В администрации округа прошло экстренное совещание руководителей малых находкинских компаний, специализирующихся на перевалке угля, куда были приглашены первый заместитель главы Находкинского городского округа Борис Гладких и транспортный прокурор Находки Андрей Горелов. Предметом разговора стал отказ ДВЖД семи находкинским предприятиям в предоставлении «окон» в июле на прохождение железнодорожных вагонов с углём.
Чёрное золото — источник жизни
Заниматься перевалкой твёрдого топлива в последнее время стало выгодно, отсюда число компаний в этой сфере деятельности с каждым годом растёт. Только в Находке перевалкой угля занимаются 11 терминалов. Увеличиваются и объёмы переработки. Так, по результатам прошлого года российский экспорт угля через морские порты Тихоокеанского бассейна по отношению к предыдущему году вырос на 21 процент и составил более 42 млн тонн. С другой стороны, дефицит морских угольных терминалов уже достиг почти 8-9 млн тонн. Ежегодно в нашей стране добывается порядка 350-400 тонн твёрдого топлива, третья часть которого стабильно уходит за границу. Около трети экспортного угля перерабатывается непосредственно в портах Дальневосточного региона России.
По-прежнему главным импортёром, в том числе и российского твёрдого топлива, являются страны АТР. Только в минувшем году их потребление, к примеру, коксующего угля составило более 800 миллионов тонн при общемировых показателях 1,1 млрд тонн в год. Несмотря на то, что, к примеру, в Японии, Южной Корее, Китае есть неплохие запасы природного газа, эти страны по-прежнему остаются основными потребителями российского угля. Судя по всему, такая тенденции сохранится и на ближайшие годы. Хотя есть предположения, что Япония может несколько сократить использование в промышленности каменного угля, частично заменив его газом. Но, даже если это и произойдёт, она всё равно останется одним из крупных наших экспортёров.
До 2007 года Находка, не считая порта Восточного, перевалкой угля практически не занималась. С ростом спроса на твёрдое топливо на рынке АТР ситуация в последние годы начала кардинально меняться. К примеру, за прошлый год ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» перевалило через свои мощности 2,3 млн тонн, ООО «Стивидорная компания «Малый порт» — 2,5 млн тонн, объёмы мелких компаний колеблются от 30 до 700 тысяч. В целом же находкинские порты за минувший год перевалили через свои мощности 53,5 млн тонн груза, из которых 23 млн приходится как раз на твёрдое топливо. В нынешнем году общий грузооборот наших портов за счёт прироста показателей по углю может возрасти до 57 млн тонн. Таким образом, наш с вами округ уже вышел на первое место в регионе по грузообороту и на третье в России после Новороссийска и Санкт-Петербурга. Со временем, по словам Бориса Гладких, при строительстве новых мощностей по перевалке угля, нефтепродуктов и других грузов Находка может выйти на рекордную отметку — 200 млн тонн в год. Но это далёкие перспективы. А что сегодня?
«Окна» закрыли
В конце июня из управления Дальневосточной железной дороги на находкинские предприятия пришли письма, в которых начальник логистического центра Эдуард Чашков уведомляет о проведении в июле летних ремонтно-путевых работ на перегонах и станциях ДВЖД, в связи с чем пропускная способность дороги в этот период будет ограничена и как следствие объёмы перевозимых грузов снижены. К уведомлению был приложен план-график проведения ремонтно-путевых работ.
На крупных находкинских предприятиях, как ОАО «ЕВРАЗ НМТП», ОАО «НЖБФ», ОАО «Восточный порт» и ООО «СК «Малый порт», эти мероприятия практически не отра-зились, зато сильно пострадали малые компании. К примеру, ЗАО «Геомар» на июль было заявлено 492 железнодорожных вагона под доставку угля от разреза к причалу предприятия, ЗАО «Дальмормонтаж» — 1413, ЗАО «Порт Восточные ворота — ПЗ» — 489, ООО «Аттис Энтерпрайс» — 1131, ООО «Восточно-Уральский терминал» — 1638, ООО «Восточная стивидорная компания» — 1155, ООО «Восточный лесной порт» — 1368 вагонов. Однако никому из них ДВЖД не подтвердила ни одного вагона.
— Перевалка угля — единственный источник дохода для нашей компании, — рассказывает генеральный директор ООО «Восточный лесной порт» Роман Будюгин. — До сего времени на этих мощностях переваливали круглый лес. Но лет пять назад в России были введены 25-процентные заградительные пошлины на вывоз кругляка в страны АТР и заниматься перевалкой леса сразу стало невыгодно. Пришлось переквалифицироваться на уголь. Все эти годы работали более или менее стабильно. Правда, не на каждый месяц ДВЖД полностью подтверждала количество заявленных вагонов, но такого, чтобы не дала ни одного, ещё не было. На июль из заявленных 93 с лишним тысяч тонн угля мы в результате не получим ни одной. На наших причалах осталось угля на три парохода, это примерно на полторы-две недели работы. На днях должны подойти из угольного разреза сто вагонов, или около семи тысяч тонн в счёт июня. Это ещё на неделю с небольшим работы. А что потом? На предприятии работает около 160 человек. Чем их занять и из чего выплачивать заработную плату?
Непростая ситуация складывается и в ООО «Восточная стивидорная компания», специализирующемся на перевалке контейнеров. Уголь в номенклатуре его грузов занимает 15 процентов грузооборота, на этом направлении занято около 60 человек. Оно было создано недавно для обеспечения потребности российских грузоотправителей в перевалке топлива. Для этого компания провела большую реконструкцию — расширила подъездные железнодорожные пути под обработку 91 вагона, приобрела современную погрузочно-разгрузочную спецтехнику для работы с углём, на что инвестировано порядка 200 млн рублей. Но с такими вводными со стороны железной дороги их издержки, вероятно, окупятся не скоро.
