Осталось менее полугода до того момента, когда согласно федеральному Закону № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» все бюджетные организации и учреждения, а также частные предприятия с расходами на потребление энергоресурсов более 10 млн руб. в год обязаны провести у себя энергетический аудит и иметь на руках энергетический паспорт объекта.
Что такое энергоаудит и как должен выглядеть энергопаспорт, в общих чертах знает большинство руководителей, в том числе и коммерческих предприятий. Но вопросы: «Стоит ли оно того и вообще сколько это стоит?» – для них далеко не риторические.
А потому начнем по порядку. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществляется Ростехнадзором. И в помощь этой организации в рамках надзора за данной сферой законодатель дополнил федеральный Закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» частью 9.1 следующего содержания:
«Плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться два раза и более в три года».
А непосредственную ответственность проверяемых за несоблюдение обозначил в статье 9.16.КоАП «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», которая гласит:
«Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».
На этом можно было и закончить ответ на вопрос, вынесенный в начало нашей статьи: «Стоит ли оно того», но у энергоаудита есть и оборотная сторона медали, а именно: осознанная необходимость в его проведении.
Дело в том, что энергосбережение – не повинность и не разовая акция, навязанная государством бизнесу и бюджетным учреждениям и организациям, а постоянный процесс улучшений условий ведения хозяйства. Процесс, подразумевающий поиск и реализацию энергетически и экономически эффективных решений, направленных на контроль издержек.
А начальным этапом этой работы и основным инструментом в разработке программы энергосбережения является энергоаудит – инструментально достоверное обследование энергопотребления объекта, выявление моментов нерационального использования энергоресурсов, определение параметров энергоэффективности и последующее обоснование мероприятий, направленных на улучшение энергобаланса исследуемого объекта.
Необходимо отметить, что законодатель, принимая в конце 2009 г. 261-ФЗ, тем самым дал понять всем игрокам экономики, что те ее субъекты, кто не озаботится вопросом рационального использования энергоресурсов на своем предприятии и не снизит издержки производства сегодня, завтра столкнется с фактом неконкурентоспособности своей продукции и невозможностью продолжать вести бизнес в силу экономической несостоятельности последнего.
А потому получается, что и с точки зрения административного права, и с точки экономической целесообразности и предприниматель, и руководитель бюджетной организации обязаны не просто не затягивать с проведением энергоаудита, но и поспешить. Иначе средства, предназначенные для его проведения, пойдут либо на выплату штрафов, либо вообще «перетекут» к более расторопным и дальновидным субъектам предпринимательства.
Второй же вопрос нашей статьи: «Сколько это стоит?» — вообще не имеет прямого ответа. Но мы все же взяли на себя смелость дать пару-тройку рекомендаций.
Во-первых, в условиях свободного предпринимательства каждая из сторон — и заказчик аудита, и поставщик услуг — может руководствоваться как необходимостью иметь отписку для проверяющих органов, так и настоящий план мероприятий, направленный на достижение реальных, а не декларируемых целей энергосбережения.
А потому следствием того, какой из двух вариантов выберут участники сделки, будет не только качество аудита, но и его цена.
Во-вторых, объект объекту рознь. И они могут отличаться друг от друга таким огромным количеством технических, географических и иных характеристик, что попытка обозначить среднюю цену разумного, а не формального аудита всегда натыкается на такую подготовительную работу обеих сторон, что легче оставить этот вопрос за рамками нашей ознакомительной статьи, дав потенциальным заказчикам совет обращаться к проверенным аудиторам, еще лучше — рекомендованным кем-то из тех, кто уже имеет на руках заветный паспорт.
В-третьих, негласное деление игроков рынка дает следующую картину исполнителей услуги:
профессиональные команды – отраслевые специалисты, экипированные парком измерительных приборов стоимостью от 40 тыс. дол.;
так называемые «голодные» команды – любительские сборные, способные «поставить диагноз» по фотографии объекта.
Понятно, что первые обязаны закладывать в стоимость своих услуг как минимум амортизацию оборудования, вторые же, не неся иных издержек, кроме зарплаты одного-двух специалистов, «радуют» заказчиков демпинговыми ценами, подрывая разумный уровень цен в отрасли и создавая иллюзию, что услуга эта носит номинально-формальный вид, а паспорт на выходе не имеет ценности большей, чем бумага, на которой он напечатан.
И последнее: чтобы критерием, выбирая аудитора, была не только цена или личная предрасположенность, а что-то более существенное, уточните у аудитора, сможет ли он внедрить предложенные мероприятия и есть ли в его штате соответствующие специалисты и опыт? И если на эти вопросы вы услышите положительный ответ, тогда, возможно, вы нашли своего помощника и консультанта.
Добавим, что в отличие от бюджетных организаций, которым во многом необходима лишь формальность (получение энергопаспорта), коммерческим предприятиям, в первую очередь, необходима реальная экономия. У организаций и предприятий, которые относятся к малому и среднему бизнесу, в связи с небольшими объемами производства затраты энергоресурсов на единицу продукции всегда выше, чем на крупных предприятиях. А затраты на энергосбережение намного ниже. Поэтому на малых предприятиях энергосберегающий эффект оказывается зачастую больше, чем на крупных. Как следствие возникает необходимость эффективного использования энергоресурсов путем проведения энергетического обследования с разработкой максимально эффективных и окупаемых мероприятий, позволяющих добиться значительного повышения эффективности использования энергоресурсов и экономии финансовых средств.
В случае, если ваше предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, это дает вам возможность принять участие в муниципальной программе развития малого и среднего предпринимательства по субсидированию и возмещению 50% затрат, связанных с проведением энергетического обследования и реализацией энергосберегающих мероприятий. Подробнее об этом виде субсидирования можно узнать у специалистов отдела предпринимательства, пищевой и рыбной промышленности по телефону 69-21-16, либо на официальном сайте www.nakhodka-city.ru в разделе «Малый и средний бизнес», подраздел «Финансовая поддержка».
Материал подготовлен ООО «Акцент Энерджи»