты птичьего полета, как сообщил наш всезнающий Саша, просто дух захватывает. А известна «Венеция» благодаря самому большому игровому полю – 600 игорных столов на одном этаже, самому большому числу комфортабельных номеров отличного отеля, лучшим вариантам сети магазинов «Дьюти фри», шикарному оформлению здания в духе парижского Версаля, вечерней подсветке сказочного замка. Увидеть и «умереть» в Мокао едут со всего света.
Большинство же российских туристов устремляются в Гонконг за зрелищами и впечатлениями на туристических маршрутах и картинками с натуры. Благо, что безвизовый режим с оформлением визы прямо в аэропорту Гонгконга и относительно невысокие цены на авиабилеты и гостиницы делают такой маршрут гораздо более доступным, чем, скажем, года два назад. И ожидания увидеть необыкновенное и интересное, поучительное и захватывающее оправдываются в полной мере.
Гонконг великолепен, что бы в нем ты ни смотрел. Когда-то английские моряки называли его восточной жемчужиной. И сегодня, спустя тысячелетия, он не утратил этот неофициальный статус. Здесь самая высокая в мире статуя Будды в горных отрогах, куда добраться можно только по канатной высотной дороге. Получасовое путешествие по ней дает полное представление о растительности субтропиков, в зоне которых находится Гонконг. В это заповедное и святое место приезжают издалека, чтобы поклониться и попросить у Будды прощения и благополучия. Многотонную скульптуру высотой более 30 метров доставляли на вершину частями и собирали уже на месте. Символично, но взгляд Будды обращен на север – Китай. По этой причине его прозвали самым политичным Буддой Азии. Что, впрочем, не мешает, паломникам, исповедующим буддизм, искренне поклоняться божеству. 240 ступенек, ведущих к нему, нужно обязательно прошагать, чтобы почувствовать, как трудна дорога к небу и как важно преодолевать трудности.
Канатные дороги можно смело назвать вместе с мостами еще одной визитной карточкой Гонконга. Без нее невозможно представить себе, например, известный в Азии оушен-парк. Огромный природный парк от входа до последних аттракционов, а они высоко в горах, можно преодолеть либо в подземной электричке, но ничего не видно по пути, либо на канатке, дающей полный обзор окрестностям. Самый большой подводный мир морских обитателей потрясает разнообразием, а количество аттракционов, зон для отдыха делает его поистине идеальным местом для семейных вылазок в выходные и праздничные дни, где одинаково комфортно и детям, и взрослым. А вечером великолепные фонтаны заиграют в разноцветных лучах подсветки. Разве можно это пропустить?
А еще здесь есть пик Виктория, с высоты которого остров делового Гонконга «лежит» в твоей ладони, единственный действующий японский храм с великолепным парком рядом, Дисней-парк как великолепный город детской сказки, птичий рынок с его гомоном южных певчих и самый большой в городе цветочный рынок, где огромная охапка роз стоит примерно столько же, сколько скромный букет в любом цветочном магазине Находки. Есть самый длинный в мире эскалатор под открытым небом, музеи, ботанический сад, «рыбацкая деревня» на акватории бухты, утопающие в зелени и цветах с открытыми бассейнами жилые комплексы, куда полезно зайти и увидеть, как можно благоустраивать дворы и культурно отдыхать. Туркомпании предлагают десятки очень интересных маршрутов. Но Гонконг обязательно нужно посмотреть самому в свободное время, вечерами, когда ты неспешно идешь и наслаждаешься увиденным. Абсолютная неповторимость картинок с натуры и безопасность походов. Гонконг разнообразен в любой мелочи. Хотя разве можно назвать мелочью то, без чего человек не может обойтись?
Наталья ВОТЧАЛ