Стар, да удал — за двоих стал

На территории ООО «Рыболовецкий колхоз «Тихий океан» много лет работает механический цех. Последние 11 лет его возглавляет Надежда Дмитриевна Барсамова, опытный специалист и талантливый руководитель, отдавшая судоремонту в общей сложности почти четыре десятка лет.

Мехцех — подразделение для предприятия жизненно важное. Несмотря на то, что у рыбоколхоза нет ни слипа, ни дока, весь собственный флот из года в год проходит здесь полный межрейсовый ремонт. В корпусном, трубопроводном, токарном, станочном и на участке по восстановлению палубных механизмов занято всего 15 человек. Но этот небольшой коллектив делает завидные объёмы. Здесь ремонтируются брашпили, насосы, компрессоры, траловые лебёдки, выполняются несложные трубопроводные и корпусные работы, на которые имеется разрешение и аттестат Регистра. Судоремонт — весьма затратная часть содержания флота, поэтому выполнять его собственными силами для рыбаков значительно дешевле. А качество работ — не уступает уровню судоремзаводов.

— Как вам работается одной в мужском коллективе? — спрашиваю Надежду Дмитриевну.

— В молодости были некоторые трудности, теперь даже и не замечаю того, что я одна среди мужчин, — рассказывает она. — Более того, в мужском коллективе, особенно женщине-руководителю, работается гораздо легче, чем в женском. При мне они практически не сквернословят, дисциплинированны. Когда пришла в цех, иногда тут были выпивки. Теперь даже дни рождения празднуем без спиртного, в основном со сладостями. Раньше думала, что мужчины не любят сладкого, а сейчас вижу, что они не хуже женщин разбираются в тортах и конфетах.

Лет восемь-десять назад в цехе часто были авралы, людям приходилось задерживаться после рабочего дня или выходить на производство ночью, чтобы к утру подготовить сейнер для прибрежной рыбалки. Сейчас производственный процесс выстроен иначе. Если рыбаки заметили какой-то сбой в работе механизмов или узлов, стараются поставить судно в ремонт заранее, чтобы дело не дошло до сложной аварии. За столько лет обслуживания все колхозные пароходы в цехе знают практически наизусть.

— Коллектив у нас дружный, работоспособный, хотя в основном состоит из пенсионеров. Это опытные кадры, на которых держится наше производство. Порой они работают эффективнее молодых. В народе говорят: стар, да удал — за двоих стал. Это о них. Пенсионер сделает необходимые замеры или шаблоны с ходу и точно, а молодой иногда ходит по несколько раз, — рассказывает Надежда Дмитриевна. — Никифоров Александр Сергеевич устроился в рыбколхоз около сорока лет назад. Ходил в море мотористом на СРТ «Ригулди», работал в Охотском море на промысле минтая, сельди, на разнорыбице в прибрежном лове. Год за годом отдал морю два десятка лет. В 2004-м списался на берег, перешёл в бригаду дизелистов мехцеха слесарем-судоремонтником, а спустя два года вышел на пенсию, но продолжает трудиться. За безупречную работу в своё время был награждён медалью «300 лет российскому флоту» и Почётной грамотой министра морского флота, имеет звание ветерана труда. Сын Сергей трудится в «Тихом океане» вторым штурманом на СТМ «Экарма-2».

— Меня иногда спрашивают: «И что это тебе, Сергеич, не сидится дома? Лежал бы спокойно на диване, читал книги, ходил на рыбалку и жил в своё удовольствие…» Хотя все прекрасно понимают, что сейчас, если не работать, на одну пенсию не протянешь. Я им так отвечаю: «Пока я работаю, в движении — значит живу. Как только выбился из этой колеи — жизнь в нашем возрасте быстро заканчивается. Поэтому руководство колхоза дорожит нами, а мы дорожим работой».

Примерно на год раньше устроился в рыбколхоз и его напарник, коренной ливадиец Владимир Григорьевич Кушнарёв. Это потомственный рыбак из династии с богатейшей историей. Его отец Григорий Фёдорович работал в «Тихом океане» матросом, потом боцманом ещё на немецких сейнерах. Мама Антонина Яковлевна трудилась в цехе сетепосадки, брат Геннадий был парторгом, а потом несколько лет отходил в море на рыбодобывающих судах, сестра Валентина работала в колхозной библиотеке, несколько лет ходил в море рефмашинистом и сын Владимира Григорьевича — Григорий. В общей сложности Владимир Кушнарёв отдал морю чуть больше десяти лет.

