У рыбака одна звезда

Андрей Семёнович Леонов – человек в Находкинской БАМР известный. Капитанов на предприятии не так уж и много, и он – один из лучших. В конце августа прошлого года торжественно встречали из длительной экспедиции экипаж БМРТ «Астроном», возглавлял который Андрей Леонов. Много тёплых слов было сказано в адрес капитан-директора и его команды, добывших и переработавших за рейс более 16 тысяч тонн рыбы. Это был один из лучших производственных показателей по акционерному обществу.

Андрей Леонов – коренной находчанин. В 1987 году окончил ДМУ и по распределению пришёл в БАМР. Первое судно – РТМ «Южноморск». В 2007-м закончил Дальрыбвтуз, получил диплом и буквально сразу его назначили капитаном БМРТ «Астроном».

— Первый самостоятельный рейс – всегда волнующе, — рассказывает Андрей Семёнович. – Начинаешь отчётливо понимать, что ответственность за выполнение рейсового план-задания, за людей и судно лежит не на ком-то другом, а именно на тебе. Он длился полгода, сработали нормально. Потом ходил в экспедицию на РТМ «Кремень». И каждый последующий мой поход в море по экономическим показателям был лучше прежнего.

Так год за годом Леонов (на снимке справа) отдал предприятию четверть века. На его глазах БАМР пережила трудные 90-е, перелом начался только с начала 2000-х годов. Последние три года с приходом новой команды менеджеров зарплата рыбаков раз в полгода индексируется на 11-15 процентов. Появились средства на модернизацию и приобретение флота.

К примеру, на «Астрономе», где работал Андрей Леонов в предыдущем рейсе, установили новые тралы калининградского проекта. Их адаптировали под наши условия промысла, и они зарекомендовали себя производительнее и безопаснее прежних. Если пригрунтовые тралы капитану приходилось раз за разом поддергивать, чтобы не порвать, то эти идут ровно. Поменялось на судах и многое другое из промвооружения, навигационной и поисковой аппаратуры, чтобы работать рыбакам было легче. А это всё немалые затраты. Только один тралтек стоит почти два миллиона рублей. Этим оборудованием уже обеспечен практически весь флот ОАО «НБАМР». Тралтеки работают на натяжение ваеров, определяют геометрию и движение трала, улучшают уловистость. Одним словом, всё делается для того, чтобы уловы были богаче, а зарплата рыбаков солиднее.

Особое внимание приходится обращать капитану и его помощникам на готовность судна к работе при выходе из ремонта или подготовке к рейсу. Ведь простой БМРТ в море оборачивается убытками для предприятия в размере 30 тысяч долларов в сутки. Если стармеху не нравится работа, скажем, одного из цилиндров главного двигателя, он докладывает капитану об этом заранее, выделяется удобное время на профилактический ремонт, и таким образом удаётся избежать аварии и простоев. По словам Андрея Леонова, сегодня требования к безаварийной работе флота очень жёсткие.

— В любое время суток, даже глубокой ночью, я могу позвонить замгендиректора по флоту Сергею Георгиевичу Юртаеву по тем либо иным производственным вопросам, и он ещё ни разу не пожурил меня за столь поздний час, — говорит Андрей Семёнович. – Если это в его силах, всегда поможет советом либо распоряжением. Без проблем могу попасть на приём к генеральному директору. Мне нравится такое отношение руководства компании к флоту и людям. Когда начинал работать в БАМРе, на судовых фабриках было много ручного труда, обработчики по щиколотки стояли в рыбьих кишках и головах. Сегодня здесь установлено современное технологическое оборудование, даже ящики с продукцией заклеиваются автоматически. Кругом нержавейка, люди работают в белых комбинезонах. Последние три-четыре года на судне бесперебойно подаётся горячая вода. Если раньше по старинке флот снабжали сухой картошкой, квашеной капустой, солениями да китайской колбасой, которую невозможно было есть, то сегодня раз в полтора-два месяца бамровское транспортное судно доставляет экипажам свежие овощи, фрукты и соки. Однозначно питание на флоте стало намного лучше. Другое дело — насколько в экипаже квалифицированный повар. Кстати, я своего повара Шарапкину Светлану Николаевну никому не отдаю уже много лет.

Сейчас по распоряжению генерального директора на бамровские суда ставят дорогостоящие спутниковые тарелки, способные принимать 47 программ телевидения, чтобы в море можно было и новости посмотреть, и футбол, и другие передачи. Тогда и рейс в шесть-восемь месяцев кажется не таким уж длинным. Кого ни спроси из рыбаков, наверно, каждый из них, не задумываясь, ответит, что работа у них не сахар, тем не менее море с годами сильно затягивает. И не только рублём.

— После длительного отпуска, — говорит Андрей Семёнович, — хочется снова подняться на мостик и с удовольствием дать продолжительный судовой гудок. Море – это уже моя жизнь, моя стихия. Всё чаще и чаще оно снится мне по ночам, а я всё глубже понимаю, насколько неразрывно оно живёт во мне и я в нём.

Связывают рыбака с морем и уйма неповторимых впечатлений. Однажды в районе мыса Гамова довелось Андрею Леонову наблюдать большую миграцию кашалотов, которые сотнями важно проплывали куда-то. Лет десять назад, работая на восточном берегу Японии на промысле лемонемы, рыбаки попали под метеоритный дождь. Красота неописуемая. Кто хоть раз видел полёт трассирующих пуль в ночи – здесь что-то подобное. Только это зрелище в несколько раз ярче и сильнее. И длилось оно с двух часов ночи до рассвета. Весь экипаж вывалил на палубу, чтобы увидеть это потрясающее природное явление. Такого в своей жизни Андрей Леонов больше не встречал.

Запомнился ему и необычный заход солнца по дороге в Сингапур, который ещё раз убедил молодого капитана, что последний луч уходящего расплавленного круга всегда бывает зелёным. А сколько раз их судно окружали резвящиеся киты, касатки, акулы, нерпы, дельфины, Андрей Семёнович уже потерял и счёт. Неоднократно в их трал попадали сельдевые акулы.

— Что для вас значит юбилей БАМРа? — спрашиваю Андрея Леонова.

— Это предприятие воспитало меня как рыбака и довело до капитан-директора. На первых порах в дополнение к зарплате мне и другим молодым специалистам выдавалась ссуда, чтобы мы могли поправить своё материальное положение. Я благодарен БАМРу за постоянную работу и благополучие, которое оно дало моей семье. Оглядываясь назад, нисколько не жалею, что связал всю свою жизнь именно с этим предприятием. Искренне рад, что база выжила в годы лихолетья и продолжает развиваться. Желаю акционерному обществу экономической стабильности, а рыбакам — здоровья, уверенности в завтрашнем дне и богатых уловов.

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.