В музеях Кремля

Очередь на выставку Фаберже извивалась через всю Ивановскую площадь. Кстати, отсюда и пошло выражение «Орать на всю Ивановскую» — здесь в средние века оглашались царские указы.

Молодой человек, с которым я познакомилась в очереди, успел рассказать мне о 14-часовом перелете на Кубу и, открыв телефон, стал демонстрировать снимки крокодилового шоу в Таиланде. Из вежливости я пару раз взглянула на крокодилов и спросила: «А ты видел Кремль с ночной подсветкой?». Он посмотрел на меня удивленно и ответил: «Нет». Далее пришлось удивляться мне: парень оказался родом из Московской области и работал в аэропорту Шереметьево. Не случайно привожу данный эпизод, ведь это о нас, о таких, как мы, сказал когда-то великий поэт: «Мы ленивы и не любопытны» — не знаем своей истории, не чтим своих корней. Чтобы хотя бы отчасти восполнить вопиющие пробелы в образовании нации, правительство Москвы и Министерство культуры устраивают ежегодную акцию — День музеев, когда двери хранилищ распахнуты и любой желающий может посетить их… совершенно бесплатно.

Вход на территорию Кремля полон предосторожностей. Проход через рамку, потом вас вежливо попросят открыть сумочку и обыщут металлоискателем — и вперед через мост и Боровицкие ворота, по дороге, вымощенной древней брусчаткой, в самое сердце первопрестольной — Московский Кремль, символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшую сокровищницу исторических реликвий. В 1990 году Кремль, Красная площадь и Александровский сад были включены в список особо ценных объектов России, а затем в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Немного постояв на Ивановской площади и полюбовавшись колокольней Ивана Великого, я переходила из собора в собор, когда-то действующие и ныне исполняющие функции музеев.

Успенский собор на протяжении столетий являлся главным храмом русского государства. Внешне он очень красив и выделяется на фоне других сооружений. Его внутреннее убранство состоит из величественного иконостаса, ансамбля монументальной живописи. Здесь находится собрание художественно ценных икон, молельное место Ивана Грозного и исторический некрополь. Чуть поодаль расположен Архангельский собор — родовая усыпальница великих московских князей и царей, столпы и стены которой украшает уникальная портретная галерея московских правителей и их предков. Здесь же — древний образ архангела Михаила. Патриаршие палаты с церковью 12-ти апостолов, Благовещенский собор — личный, домовой храм великих московских князей и царей.

Исследователи считают, что иконы в них принадлежат кисти знаменитого Феофана Грека и прославленного художника Средневековья Андрея Рублева. Церковь ризоположения — домовой храм русских митрополитов и патриархов с уникальным иконостасом и настенной живописью — тоже часть исторического ансамбля. К нему относятся и ансамбль колоколов Успенской звонницы и Филаретовой пристройки, коллекции артиллерийских орудий и колоколов.

На первом этаже колокольни Ивана Великого расположен выставочный зал, где в тот момент экспонировалась выставка Фаберже. Как-то незаметно образовалась внушительная очередь, отстояв в которой 2,5 часа, я все-таки посмотрела экспозицию. Одно дело видеть представленные вещи в каталоге по искусству или в виртуальной версии и совсем другое — воочию. Я даже не предполагала, что на территории России есть такое невероятное количество драгоценных камней и минералов чистейших цветов, названия которых я нигде не встречала. Огромные блюда, выточенные из цельного малахита, предметы быта царской семьи очень тонкой работы, различные вазы, флаконы для духов, всевозможные подвески, броши. Горки из многоцветных минералов изумительной красоты. Поражает утонченность и мастерство исполнения представленных экспонатов, долгий ряд которых заканчивается уродливой пепельницей, «колбасой» из розового мрамора, гранитным серпом и молотом, датированными смутными двадцатыми годами прошлого столетия – грустный финал целого направления в искусстве.