Аналогичное положение в ООО «Восточно-Уральский терминал». Для перевалки угля здесь также были закуплены новые манипуляторы, бульдозеры, конвейерная лента, переобучили персонал, на что было направлено более 10 млн долларов. Заключены с поставщиком договора, однако железнодорожники своим графиком ремонта путей все планы свели на нет. Из заявленных на июль 111,3 тысячи тонн угля предприятие, скорее всего, не получит ничего. По крайней мере, железнодорожники пока не подтвердили на этот период ни одного вагона. На пятое июля на причалах ООО «ВУТ» имелся запас около 60 тысяч тонн, около восьми тысяч тонн находилось в пути. Это работы до середины июля. Если ДВЖД не подтвердит ни одного вагона и на август, провальными для коллектива окажутся два месяца.
— Уголь для нашей компании является единственным грузом, — говорит генеральный директор ООО «ВУТ» Сергей Востриков. — Были месяцы, когда нам недодавали вагонов, но потом как-то выравнивали положение с помощью дополнительных планов. И впервые — ни одного. Последние семь-восемь месяцев, когда плохо шли дела с перевалкой удобрений, финансовое положение компании было нестабильным, люди получали пониженную зарплату. Но потом мы взяли кредиты, провели масштабную реконструкцию производства и занялись переработкой угля. С этих пор экономическое положение на предприятии стало заметно улучшаться. Думаю, сейчас до вынужденных отпусков работников всё же не дойдёт. Любыми путями будем добиваться, чтобы восстановить июльский план предоставления вагонов и справедливость. Соответственные письма отправили учредителю компании и в адрес управления ДВЖД.
Самое страшное — неведение
Посложнее складывается положение дел в находкинской компании ЗАО «Дальмормонтаж», где все 100 % номенклатуры груза три года составляет твёрдое топливо.
— В мае железнодорожники скорректировали нашу заявку на предоставление вагонов с 90 тысяч до 69,5 тысячи тонн, — рассказывает генеральный директор ЗАО «Дальмормонтаж», координатор действий находкинских угольщиков Михаил Панченко. — На июнь тоже существенно подрезали её. А на июль из заявленных 1413 вагонов нам уже не дали ни одного. Почему? За всю практику у нас не было ни одного брошенного на пути следования поезда, из-за чего могли бы возникнуть заторы. С выгрузкой всегда справлялись вовремя. Но почему-то четырём крупным предприятиям Находки представили на июль более одной тысячи вагонов на сутки, а семи малым, которым требуется на этот период всего лишь 250 вагонов, не дали ни одного. Если в связи с ремонтом дороги вводятся ограничения по предоставлению «окон», то почему эта нагрузка не распределяется равномерно между всеми предприятиями, а ложится только на малые? Нам не понятна такая избирательность! Где же поддержка правительством малого бизнеса, о которой так много сегодня говорится в верхних эшелонах власти? В такой ситуации понесёт убытки не только наша компания, но и угольный разрез Кемеровской области, с которым у нас заключён договор на поставку твёрдого топлива, судоходная компания «Регал», предоставляющая под погрузку пароходы, экспедиторы, агенты, под угрозой срыва оказались международные договора.
Сегодня у компании есть немного угля на причалах и ещё 217 июньских вагонов в пути. С третьей декады июля предприятие, скорее всего, полностью встанет. Из 152 человек трудового коллектива часть людей, которые ещё не отгуляли очередные отпуска, пойдут отдыхать, другую часть вынуждены отправить в неоплачиваемые отпуска, оплачивать часть тарифной ставки.
— Ни у кого из переработчиков нет ясности, сколько же месяцев продлится такая неразбериха, — продолжает Михаил Григорьевич. — В неведении остаются руководители компаний, не знают, что сказать и коллективу, чтобы поднять настроение людей. Создана инициативная группа, координирующая действия всех участников процесса по восстановлению справедливости, чтобы дело не дошло до хаоса. Принято решение и уже подготовлены коллективные письма в администрацию и Законодательное собрание Приморского края, копии разосланы полномочному представителю президента РФ в ДВФО Виктору Ишаеву, в транспортную прокуратуру Дальневосточного федерального округа и президенту ОАО «РЖД», в которых просим разобраться и помочь решить проблему. Каждый из руководителей пострадавших предприятий обратился в управление федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по факту нарушения Закона «О конкуренции», наняли адвоката, который поможет скоординировать наши действия с точки зрения законности.
Подобного в практике находкинских угольщиков ещё не случалось. Это прецедент. Отстаивать свои права всегда сложно, и особенно в таких ситуациях. Но коллективы не теряют надежды на справедливость и верят, что она, в конце концов, восторжествует. Кроме того, ещё не сказали своего слова по этой проблеме собственники угля, которые находятся в Москве и которым достучаться до кабинетов высокопоставленных чиновников ОАО «РЖД» гораздо проще, чем мелким переработчикам.
КОГДА верстался номер, стало известно, что некоторым собственникам угля всё-таки удалось частично решить вопрос отправки твёрдого топлива в адрес таких находкинских портов, как ООО «ВУТ», ЗАО «Дальмормонтаж», ЗАО «Порт Восточные ворота — ПЗ». Однако ситуация с предоставлением «окон» для прохождения вагонов с углём по-прежнему остаётся непростой. До начала августа остаётся каких-то десять дней, а предприятия-переработчики до сих пор остаются в неведении, какие ещё сюрпризы готовят им железнодорожники.
Владимир ПАНТЮХОВ