— Романтики в этой работе, конечно, мало, — рассказывает он. — Раньше намного больше было ручного труда на флоте, а про МРСы и РС даже и говорить не хочется. Но я вспоминаю это время как один из лучших периодов моей жизни. Работать было интересно, люди были другие, наше поколение находило идеалы, ставило цели и достигало их. Особенно запомнилась добыча палтуса в Беринговом море. За ним ходил шесть рейсов. За один замёт поднимали на борт по 10-15 тонн. В месяц экипаж добывал и морозил по 400 тонн, а за рейс выходило по тысяче тонн. Порой фабрика СТРа уже не успевала обрабатывать, и приходилось на время останавливать промысел. Колхоз продавал государству эту ценную рыбу всего-то по 21 рублю за центнер, а в магазинах она стоила куда дороже. Мы же на судне готовили и ели палтус в разных видах. Одним словом, душу отвёли.

За добросовестный и многолетний труд Владимир Григорьевич Кушнарёв был награждён медалью «300 лет российскому флоту», ему присвоено звание «Ветеран труда». С 1980 года и до сих пор трудится слесарем-судоремонтником в механическом цехе, последние три года — на пенсии. После работы или в выходной день не прочь сходить на рыбалку, половить корюшку, навагу, камбалу, краснопёрку… Правда, летом на это всё меньше остаётся времени, уж слишком много работы в частном доме.

Газоэлектросварщик-трубопроводчик Виталий Нерпин отдал колхозу почти 20 лет. Приняли по третьему разряду, сегодня работает уже по шестому, выполняя работы различной сложности и степени опасности, добираясь до самых укромных уголков судовых механизмов. Одни хитро изогнутые аммиачные фреоновые трубки коптильной и рефрижераторной установок чего только стоят. Варить медные тонкостенные трубки — работа не только ювелирная, но и тяжёлая.

— Иногда так наползаешься, что невольно думаешь: уж лучше б я крутил гайки, — говорит Виталий Иванович. — Жаль, в цехе других газоэлектросварщиков нет и переложить свои обязанности не на кого.

До пенсии Виталию Нерпину ещё два года, но уходить с производства на заслуженный отдых, как и его товарищи, не собирается.

— Буду трудиться, пока есть силы. Сами знаете, на пенсию прожить сегодня очень сложно. Даже при том, что у меня с женой есть дача, где выращиваем практически всё, регулярно хожу на рыбалку, но средств на проживание не хватает. Поэтому работой в цехе дорожу. Да и куда я без коллектива? А народ у нас в цехе замечательный, — сказал собеседник.

Чтобы расширить спектр работ, года два назад рыбоколхоз в дополнение к другому оборудованию приобрёл долбёжный станок. Теперь судоремонтники сами могут выполнять разные технологические операции, например, делать шпон-пазы на внутренней поверхности шкивов, втулки и др. До этого такие заказы приходилось отдавать на Ливадийскй СРЗ и платить за это немалые деньги. Время от времени в цехе обновляется и другое оборудование. Всё это делается для того, чтобы, выполняя судоремонт собственными силами, экономить значительную часть денег, выдерживать сроки и качество работ.

— По результатам работы в прошлом году «Тихий океан» переработал за экспедицию историческое количество рыбы лососевых пород — 2100 тонн. Четыре наших СТРа и РКМРТ «Григорий Буря» вовремя и полностью выбрали все квоты в открытых морях и на прибрежном промысле. Неплохо сработал флот и в нынешней Охотоморской минтаевой экспедиции. СТР «Экарма-2» в настоящее время находится в Беринговом море на добыче минтая. За три дня экипаж заморозил 40 тонн рыбы. На приёмку красной рыбы вовремя выставили СТР «Кирово» и РК МРТ«Григорий Буря». Задачи по успешной рыбалке удаётся решать благодаря в том числе слаженной и профессиональной работе судоремонтников механического цеха, за что огромная им благодарность, — подытожил генеральный директор ООО «Рыболовецкий колхоз «Тихий океан» Сергей Малявин.

Владимир ПАНТЮХОВ
На снимках: Надежда Барсамова; (слева направо) Владимир Кушнарёв, Виталий Нерпин, Александр Никифоров
Запись опубликована в рубрике Поздравляем!. Добавьте в закладки постоянную ссылку.