Безусловно, одно из самых сильных впечатлений осталось после посещения сокровищницы Кремля — знаменитой на весь мир Оружейной палаты. Все экспонаты, представленные в коллекции, отличает отделка драгоценными материалами и украшениями, высочайший художественный уровень исполнения и особая значимость в истории Российского государства и культуры. Вместе с билетом я взяла устройство, именуемое «электронный гид». С ним можно ходить от стенда к стенду, прослушивая записи, при условии, что вы его правильно эксплуатируете. Конечно, я сразу запуталась в нем и просто рассматривала экспонаты за стеклом. Потом рядом со мной оказалась группа подростков и — о счастье! — живой гид. Я присоединилась к их группе и увлеченно бегала по этажам – экскурсия была содержательной и шла в темпе. Фотографировать в залах категорически запрещено, но я попытаюсь передать атмосферу сокровищницы и краткую информацию о том, что пришлось увидеть.

Итак, представьте себе внушительных размеров кожаные ботфорты – это сапоги самого Петра I, рядом трость, эти вещи государь сделал своими руками, поскольку владел различными ремеслами. Далее платья для коронаций, расшитые золотыми и серебряными нитями, с натуральными камнями, пышные, дорогие и очень тяжелые. Вес некоторых из них достигает 12 кг и более. Одевать их предполагалось в особо торжественных случаях. Тут же знаменитая шапка Мономаха, короны российских царей из натуральных драгоценных металлов, сверкающих блеском великолепия. Трон для молодого царевича, за спинкой которого врезано окно для советника. Различные атрибуты власти, скипетры, короны и опять царский трон уже для взрослого царя.

Далее рыцарские латы, кареты, парадные экипажи и потешные возки для царских детей. Изрядная часть экспозиции состоит из подарочных золотых и серебряных сервизов. Огромные блюда, кубки, тарелки – все из чистого золота и серебра. Прежде чем стать экспонатами, они использовались по прямому назначению – из них пили и ели на царских пирах. Тонкая работа, изысканная инкрустация отличает церковные книги и облачения московских патриархов. В одежду и книги встроены сверкающие натуральные камни – изумруды, алмазы, сапфиры. Часть экспозиции представлена боевым оружием Петровской эпохи. Здесь отделанные бирюзой и серебром уздечки и сбруи для породистых лошадей, серебряные подковы. У поэта Павла Васильева в стихотворении «Тройка» есть такие строки: «Ведро серебряного ржанья подставишь к мордам, наберешь».

Так вот, пятилитровое серебряное ведро тоже представлено в экспозиции, из таких поили породистых боевых коней в походах, поскольку серебро обеззараживало воду, которую на войне приходилось брать из разных источников. Здесь же барабаны, мушкеты, сабли, инкрустированные драгоценностями и целый стенд подарочного оружия Петровской эпохи. Из множества экспонатов особенно запомнились позолоченные напольные часы в виде замка в миниатюре работы Фаберже. По бокам от циферблата мастер поместил двух птиц, и каждый час, когда раздавался мелодичный звон и играла музыка, из клюва птиц падали настоящие жемчужины. Тут же можно полюбоваться знаменитыми расписанными яйцами Фаберже, различными изысканными предметами, среди которых, я обратила внимание, есть миниатюрный паровоз и вагоны. Точная копия паровоза заводилась ключом, и поезд исправно тащил за собой состав. Это не что иное, как подарок от Фаберже государю, ознаменовавший торжественный момент закладки Транссибирской железной дороги. Когда экскурсия закончилась, я еще долгое время молча ходила по залам, рассматривая экспонаты.

Затем спустилась вниз, сдала не пригодившегося мне «электронного гида» и, купив диски с материалами о коллекциях, вышла в Александровский сад. Осталось сильное впечатление от увиденного, впрочем, так бывает всегда, когда прикасаешься к настоящему искусству, но в данном случае примешивалось еще одно чувство – гордость за страну. Впереди шли два иностранца, один напевал другому наш гимн на английском языке — явно проникся моментом. И я подумала, что не случайно на Россию столько раз нападали, злопыхательствовали по поводу всего русского, стараясь принизить наши достижения. Ведь мы очень богаты, и одно из неотъемлемых наших национальных богатств – бесценное культурное наследие.

P.S. Когда статья была написана, по центральному каналу показали сюжет: президент Владимир Путин в Оружейной палате. Главе российского государства продемонстрировали артефакты, которые не вошли в действующую экспозицию, ведь в ней представлена всего 1/5 часть из собрания коллекций. Под хранилища, мастерские и офисы Палаты предполагается отвести помещения в здании, расположенном в центре столицы.

Анна ТАРАБРИНА
На снимках: царь-колокол; царь-пушка; Ивановская площадь: очередь на выставку Фаберже
 
Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.